Цены и объём производства в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии.
• понять причины возникновения монополии и факторы, способствующие монополизации;
• разобраться в механизме функционирования чистой монополии, установлении цены и объема выпуска продукции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные черты и виды монополии 5
1.1 Основные черты монополии 6
1.2 Виды монополии 6
1.3 Факторы монополизации 10
Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии 13
Глава 3. Экономические последствия функционирования монополии 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая цены и объём производства в условиях чистой монополии.doc

— 437.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

С.

Введение

Глава 1. Основные черты и виды монополии

1.1 Основные черты монополии                                         

1.2 Виды монополии

1.3 Факторы монополизации

Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии      

Глава 3. Экономические последствия функционирования монополии

Заключение                                

Список использованных источников                                   

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Главной задачей экономического образования состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представления о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логики и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. Стремление человека разгадать тайны экономических процессов объясняется не только его извечной тягой к самопознанию, но и практическими потребностями регулирования экономической жизни. И чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста любого профиля.

Проблема монополий  в экономике является одной из основных  для  любого  государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Обычно положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, т. е. присутствует элемент монополизма в ее поведении. Этот элемент накладывает отпечаток на поведение фир­мы в отношении цены и объема выпуска продукции. В данной теме рассматривается монополизм абсолютный, другими словами, чистая монополия. Это противоположный полюс спектра рыночной структу­ры. Такая ситуация тоже, как и совершенная конкуренция, встречается редко. Но рассмотрение чистой монополии позволяет выяснить неко­торые экономические закономерности функционирования рынка, ко­торые ранее невозможно было обнаружить.

Целью курсовой работы является изучение основных понятий и характерных черт чистой монополии.

•   понять причины возникновения монополии и факторы, способст­вующие монополизации;

•   разобраться в механизме функционирования чистой монополии, установлении цены и объема выпуска продукции;

Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии.

  Задачами курсовой работы являются рассмотрение экономической сущности монополии, ее власти, издержек общества; исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования, исследование монополизма.

Разработкой данной темы занимались такие известные экономисты как: Э. Дж Долан., Д. Линдсей, К.Р.  Макконнелл, С.Л Брю, Р. Пиндайк, Д. Рубенфельд, П. Самуэльсон, С. Фишер, в своих книгах и научных трудах (“Экономикс”, “Микроэкономика”, “Экономика”) и многие другие.

 

 


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ

 

1.1 Основные черты монополии

 

Cуть монополии передана самим словом «монополия». По-гре­чески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом про­дажи какого-либо товара на рынке.

На первые взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения–абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими на казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соотносить с размерами рынка. «Бритиш Стил» - единственный поставщик стали в Великобритании. Но если принять во внимание мировой рынок стали, фирма перестанет быть монополистом, так как она должна конкурировать с зарубежными производителями. Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода или песчаного карьера невелики, но из-за высоких транспортных издержек они могут занимать монополистические позиции на местном рынке.[3, с 5-7]

Действует ли на рынке один производитель или их больше, зависит от того, как определяется рынок. Предположим, что перевозки между городами А и Б осуществляет одна автомобильная компания. Является ли она монополистом? В узком смысле слова она может быть определена как монополия. Однако между городами А и Б могут быть и другие формы транспортного обслуживания пассажиров: воздушное, железнодорожное, водное. И уже в этой ситуации данную автомобильную компанию нельзя рассматривать как монополию.

Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.

В экономике абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этим термином обозначатся и сама фирма занимающая единственное место в отрасли.

Чистая монополия как рыночная струк­тура имеет следующие основные черты:

1. Наличие на рынке единственного производителя (продавца). Термины «фирма» и «отрасль» в такой ситуации являются синонима­ми. Одна фирма производит весь объем продукции отрасли. Следует иметь в виду, что монополия может иметь географическое измерение. Например, в небольшом городе может быть только одна фирма, оказы­вающая какую-либо услугу, скажем, нотариальная контора.

2. Выпускаемый фирмой товар (оказываемая услуга) не имеет близ­ких заменителей и, таким образом, покупатель вынужден или покупать этот товар у монополиста, или обходиться без него. По предыдущему примеру, потребитель может поехать в другой город для нотариального оформления документа, но такая альтернатива может быть непри­емлема в связи с большими издержками

3. Фирма-монополист устанавливает цену, так как ею контролируется весь объем предложения данного товара. Эта структура прин­ципиально отличается от рынка совершенной конкуренции, в котором отдельная фирма не может влиять на цену продукта, а принимает уже сложившуюся цену. Так как спрос на продукцию монополиста совпа­дает с отраслевым спросом, то он может устанавливать ту или иную цену путем изменения количества предлагаемого товара,

4. Наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль. Фирма потому и является монополистом, что существуют ограничения экономического, юридического. технического и природного характера, которые не дают возможности другим фирмам заняться этим видом деятельности.

5. Чистому монополисту, как правило, нет необходимости зани­маться рекламой своего товара (услуги), так как он и без этого извес­тен и необходим потребителям.[8, с 108-112]

 

1.2 Виды монополии

 

Исходя из характеристик основных черт  формируются разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия (закрытая) возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Случайная монополия имеет место тогда, когда кто – то непредвиденно оказывается единственным  производителем уникальной продукции.

Экономическая монополия (открытая) является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли является объединение крупных компаний. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как еди­ное целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть раз­личными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

Наиболее простыми монополистическими объединениями явля­ются временные соглашения между отдельными компаниями, именуе­мыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отно­шении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения явля­ются неустойчивыми.

Более устойчивой формой монополии является картель - согла­шение между отдельными компаниями о ценах на производимую про­дукцию, о рынках сбыта этой продукции, о квотах на ее производство. Картельными могут быть соглашения о ценах на сырье, из которого про­изводится продукция. Такие соглашения еще не означают полную моно­полизацию отрасли, так как они заключаются между компаниями, со­храняющими свою производственную и коммерческую самостоятель­ность и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.

Качественно иной формой монополии является синдикат, пред­ставляющий собой объединение отдельных компаний для создания со­вместных предприятий по сбыту производимой продукции. Здесь в пол­ном смысле возникает монополия в лице одного сбытового предприятия,  которое получает возможность определять условия продажи това­ра, прежде всего цену.

Следующей, уже завершенной формой монополии является трест. Трест представляет собой объединение компаний не только для совмес­тного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест ком­пании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоя­тельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.

В основе образования трестов лежит процесс централизации про­изводства, которая может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Горизонтальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относя­щиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного секто­ра заняты производством сырья, которое перерабатывается и превраща­ется в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бес­перебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию пред­приятий различных секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней, - комбинатами.

Информация о работе Цены и объём производства в условиях чистой монополии