Бренд и брендинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание

Для раскрытия всех этих важных вопросов перед нами поставлена цель: изучить бренд как инструмент дифференциации продукта.

Для этого мы поставили следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие бренда и дифференциации;

2. Изучить структуру бренда;

3. Понять какова же роль бренда в современной экономике;

4. Проследить развитие брендов на предприятиях отраслей экономики РФ.

Объектом нашего изучения является брендинг, а предметом - его роль как инструмента дифференциации товара.

Работа состоит из  1 файл

курсовик маркетинг.doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)

10) Цена и представленность  в сети продаж. Поправочные показатели  к доле рынка, позволяющие оценить,  насколько последняя обусловливается  сильной маркой, а насколько -- хорошей представленностью или ценовыми скидками.

Первые два показателя составляют группу «измерений лояльности», третий и четвертый показатели -- «представление о товаре», 5, 6 и 7-й -- «ассоциаций и отличительных  особенностей», 8-й -- «известности», а 9 и 10-й -- «поведения на рынке».

Однако для того, чтобы фирменный стиль фирмы (или  продукта) увидел своего потребителя, его необходимо на чем-либо разместить. Основными носителями элементов  фирменного стиля считаются:

1. Печатная реклама  фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.

2. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы,  оформление залов для пресс-конференций  и т.д.

3. Сувенирная реклама:  пакеты из полиэтилена, авторучки,  настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и т.д.

4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной  переписки, для коммерческого  письма, для приказов, для внутренней  переписки и т.д.), фирменные папки-регистраторы, фирменные блоки бумаг для  записей и т.д.

5. Документы и удостоверения:  пропуски, визитные карточки, удостоверения  сотрудников, значки стипендистов  и.д.

6. Элементы служебных  элементов: панно на стенах, настенные  календари, наклейки большого  формата. Нередко весь интерьер  оформляется в фирменных цветах.

7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний  и двусторонний вымпел, фирменная  упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные  билеты, фирменная одежда сотрудников,  изображения на бортах транспортных  средств фирмы и т.д.

Вышеописанные элементы фирменного стиля не только являются дополнительной рекламой для фирмы  и ее продукта, но и помогают покупателям  находить ее среди множества других марок. Кроме этого они помогаю  сплотить персонал компании и почувствовать  себя частью одного большого предприятия.

Правильное понимание  структуры бренда, основных его аспектов и составляющих - основа успешного  брендинга и, как следствие, высоких  продаж продукта.

3. Роль бренда в  современной экономике

Исторически бренд  возник как одна из первых форм защиты прав потребителя. Логотип компании гарантировал качество и постоянство, позволял сориентироваться в ожиданиях от продукта еще до его приобретения. За это рациональный покупатель был готов доплатить.В настоящее время ситуация несколько изменилась. С усовершенствованием средств производства выделиться среди конкурентов только за счет качества с каждым годом становится все сложнее. Компании переключаются с производства продуктов на производство образов и даже стилей жизни. В новой глобальной экономике бренды представляют собой большую часть стоимости компании и наиважнейший источник ее доходов. При этом множество из устоявшихся брендов, лидирующих в списках Интербренд, сейчас испытывают большие проблемы. Социологические измерения показывают, что потребители становятся все более непостоянными и все менее восприимчивыми к рекламе. Одновременно накаляется спор о социальной роли брендов. Современные активисты все чаще нацеливают свои атаки не на правительства или идеологии, а на бренды. Только за последние годы большую популярность приобрели книги, направленные против брендов, и среди них нельзя не упомянуть последнее издание, уже называемое "библией анти-глобалистов", - Naomi Klein, "No Logo: Taking Aim at the Brand Bullies".

С другой стороны, на защите брендов оказываются все силы мировой экономики, находящие поддержку среди ряда теоретиков социальных наук. Недавно Мировой Банк провел исследование, результаты которого показали, что мировые бренды оказались подлинным благодеянием для развивающихся стран, потому что производящие их ТНК платят самые высокие зарплаты и обеспечивают работников наилучшими условиями труда.

В настоящее время, хотя вопрос о "этичности" брендов  остается открытым, продукты, люди, страны и компании торопятся превратиться в бренды. От Tesco до Мадонны, - все занимаются брендингом, и даже Британия попыталась стать брендом со своим слоганом "Cool Britannia". Цель - сделать собственные образы в сознании людей понятными и узнаваемыми. Можно констатировать, что в современном мире бренд становится, прежде всего, инструментом по подтверждению потребительских ожиданий (это распространяется как на потребление товаров, так и на потребление услуг и символов), снижая неопределенность, которая иначе оказывается тяжелой психологической нагрузкой для многих жителей "золотого миллиарда".

