Бэнчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 07:47, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания. Что из себя представляет бенчмаркинг? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме и понять, каким образом можно использовать данный инструмент.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общее понятие бенчмаркинга 4
1.1 Понятие бенчмаркинга, цели бенчмаркинга 4
1.2 История бенчмаркинга 4
1.3 Виды бенчмаркинга 5
1.4 Принципы бенчмаркинга 8
1.5 Этапы бенчмаркинга 10
Глава 2 Бенчмаркинг и промышленный шпионаж 13
2.1 Понятие промышленного шпионажа 13
2.2 Отличия бенчмаркинга от советского «обмена передовым опытом», и от промышленного шпионажа 14
Глава 3 Бенчмаркинг в России - реальный инструмент развития бизнеса 14
3.1 Способы легального получения информации 14
3.2 Оценка эффективности внедрения заимствованных решений. 16
3.3 Практический подход к сбору информации о конкурентах 17
3.4 Возможность применения бенчмаркинга, если компании работает в разных отраслях 18
Глава 4. Применение успешного бэнчмаркинга не примере компаний и государств 19
Заключение 31
Список использованной литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 88.13 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Общее понятие  бенчмаркинга 4

1.1 Понятие бенчмаркинга, цели бенчмаркинга 4

1.2 История бенчмаркинга 4

1.3 Виды бенчмаркинга 5

1.4 Принципы бенчмаркинга 8

1.5 Этапы бенчмаркинга 10

Глава 2 Бенчмаркинг и  промышленный шпионаж 13

2.1 Понятие промышленного  шпионажа 13

2.2 Отличия бенчмаркинга  от советского  «обмена передовым  опытом», и от  промышленного шпионажа 14

Глава 3 Бенчмаркинг в  России - реальный инструмент развития бизнеса 14

3.1 Способы легального  получения информации 14

3.2 Оценка эффективности   внедрения заимствованных  решений. 16

3.3 Практический подход  к сбору информации  о конкурентах 17

3.4 Возможность применения  бенчмаркинга, если  компании работает  в разных отраслях 18

Глава 4. Применение успешного  бэнчмаркинга не примере  компаний и государств 19

Заключение 31

Список  использованной литературы: 32 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную бенчмаркинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирмы. 
Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено Маркетинговой системы — специальные службы и подразделения, в малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. Управляемым объектом Маркетинговой системы является маркетинг как особый вид деятельности.

Маркетинговый подход — общепризнанное направление  в создании и реализации фирмами  продукции и услуг различного назначения. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой  сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная МС фирмы  может привести не только к упущенной  выгоде, но и прямым убыткам. Несмотря на вероятностный характер такой  нежелательной ситуации, в развитие маркетинга вкладываются значительные средства. Ведь фирмы действуют в  условиях конкуренции, изменчивой внешней  среды и неполной информации о  ней. Поэтому они вынуждены осуществлять полноценный информационный мониторинг внешней среды, в первую очередь  рынков продукции и услуг. Важно  и эффективное использование  такой информации, что связано  с многовариантным анализом и  обоснованием принимаемых решений, прогнозированием и планированием  деятельности на всех уровнях. 

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная  проблема. В первую очередь это  касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. Маркетинговые  и консультационные компании в последнее  время стали указывать в числе  своих услуг бенчмаркинг. Обучающие  центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому  вопросу все больше внимания. Что  из себя представляет бенчмаркинг? Давайте  попробуем разобраться в этой проблеме и понять, каким образом  можно использовать данный инструмент. 

Цель  работы – доказать, что бенчмаркинг - реальный инструмент развития бизнеса.

Поставленная  цель обусловила решение следующих  задач: 

- Определить  виды, принципы, этапы бенчмаркинга;

- Рассмотреть  отличие бенчмаркинга от промышленного  шпионажа;

- Рассмотреть  особенности применения бенчмаркинга  в России;

- Рассмотреть бенчмаркинг, как инструмент совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ;

Объектами исследований явились несколько зарубежных компаний, успешно применивших бенчмаркинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общее понятие бенчмаркинга

1.1 Понятие бенчмаркинга, цели бенчмаркинга

Бенчмаркинг - это  подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный  процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации. Деятельность, посредством которой фирма изучает "лучшую" продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных методов.

Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например: бенчмаркинг в логистике  позволяет быстро и с малыми затратами  выявить проблемы ситуации в логистических  системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке; бенчмаркинг применяется при  разработке стратегий, операций и управленческих функций; бенчмаркинг рассматривается  и как способ оценки стратегий  и целей работы в сравнении  с предприятиями-лидерами, чтобы  гарантировать долгосрочное пребывание на рынке; наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.

Вообще анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать  как направление маркетинговых  исследований. Польза бенчмаркинга состоит  в том, что производственные и  маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем  предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или  отраслей. Т.о., бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что  другие делают лучше, изучением, усовершенствованием  и применением их методов работы. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он является более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.

1.2 История бенчмаркинга

Родиной бенчмаркинга считается США. Однако в истории  есть сведения о более раннем использовании  понятия бенчмаркинг. В Японии бенчмаркинг  соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, желание лучшего (лидера) стать еще  лучшим (лидером)». В Китае, известно правило китайского полководца Сунь Цзы, который писал: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». Бенчмаркинг впервые появился в 1972 году. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех.

1.3 Виды бенчмаркинга

Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например: бенчмаркинг в логистике  позволяет быстро и с малыми затратами  выявить проблемы ситуации в логистических  системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке; бенчмаркинг применяется при  разработке стратегий, операций и управленческих функций; бенчмаркинг рассматривается  и как способ оценки стратегий  и целей работы в сравнении  с предприятиями-лидерами, чтобы  гарантировать долгосрочное пребывание на рынке; наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.

Вообще анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать  как направление маркетинговых  исследований. Польза бенчмаркинга состоит  в том, что производственные и  маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем  предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или  отраслей. Т.о., бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что  другие делают лучше, изучением, усовершенствованием  и применением их методов работы.

Бенчмаркинг в  своем развитии прошел следующий  процесс эволюции: первое поколение  бенчмаркинга интерпретируется как  реинжиниринг или ретроспективный  анализ продукта; второе поколение — бенчмаркинг конкурентоспособности — получило развитие как наука в 1976—1986 гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс»; третье поколение — бенчмаркинг процесса — развивается в 1982—1986 гг., когда предприятия-лидеры качества понимают, что учиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов; четвертое поколение — стратегический бенчмаркинг — рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров; пятое поколение — глобальный бенчмаркинг, рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства.

Существуют следующие  виды бенчмаркинга: внутренний бенчмаркинг — бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами; бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристики предприятия и его сопоставление с характеристикой конкурентов, исследование специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов; функциональный бенчмаркинг — сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе; бенчмаркинг процесса — деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах; глобальный бенчмаркинг — расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг; ассоциативный бенчмаркинг — бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе; общий бенчмаркинг — бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

Существуют также  бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг  характеристик, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный  бенчмаркинг.

Процесс бенчмаркинга включает в себя факторы, объекты  исследования основные правила анализа, этапы бенчмаркинга, а также подходы  к обучению на основе бенчмаркинга.

Концепция бенчмаркинга (анализа превосходства) является вспомогательным  средством для сбора информации, необходимой предприятию, чтобы  постоянно повышать производительность, качество и быть впереди конкурентов.

Анализ превосходства — это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями: определить лучшие результаты; проанализировать свою работу; выявить недостатки в функционировании; устранить слабые места; создать мотивацию к постоянному улучшению.

Объект исследования. Выбор объектов исследования определяется самим предприятием и его сотрудниками. Анализ производства применяется к  товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т. д. Если идет речь о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие факторы наиболее важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, описывающие эти факторы и выделить предприятия, добивающихся наилучших результатов в данном секторе. Затем необходимо найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам. Правила анализа.

Различают три  основных типа анализа: внутренний анализ превосходства (сравнение внутри предприятий, например, между отделами, подразделениями  или товарными группами); внешний  анализ превосходства (сравнение сходных  видов деятельности в различных  областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных  рынках); функциональный анализ превосходства (здесь сравнивают похожие функции  или процессы в различных отраслях. Идея заключается в том, чтобы  искать наилучшие результаты везде, где они встречаются)

При проведении анализа превосходства необходимо соблюдать следующие правила: руководители предприятий должны быть максимально  заинтересованы идеей анализа превосходства; сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта; рабочая программа должна иметь  простую, пошаговую и понятную структуру; ход проекта должен быть подробно задокументирован.

Соблюдение данного  порядка имеет большое значение потому, что анализ превосходства  часто вызывает важные, реформаторские и даже революционные изменения  на предприятии. Этапы процесса бенчмаркинга.

Информация о работе Бэнчмаркинг