Формирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:24, реферат

Описание

С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

Работа состоит из  1 файл

Формирование рынка услуг.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

Таблица 6.1

Динамика мирового экспорта услуг 

 

Экспорт

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1997 г.

Экспорт, млрд долл.

Экспорт услуг  / экспорт товаров, %

72,8

25 

119,4

24,5 

242,5

22,3 

396,1

23,1 

770

20 

1000

33 


 

 

Услуги все сильнее  влияют на внешнюю торговлю товарами, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизительно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).

Но в последнее время  развитие сферы услуг вдет не так динамично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:

• отсутствуют универсальные  принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров  к потребителю считается более  целесообразной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;

• широкая конкуренция.

Для устранения таких ограничений  в 1986г. в рамках «уругвайского раунда»  был создан комитет по торговле услугами. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регулирующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной торговли услугами.

Вплоть до недавнего времени  международный рынок услуг был  представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.

Географическое распределение  торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием факторных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Великобританию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

Для развивающихся стран  характерно, как правило, наличие  отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.

Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.

Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике  дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в  общем объеме занятых и доли в  ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.

Таблица 6.2

Показатели роли сферы услуг в экономике 

 

Страны 

Доля сектора услуг в ВНП

Доля занятых в сфере услуг

частные услуги

темп роста

государ-ственные услуги

темп роста

частные услуги

темп роста

государ-ственные услуги

темп роста

Великобритания

43

14

47

22

США

58

3,2

13

1,2

59

2,6

48

0,9

Франция

49

3,5

13

2,3

48

2,6

19

0,9

ФРГ

47

4,9

12

4,7

41

0,4

16

2,2

Япония

56

4,5

9

3,8

55

2,4

7

1,1


Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13. 

 

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в  развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в  этом показателе есть свои отрицательные  стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с  товарами.

Иногда для оценки состояния  рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.

Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции  не является пассивным элементом  международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  критерии формирования регионального  рынка услуг

Важнейшие теоретические и практические аспекты изучения региональной экономики  — закономерности и особенности  саморегулирования и государственного регулирования экономических процессов в региональном разрезе, в том числе формирования рыночной среды, инвестиционного климата и региональных товарных рынков, а также вопросы разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития — находятся на траектории экономической реформы. Вызванная к жизни потребностями общественной практики, развитием современных производственных сил и экономических отношений региональная экономика, в свою очередь, призвана активно воздействовать на это развитие.

Территория — важнейшая составная  часть национального хозяйства, образованная сочетанием первичных  звеньев общественного производства — предприятий и их объединений. Это дает основание выделить изучение связанных с ними экономических  отношений в отдельную область  исследования. Среди них — региональная экономика, играющая важную роль в рациональном использовании ресурсов России. Регион представляет собой подсистему социально-экономического комплекса страны, относительно самостоятельную  его часть с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями социально-экономических  процессов.

Одним из основных направлений изучения региональной экономики является рынок  потребительских услуг, который  играет существенную роль в экономическом  развитии региона.

Сегодня любой квартал в крупном  городе трудно себе представить без  кафе «фаст-фуд», супермаркета и салона красоты. В последнее время этот стандартный набор дополнили другие предприятия сервиса: повсюду открываются «итальянские» химчистки, прачечные, ремонтные мастерские и пункты проката. В последние два года рынок услуг ежегодно прирастал на 30%, обороты у отдельных участников сферы сервиса увеличивались на 400–500%.

Понятие «услуга» многозначно, поэтому  дадим определение услуги согласно толковому словарю С.И. Ожегова, в  котором «услуга» имеет два значения:

1) действие, приносящее пользу другому;

2) хозяйственные удобства, предоставляемые  кому-нибудь.

Услуга в качестве основополагающего  сущностного признака содержит в  диалектике своего бытия единый процесс  производства и персонального субъективного  потребления. Специфический процесс  «соединения» производителя услуг  с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя  самого труда и его результатов  носит название «сервис» или «обслуживание». Процесс обслуживания обычно индивидуален, имеет творческий характер и дифференцирован  во времени, сроках или месту.