Если еще недавно  считалось, что для возникновения  бренда необходимо, чтобы торговая марка просуществовала как минимум 50-60 лет. Сегодня говорят о феномене "быстрых брендов", - например, Интернет-магазин Amazon.com попал в списки Интербренд после 5-ти лет своего существования. Пересматриваются и другие прежде обязательные характеристики понятия "бренд".

Брендинг сейчас активно  развивается, подстраиваясь под  новые изменения на мировом рынке  и экономике в общем. Каждая компания старается придумать что-то новое, как, например, компания GfK, входящая в число лидеров мирового рынка маркетинговых исследований, недавно представила инструмент под названием BASS - Brand Assessment System. Этот метод основан на измерении потенциала продаж бренда на основе информации, полученной при помощи Consumer Panel (сбор данных о потреблении на основе дневников, ежедневно заполняемых по репрезентативной выборке домашних хозяйств во многих странах, в том числе и в России). В рамках этого инструмента используется BPI (Brand Potential Index), который рассчитывается исходя из 10 критериев и способен предоставить в распоряжении ЛПР краткосрочный и среднесрочный прогнозы рынка. Одной из потребностей разработки этого инструмента стало то, что в современных условиях "Strong Brands" характеризуются не только долей рынка или глубиной проникновения на рынок, но и "силой", или способностью гарантировать долгосрочную верность своих покупателей. В связи с этим можно подчеркнуть учитывающиеся в BPI факторы, относящиеся к объему продаж и определяющие силу бренда:

1. Buyer Penetration (покупатели, которые хоть однажды приобрели  данный бренд);

2. Share of First Choice Buyers (мера  верности бренду, показывающая долю  покупателей, для которых рассматриваемый  бренд является их первым выбором).

Существуют и психологические  индикаторы, которые позволяют исследователям понять подоплеку поведения покупателя. Эти индикаторы также могут быть получены при анализе панельных  данных. Например, "Share of Soul" - одна из центральных детерминант поведения потребителя, его оценка в терминах чувств и понимания определенного бренда.

Одной из главных проблем  брендинга в современной экономике  является его недолговечность. Люди уже сейчас забывают те звезды рынка, ради которых лет 5 назад могли выложить огромные суммы. Необходимо уметь вовремя уйти со сцены. Вернемся в 1950-е годы, когда родилась и стала применяться современная концепция брэндинга. Вспомните среднестатистического потребителя, чьим пределом мечтаний было жадное потребление материальных ценностей. Мир изменился, а значит, и брэнды тоже.

Сегодня они перестали  быть прерогативой маркетингового отдела. Брэнды слишком важны, чтобы отдать их в ведение этого или какого-нибудь другого «отдела». Живые, меняющие мир  брэнды не создаются в организационных гетто.

И действительно, современный  брэнд - и брэнд будущего - это  гораздо больше, чем просто инструмент маркетинга. Начинает развиваться новое  искусство брэндинга. Брэнд понимается как инструмент управления, применяемый  во всей организации и за ее пределами, охватывающий дилеров, поставщиков, инвесторов и клиентов.

Это значит, что брэнды важны не только при работе с индивидуальными  потребителями. Сегодня они становятся все более значимы при работе с корпоративными клиентами, в производстве и продаже наукоемких услуг и практически в любой другой промышленной или деловой сфере.

Влияние брэндов проявляется  в каждом аспекте деловой жизни, от самого незначительного решения  в магазинчике на углу до самого крупного - в самой большой компании. Внутри и за пределами организации брэнд охватывает все. Он затрагивает все виды деловой активности. Брэнд - это упаковочная машина. Он концентрированно представляет видение бизнеса, бизнес-план, корпоративную культуру, имидж и многие другие стороны деловой жизни, которые до этого концептуально разносились по разным подразделениям. Где бы вы ни работали, брэндинг будет оказывать на вас все большее влияние.

Брэндинг важен  для самых разных сторон деятельности компании, являясь принципиальным для  достижения успешных результатов на финансовых рынках. Теперь брэнд считается чрезвычайно ценным активом. В 1988 году британская продуктовая компания RHM (Rank Hovis McDougall) вошла в историю, став первой, включившей стоимость брэнда в балансовый отчет; она оценила свои брэнды, как и другие активы. Брэнд становится доминантой финансовой оценки любого предприятия.

Томас Гэд, международный  специалист по брэндингу, считает, что  брэнд определяет жизнь корпорации в большей мере, чем прибыль. Он говорит о том, что прибыль  сейчас мало кого интересует прибыль сама как таковая. Руководители интересуются своими опционами, но они одиноки в этом стремлении. Клиенты и сотрудники (если только на их долю не приходится значительная часть акций) остаются равнодушны к разговорам о прибылях. И потребители тоже вряд ли задумываются о прибыли той компании, чей товар они покупают.

