Цель создания и функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:15, реферат

Описание

Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

Введение 2
Предприятие как объект предпринимательства 4
Цель создания и функционирования предприятия 4
Предпринимательство как экономическая категория 11
Производственные и рыночные связи предприятия. 15
Предпринимательская деятельность предприятия 20
Предпринимательские права и обязанности предприятия 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Цель создания и функционирования предприятия.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Следует уточнить, что понятие предпринимательства несет несколько иную смысловую нагрузку, нежели часто употребляемое понятие бизнеса. В общественном сознании понятие предпринимательства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятностью может и не оправдать возлагаемых ожиданий.

При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. 

Тем не менее следует признать, что границы между понятиями  бизнеса и предпринимательства  достаточно условны, размыты, особенно в том случае, если речь идет о высокорисковых видах бизнеса.

Резюмируя вышеизложенное, можно считать, что предпринимательство в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, в узком смысле — с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с реализацией значимой и, как правило, новой идеи.

Центральной фигурой, способной обеспечить динамичное и эффективное развитие предприятия, является собственно предприниматель. Именно предприниматель (какое бы место в ряду участников процесса формирования и реализации предпринимательских решений — директора, менеджера, собственника предприятия и т. д.— он ни занимал) в своей деятельности способен эффективно выполнять комплексные функции:

  • осуществлять выбор адекватной модели предпринимательского поведения;
  • реализовать в рамках этой модели намеченное стратегическое решение;
  • проводить долговременную экономическую политику предприятия.

Что же представляет собой  предприниматель? Можно сказать, что  это фигура сложная и противоречивая, а российский предприниматель — в особенности. Социально-экономическое положение российского предпринимателя основывается на двух «китах»: он должен быть одновременно и собственником, и главой (директором) предприятия, так как именно такое сочетание полномочий обеспечивает эффективное выполнение перечисленных выше функций предпринимательской деятельности.

Истоки дисгармонии коренятся  в различии экономических интересов собственника и директора предприятия. Это обусловлено разными источниками, механизмами и размерами получаемых ими доходов. Например, интересы директора зачастую состоят в минимизации усилий по управлению предприятием и стремлении получить максимальный эффект в

краткосрочной перспективе, в пренебрежении долгосрочными целями развития, проведении недальновидной социальной и кадровой политики и т.п. В свою очередь, собственник (хозяин, стратегический инвестор) в принципе заинтересован не столько в извлечении текущих прибылей, сколько в устойчивых темпах развития предприятия и его жизнеспособности, что может потребовать совсем иных стратегических решений.

Противоречивость предпринимателя как экономического субъекта проявляется также в том, что его роль в обществе, как показывает анализ экономических реалий, неоднозначна. С одной стороны, предприниматель действует в интересах общества в целом, способствуя насыщению рынка продуктами производства и созданию рабочих мест, что в конечном счете обусловливает развитие и подъем реального сектора; с другой — он может действовать исходя из собственных экономических интересов, противоречащих народно-хозяйственным или корпоративным целям, что побуждает его использовать различные схемы ухода от налогов, проводить

трансферты капитала за границу, осуществлять операции в области, граничащей с «теневым» бизнесом, и т. д.

Слой занятого населения, который следует отнести к предпринимателям, не столь уж велик. Чаще всего предприниматели встречаются в малом бизнесе. Именно здесь раскрываются такие качества, как предприимчивость, мобильность, склонность к нестандартным решениям, и, более того, появляется возможность реального воплощения собственных идей, так как лицо, формирующее решение, является хозяином положения и несет прямую экономическую ответственность за последствия своих действий.

В этом плане малая фирма выступает как мобильная хозяйственная структура, экономический потенциал которой основывается на органическом соединении интеллектуальной и финансовой собственности и зависит не столько от количественных параметров (числа занятых, объема производственных мощностей и т. д.), сколько от адаптационных характеристик, от способности работать в условиях жесткой конкуренции. Для российских условий, как показал опыт последних лет,— это условия «полудикого рынка» переходного периода. Здесь не приходится рассчитывать на помощь вышестоящего ведомства, федеральные субсидии, льготные кредиты банков. Разорился, реорганизовался, начал дело заново — вот базовый принцип малого бизнеса. Его основу составляют кадры, успешно адаптирующиеся к экономической обстановке, способные находить «незанятые ниши» с более высокой нормой прибыли и умеющие наладить работу фирмы в любом направлении.

Что касается крупных  предприятий, то масштабы управленческой деятельности там существенно крупнее, а возможности совмещения функций директора и собственника проблематичнее. Фигура предпринимателя, представляющая собой единство двух «ипостасей», встречается в крупных корпорациях значительно реже. Эти хозяйственные образования более инерционны, имеют, как правило, в большей степени коллегиальный (корпоративный) тип управления. Для принятия решения в этой ситуации требуется не только время, но и определяемое уставом необходимое количество голосов (решение совета директоров, общего акционерного собрания и т. д.). «Пробить» собственную идею в этих условиях довольно сложно: надо обладать либо контрольным пакетом акций, либо иметь мощное лобби в директорате компании.

Таким образом, инновационная  модель предпринимательского поведения  зачастую оказывается неприменимой на крупном предприятии. Инновационные решения реализуются здесь другим классом функционеров, которых правильнее называть не предпринимателями, а бизнесменами.[2]

 

Производственные и  рыночные связи предприятия.

 

В современных условиях развития экономики любой предприниматель, а тем более предприниматель, занимающийся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем. Первая из них — найти себя в хозяйственном пространстве, или, как говорят, свою хозяйственную нишу. Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и др. и, таким образом, определить общие условия инвестирования средств.

Определив свою хозяйственную  нишу, предприниматель может принимать решение о специализации своего предприятия. Потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция.

Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства — индивидуальной или коллективной. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, и в случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами и своим имуществом.

Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Следующий шаг — формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап — привлечение  финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передав права на участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долговые обязательства, а также получив займы в коммерческих банках. Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка

подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика переходного периода к рынку, сложившегося ныне в нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих сторон (и у предприятия, и у банка) вызывают краткосрочные ссуды. Они выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др. Таков далеко не полный перечень производственных и рыночных связей предприятия. По мере дальнейшего развития рыночных отношений перечень этот будет расширяться и дополняться.

Наиболее яркое проявление соперничества —конкуренция.

Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий — изготовителей продукции, а через них —до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику и ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

Понятием, противоположным конкуренции, является монополия, в условиях которой на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Являясь единственным производителем данного товара, монополист устанавливает на этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей будут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто купит его, заплатят за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений.

Будучи единственным производителем данного товара, монополист находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначить ее сколь угодно высокой.

Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять крупным предприятиям? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия трудно ладят с инициаторами новых идей, которые нередко бывают одержимы своей идеей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль лет через семь-десять. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

В противоположность  крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу «ориентация на нужды». Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Здесь инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах.

На малых фирмах умеют  мыслить перспективно. Здесь относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.

Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.

Надо отметить также, что мелкие фирмы «терпимы к хаосу», что совсем (или почти) невозможно для традиционной крупной компании. Инновации — это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно.

Наконец, малые фирмы  умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. В крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие. Преимущества малых фирм подтверждают, что они могут успешно вести конкурентную борьбу.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательская деятельность предприятия

 

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство».

Информация о работе Цель создания и функционирования предприятия