Цель создания и функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:15, реферат

Описание

Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

Введение 2
Предприятие как объект предпринимательства 4
Цель создания и функционирования предприятия 4
Предпринимательство как экономическая категория 11
Производственные и рыночные связи предприятия. 15
Предпринимательская деятельность предприятия 20
Предпринимательские права и обязанности предприятия 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Цель создания и функционирования предприятия.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, организуя единоличное или семейное предприятие. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров  как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ и др.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

• самостоятельность  и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия  — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки (оказание финансовых услуг); поставщики (снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.); оптовые и розничные продавцы (предоставление услуг по доведению товаров до потребителя); специализированные фирмы и учреждения (предоставление

профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг); агентства по трудоустройству (оказание помощи в подборе рабочей силы); учебные заведения (обучение рабочих и специалистов-служащих); прочие агентства (рекламные, транспортные, страховые и др.); средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, поэтому большое значение для успешной работы имеет создание необходимых правовых условий. Прежде всего речь идет о законах, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Законы должны обеспечить; упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер2 указывал на три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

1) необходимость защитить  фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления «недобросовестной конкуренции»;

2) необходимость защитить  потребителей от недобросовестной

деловой практики. Отсюда — направленность законов против тех

фирм, которые, оставшись  без присмотра, могут начать выпускать

плохие товары, лгать  в рекламе, вводить в заблуждение  посредством

упаковки и уровня цен;

3) необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает Ф. Котлер, «ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни».

В условиях перехода к  рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В отечественной предпринимательской сфере система законов только складывается.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения.

2

 

Не решает она и  многих других актуальных проблем. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания действенного механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие государства затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательские права и обязанности  предприятия

 

Государственные законы, действующие в области экономики, определяют компетенцию государства  и границы его вмешательства  в работу предприятия. Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется за:

    • доходами предприятия и уплатой им налогов;
    • санитарным состоянием производства;
    • назначением и техническим уровнем продукции;
    • соблюдением стандартов и технических условий производства;
    • правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. «Под демократией многие понимают вседозволенностью. А это не одно и тоже, - справедливо замечает американский исследователь менеджмента Я. Хотин. – Запад под демократией понимает очень строгие и суровые законы, которые нельзя ни обойти, ни нарушить»3. Законодательством предусмотрено, что предпринимательство несет полную ответственность за все виды его деятельности, в том числе за:

    • соблюдение интересов и прав граждан;
    • соблюдение законов и сохранность окружающей среды;
    • преумножение имущества, вверенного государством или держателями акций;
    • повышение эффективности производства.

 

 

3

 

 

Предусматривается, что  деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории. При этом государство или другой вышестоящий орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия, которое не отвечает также по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия  обязана создавать нормальные условия  труда для персонала. Решения  по социально-экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового  коллектива. Между администрацией и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

    • по санитарному состоянию и технике безопасности работ;
    • условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность смен;
    • продолжительность и размеры оплаты отпусков;
    • условия и формы оплаты труда по категориям работников и др.

За пределами предусмотренных  законом полномочий местные органы власти и коммерческие организации  не вправе вмешиваться в осуществление  внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.[3]

 

 

 

Заключение

 

Основным звеном развития экономики является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Важнейшие проблемы, которые предстоит решить любому предпринимателю: найти свою хозяйственную нишу, выбрать форму предпринимательства, сформировать производственную базу и привлечь финансовые средства. Важным средством контроля в рыночной системе служит конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей, применять при этом наиболее эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и труда и в итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам производства.

Предприятие может являться объектом предпринимательства, но зачастую это малые предприятия, так как инновационная модель предпринимательского поведения оказывается неприменимой на крупном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Экономика предприятия:  Учебник для вузов /Под ред.  проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с. - ://studyspace.ru/uchebniki-po-ekonomike/ekonomika-predpriyatiya.-pod-red.-gorfinkelya-v.ya.-shvandara.html

2. Экономика предприятия:  учебник / В.И. Титов. — М.: Эксмо, 2008. — 416 с. - http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181160884-titov-v.i.-jekonomika-predprijatija.html

3. Экономика предприятия  (фирмы). Учебник / Под ред. Волкова О. И., Девяткина О. В. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601с. - http://mirknig.com/knigi/business/1181130511-putevoditel-v-mir-jelektroniki.-kniga-2.html

4. Экономика предприятия: Учебное пособие/ В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др.; под общ. ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова. – М.: Новое знание, 2008.-667 с.

5.  Предпринимательство:  Учебник/ Бусыгин А. В. 3-е изд.  – М.: Дело, 2001. – 640 с.

6.  Экономика малого предприятия: учебник/ Е. В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 144 с.

1 Берл Г. Создать свою фирму. — М.: Дело Лтд, 1994. — С. 68.

2Котлер Ф. Указ. соч. - С. 130.

 

3 Экономика и жизнь. 1991. №8




Информация о работе Цель создания и функционирования предприятия