На сегодняшний день сфера сервиса  — одна из важнейших социально-значимых отраслей городского хозяйства, развивающаяся  устойчивыми темпами и предоставляющая  населению города около 600 различных  видов услуг. Особенно важным представляется определение места сферы услуг  в развитии территориального комплекса  хозяйства.

Сфера услуг является составной  частью народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе  экономических отношений. Как отмечает Э.М. Агабабьян, цель экономической деятельности — увеличение общественного богатства в любой форме его проявления. Здесь сфера услуг выступает в виде полезного эффекта труда или как трудовая основа, так и возможность ее стоимостной оценки. Услуги стали играть вполне самодостаточную роль в экономике — сложилась сфера услуг и рынок услуг. Их место в развитии хозяйства региона определяется следующими функциями:

1) участия в формировании той  части национального дохода и  совокупного общественного продукта, которая создается на территории  данного региона, а также баланса  трудовых ресурсов, решения проблем  занятости в населения; 

2) влияния на формирование баланса  денежных доходов и расходов  населения, на рост производительности  труда в ведущих отраслях материального  мультипликативного эффекта производства, а значит, на темпы развития  промышленности, сельского хозяйства,  на сокращение территориальных  и социальных различий в уровне  жизни, использование свободного  времени, обеспечение фактического  равенства мужчин и женщин.

Отмечая столь важную роль сферы  услуг в экономике региона, необходимо подчеркнуть, что данная отрасль  деятельности в большей степени, чем другая, подвержена влиянию территориального фактора, и в связи с этим ее специфику необходимо рассматривать  с учетом региональных особенностей. При этом абсолютное количественное выражение региональных особенностей в сложившейся системе не позволяет  сделать достаточно полных обоснованных выводов об их влиянии на показатели работы предприятий сферы услуг. Этому мешают, прежде всего, особенности  сложившегося административного деления, которые ведут к существенным различиям масштабов народного  хозяйства отдельных экономических  регионов.

Происходящие изменения сферы  услуг отражаются на других отраслях общественного производства, на экономике  страны в целом, а также на условиях жизни социально-экономических групп.

Это не может не отражаться на региональной экономике. В январе-августе 2006 года в Ростовской области отмечается сохранение позитивных тенденций в  основных видах экономической деятельности области. Область относится к  группе наиболее динамично развивающихся  промышленных регионов страны. Увеличены  объемы валовой продукции сельского  хозяйства, грузооборота, оборота розничной  торговли и общественного питания, платных услуг населению, ввода  жилых домов. На уровне января-августа 2005 года сложились объемы внешнеторгового  оборота. Вместе с тем остается высоким  уровень регистрируемой безработицы  в шахтерских территориях и отдельных  сельских районах.

На потребительском рынке области  в летние месяцы традиционно наблюдается  повышение покупательской активности населения. Так, прирост физической массы оборота розничной торговли к уровню предыдущего месяца в  августе 2006 г. составил 6,3% (в июле — 7%). В целом за январь-август 2006 г. оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах по сравнению  с январем-августом 2005 г. на 7,7%.

Объем платных услуг, оказанных  населению Ростовской области за январь-август 2006 г. по всем каналам  реализации, вырос в сопоставимых ценах по сравнению с январем-июлем 2005 г. на 9,1%.

В потребительских расходах населения  расходы на оплату услуг за январь-август 2006 г. составили 20,9% и увеличились  по сравнению с январем-августом 2005 г. на 1,1 процентного пункта.

Объем платных услуг населению  в январе-августе 2006 г. на 76,4% формировался в организованном секторе экономики, представленном крупными, средними организациями  и малыми предприятиями. На долю индивидуальных предпринимателей и некорпоративных организаций, по оценке, приходилось 23,6% платных услуг.

Информация о работе Формирование рынка образовательных услуг