Формирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:24, реферат

Описание

С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

Работа состоит из  1 файл

Формирование рынка услуг.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

Формирование рынка образовательных  услуг

С одной стороны, государство  согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

Интересно, на наш взгляд, сравнить данную практику с российской. В статье 4 Закона РФ «Об Образовании» государство берет на себя обязательство  оплатить уже полученные образовательные  услуги, но только в рамках государственного образовательного стандарта. То есть, российское государство, посредством  законодательства, не стимулирует конкуренцию  образовательных учреждений, не оплачивая  дополнительные образовательные услуги; но в тоже время и не стремится  и контролировать выбор родителями школы.

Один из ведущих социальных теоретиков Эрнест Геллнер в своей работе "Условия свободы" определяет феномен гражданского общества как "институциональный и идеологический плюрализм, препятствующий установлению монополии власти и истины и уравновешивающий центральные институты...", чьи институты уравновешивают государство. Различные социальные группы получают принципиальную возможность свободно вступать в непосредственный контакт с образовательным учреждением, для воспроизводства именно своей системы принципов и норм поведения. Отказ от социокультурной одинаковости как основы общества, превращает «знание о различиях» в основу современной системы образования. Исходное неравенство граждан, в смысле их культурной различности, превращается в их культурную и социальную независимость друг от друга. Возможность воспроизводства идентичности, культуры осуществляется, в частности, и посредством приобретения в собственность, и контролирования образовательных учреждений, легализации спроса на «альтернативное образование».

Подобная ситуация создает  условия для свободной конкуренции  на рынке образовательных услуг. Это конкуренция потребителей за определенные услуги и конкуренция  образовательных учреждений за определенный тип потребителя. Участие в этой конкуренции могут принимать, с  одной стороны, только те социальные группы, которые, во-первых, «совершенно  не удовлетворены» уже существующими  государственными образовательными услугами, во-вторых, располагают собственной  сформированной идеологией как основой  для активности, и, в-третьих, запасом  свободного экономического ресурса. В  каждой конкретной ситуации в роли потребителя услуг теперь могут  выступать совершенно различные субъекты: этнические или социокультурные общности, регионы, муниципалитеты, родители учеников обучающихся в школе, предприятия или ВУЗы, с которыми сотрудничает школа.

Регионализация образования, формирования муниципальной системы  финансирования образовательных учреждений, многоканальное финансирование образования, создание сети независимых образовательных  учреждений, частных школ, колледжей  приводит к изменению структуры  рынка образовательных услуг.

Различные социальные группы также становятся самостоятельными и активными потребителями на рынке образовательных услуг, формируя новую структуру спроса и предложения. Так, например эксперты констатируют факт, что «созданная в России сеть элитных  образовательных учреждений по количественным показателям превысила число  детей, интеллектуальное, психологическое  и физическое развитие которых позволяет  реализовать программы повышенной сложности без негативных последствий  для здоровья. При этом спрос на услуги этих учреждений не снизился». Напротив, можно говорить о повышении  подобного спроса. Количество специальных  и элитных школ, школ различных  типов более не контролируется государством в соответствии со своими потребностями, а подчиняются законам свободного рынка.

Сегодня каждое образовательное  учреждение вынужденно самостоятельно самоопределяться, формулировать свою специфику и искать свою «социальную  нишу», они становятся активными  субъектами рыночных отношений. Сами образовательные  учреждения получают возможность самостоятельно конкурировать за определенного  потребителя своих услуг; активно и открыто пропагандировать свою «особенность, специфичность» как наиболее привлекательную сторону своего образовательного процесса; активно формировать спрос на свои специфические услуги, а не только удовлетворять уже существующие потребности, артикулируемые потребителями. Следствием этого является разработка и использование специфичных, авторских курсов и программ как основы образовательного процесса в каждой конкретной школе, что влечет за собой постепенный отход от жесткой ориентации на единые образовательные стандарты. Школа перестает быть стандартной.

Изменения на рынке образовательных  услуг являются следствием не только изменения роли государства в  сфере образования, и не ограничиваются только сменой типа отношений собственности (исключительно государственной  на разнообразную, рыночную).

Меняется специфика государственного контроля в сфере образования. Государство  перестает рассматривать образование  как основного поставщика тружеников и специалистов, как «кузницу кадров».

