Чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:22, статья

Описание

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.

Работа состоит из  1 файл

статья в инет.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

    Поведение фирмы в условиях чистой монополии 

      Если  в условиях совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать  цену.

      Для правильного понимания ценовой  стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.

Соотношение цены, валовых издержек, валового и  предельного доходов в условиях чистой монополии 

  Число произведенных единиц товаров Цена Валовый доход Предельный  доход Валовые издержки
Q P TR MR TC
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

41

39

37

35

33

31

29

27

25

23

21

19

41

78

111

140

165

186

203

216

225

230

231

228

41

37

33

29

25

21

17

13

9

5

1

-3

24

43

59

72

82

91

99

108

117

127

140

156

Рис. 1 

   Существует  несколько следствий исходящей кривой спроса фирмы-монополиста.

  1. Для фирмы-монополиста предельный доход всегда меньше цены товара (Р > МR). Поэтому кривая лежит всегда ниже кривой спроса (в условиях совершенной конкуренции Р = МR =AR). В условиях чистой монополии, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему выигрыш (из таблицы видно, что валовый доход увеличивается), но одновременно приносит и определенные потери. Дело в том, что продав, например, третью единицу за 37 дол., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (с 41 до 39 и с 39 до 37 дол.). Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену, включая и тех, кто купил бы товары за 41 и за 39 дол. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 дол. (2 дол х 2). Этот убыток и вычитается из цены в 37 дол. И получается предельный доход -33 дол.
  2. Когда спрос эластичен (коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы),  снижение цены ведет к росту валовой выручки TR. Но если TR возрастает, то предельный доход МR должен быть положительным. Когда спрос неэластичен (коэф. эластичности  спроса по цене меньше единицы), снижение цены приводит к падению совокупной выручки. Но если TR сокращается, то МR должен быть отрицательным. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
  3. Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид. Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и ТС максимальна. Это видно из графика: максимальное расстояние между ТR и ТС будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т.е когда произведено 9 ед. продукции. Не нужно смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли, при выпуске 14 ед. достигается наибольший объем ТR, но максимум прибыли будет достигнут при 9 ед. продукции.

      Известно, что другой способ определения максимума  прибыли требует сопоставления  предельного дохода МR и предельных издержек МС. Для всех компаний вне зависимости от их размера и отраслевой принадлежности действует правило: фирма получает максимальную прибыль при том уровне производства, при котором МС = МR. Поэтому чтобы определить оптимальный режим работы фирмы-монополиста в краткосрочном периоде необходимо совместить кривые МС и МR.

Рис.2 

 

Рис.3 
 

Рис.4

     На  рис.2 фирма монополист максимизирует  прибыль в точке Е, где МR=МС. Цена товара определяется через соответствующую точку А на кривой спроса Д. Поскольку цена Ра превысит значение средних общих издержек, то фирма получает экономическую прибыль равную площади заштрихованного прямоугольника. На рис.3 фирма монополист терпит убытки, а на рис.4 получает нулевую прибыль.

     Поскольку фирма монополист является единственным производителем товара, то не требуется специально выделять фирму и отрасль. Поэтому равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом. Этого она может достичь, если сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения других фирм в отрасль. 
 

Информация о работе Чистая монополия