Что касается России, то существуют разные точки зрения относительно того, какие российские марки являются брендами. Говоря об архитектуре брендов, в качестве примера стратегического бренда можно привести "Русский Стандарт" для компании РУСТ, в качестве бренда-рычага - "Visa-Альфомобиль", - программу, предлагаемую пользователям карт Visa. Так называемый бренд-"дойная корова" (который обеспечивает компании возможность инвестировать в R&D и в то же время получать прибыль, опираясь на устоявшуюся потребительскую базу) - это, по всей видимости, "Домик в деревне" для Wimm-Bill Dann, "Лада" для АвтоВАЗа. Одновременно многие бренды, выигрывающие конкурсы и являющихся гордостью своих владельцев, часто являются по сути не более чем хорошо развившимися торговыми марками, приобретшими некоторые свойства брендов (это можно проиллюстрировать примерами так называемых "советских брендов": "Столичная", "Лакомка", "Волга").

Говоря о ситуации с брендами в России, нельзя не отметить, что на восточноевропейских рынках очень силен фактор цены, и это нельзя не учитывать при брендинге. Верности брендам в данном регионе в принципе достигнуть довольно трудно, и этому есть простое объяснение: люди обычно имеют небольшое жилищное пространство, и, не имея места для хранения, они делают покупки чаще и покупают небольшие упаковки товаров. Это увеличивает их шансы встретить новую марку продуктов, новый бренд.

На фоне этого тем  большую роль в успехе становления бренда и его дальнейших перспективах играет своевременное проведение квалифицированных маркетинговых исследований. Для компании, желающей сделать из своей продукции бренд, это чрезвычайно важно, так как именно правильно исследованный рынок - это половина дела при создании хорошо разработанного и стабильно приносящего прибыль бренда.

И в условиях современной  экономики компании все чаще стремятся  получать высокие прибыли не через  увеличения объема продукции, а через  создание благоприятного впечатления  у потребителя и его приверженности именно их марке. Именно поэтому в современном мире бренд играет огромную роль, пронизывает практически все стороны нашей с вами жизни (от покупки нами под действием рекламы бренда и вплоть до наблюдения за общественными людьми, политиками, знаменитостями, которые сами представляют собой бренд) и имеет огромное на нас влияние.

4. Развитие брендов  на предприятиях отраслей экономики  РФ, их роль в усилении рыночной  власти

4.1 Российский потребитель

Для достойного функционирования бренда, как уже было неоднократно сказано, необходимо понимание рынка и потребителей. Для рассмотрения вопросов развития брендинга в России необходимо сначала рассмотреть российского потребителя. Ведь бесспорно, каждый создатель нового бренда, специалист так или иначе связанный с разработкой торговой марки, упаковки, способов продвижения и продажи товаров и услуг, обязан понимать, кто будет являться потребителем бренда, и разбираться в его отношении к миру людей и вещей. Для того чтобы лучше в этом разобраться, мы будем опираться на результаты исследовательского проекта «Russian Consumer Study».

В 1992 году, после полутора лет исследований вышла книга  «Russian Consumer Study», подготовленная московским офисом DMB&B (DMB&B - агентство маркетинговых  коммуникаций DMB&B, с 2002 года агентство называется «Родная Речь») под руководством Сергея Коптева (Сергей Коптев - соавтор, президент Starcom MediaVest Group, председатель совета директоров РА «Родная Речь»). Книга была написана для менеджеров западных компаний, которым стратегически был интересен российский рынок, для которых важно было понять, как эффективно строить бизнес в новой России.

В начале 90-х годов  можно было сказать, что «в России нет потребителя в западном смысле». Характерные черты российских покупателей, пока еще не потребителей, проявлялись ярче всего не сами по себе, а как некое противопоставление поведению «западного» человека. «Это было исследование скорее не «о нас», а «о нас в отличие от них».

Формула успешных отношений  на рынке 90-х гг.: «…осмысляй рынок (Think Market), создавай и планируй на нем бренды (Plan Brand), чтобы эти бренды воздействовали на потребителя (Act Consumer)», - применима и к сегодняшним попыткам разработки сильного бренда. При этом, осмысляя и строя рынок, бессмысленно создавать его «небрендовым». «Лидирующий Бренд - тот, который занимает центральное маркетинговое измерение».В те времена людей необходимо было воспитывать как потребителей - Act Consumer. Реклама должна была сделать покупателя пригодным для восприятия бренда, подготовить его.

В 2001-2003 гг. было проведено  повторное исследование, с целью  подтверждения выводов 1992 года. Задача повторного исследования - «посмотреть, что стало с людьми и что  произошло с рынком».

Первые выводы: «Мы  не только стали потребителями - мы стали другими людьми…главное - в каждом из нас живет тот самый Russian Consumer, который существовал и десять, и сто, и двести лет тому назад…И он не так уж плох!» Современный российский потребитель выглядит более зрелым, информированным и прагматичным. Потребительская культура продолжает формироваться и простых покупателей становится все меньше и меньше.

Информация о работе Бренд и брендинг