Резкое сокращение государственного сектора в экономике изменяет объем и специфику потребностей государства в квалифицированных  специалистах. Рынок труда продолжает испытывать потребность в высокообразованных и квалифицированных работниках, но забота о своем образовании, трудоустройстве  и благосостоянии становится объектом личной заботы каждого, а не делом  государства.

В России все большее распространение  получает малый и средний бизнес, «гибкие технологии», интенсивно растет занятость в сфере услуг. Изменяется специфика рынка труда, а соответственно и запросы социальных групп в  отношении образования, структура  спроса на образовательные услуги. Спрос переориентируется с подготовки "трудящегося-рабочего" с конкретным набором навыков (школьника с  определенным набором знаний) на "технолога-дизайнера". Потребность в навыках трудовой деятельности сменяется необходимостью развития способностей к проектировочной  деятельности.

Мир переходит к новому уровню образовательного стандарта. Высшее образование стало массовым. Городская  экономика развитых стран с предубеждением относится к тем, кто не может  предъявить диплом о высшем образовании. И это скорее не проблема квалификаций, а проблема менталитета. Система  найма действует по принципу «свой  — чужой».

Рост сферы услуг —  даже в России она составляет уже  две трети рынка труда —  выдвинул новый стереотип массового  работника. Работник теперь общается не со станком и с деталью, а с  клиентами, и от качества этого общения  напрямую зависят продажи и доходы предприятия. От работника требуется  высокий культурный уровень.

В торговых сетях и бутиках  России выпускники торговых ПТУ и  техникумов безнадежно проигрывают  студентам и выпускникам даже непрофильных инженерных и педагогических факультетов вузов. Городские семьи  это прекрасно понимают и делают выбор: если в 2003 г. на одного учащегося  ПТУ приходилось четыре студента вузов, то к 2010 г. соотношение составит один к восьми!

Превращение университетов  из элитных в массовые организации  поставило большинство из них  перед проблемой ограниченности ресурсов и необходимости строгой  экономии. Если раньше редким ресурсом был талант, то сегодня им стали  деньги. Необходимость выполнения обязательств по обучению потоков студентов, возросших  в три, а то и в пять раз, неизбежно  делает формальным отношение преподавателей и администраторов к отдельному студенту. Университетская фабрика  отныне мыслит количествами.

В поточных университетах  выдвигаются узкие преподаватели, специализирующиеся на работе с большой  аудиторией. Эффективным становится преподавание с минимумом обратной связи. Преподаватели начинают вкладываться в методики массового контроля и  технику презентаций. Исследователи  оттесняются на старшие курсы, где  они могут рассчитывать на интерес  малых групп продвинутых студентов. Результатом является недостаточное  инвестирование университетов в  исследования. Но главный негативный результат — большинство студентов  оказываются вовсе выключены из процесса получения и критики нового знания или ноу-хау. Они больше не готовятся как инноваторы.

Академическую эффективность (накопление профессиональной и общественной репутации) замещает экономическая. Появились и первые чемпионы такой эффективности: открытые университеты с дистанционными программами обучения, предлагающие учащимся стандартные, обезличенные и облегченные модули информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки и условия формирования мирового рынка услуг

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли. В 90-е гг. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%. По данным МВФ, стоимость оказанных услуг в 1994 г. равнялась 1100 млрд долл., что составляет около 25% общей величины экспорта. В 1997 г. эта цифра увеличилась на 1/3 и составила 1500 млрд долл.

Появлению и развитию рынка  услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.

В целом основными стимулами  роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический  подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать  дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);

• переквалификация рабочих  мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг. За последние десять лет средние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%, а к 2000 г. большинство американских промышленных компаний значительно сократит численность своего среднего управленческого звена и заменит их независимыми консультантами. Это скажется, во-первых, на издержках производства, снижение которых приведет к росту конкурентоспособности товаров, а, во-вторых, — на росте консультационных услуг;

• индифферентность к невосполнимым  природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективный экспорт.

Международный рынок услуг  развивается более быстрыми темпами  по сравнению с рынком товаров. Для  двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров — 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд долл. в 1975 г. до 10 трлн долл.в 1982—1992 гг. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 30 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустриальных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х гг. приблизился к 30% (см. табл. 6.1).

Информация о работе Формирование рынка образовательных услуг