Бизнес и риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы управления риском;
- провести анализ предпринимательского риска на примере АО «Фармация»
В курсовой работе использованы несколько источников различных авторов, но все они ставят акцент на правильное и эффективное управление рисками, как необходимое условие снижения предпринимательского риска.

Содержание

Введение 3
1. Риски как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности 4
1.1 Понятие и классификация предпринимательских рисков 5
1.2 Шкалы и уровни предпринимательских рисков 11
1.3 Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска 15
2 Управление предпринимательскими рисками 21
2.1 Анализ риска и методы его оценки 21
2.2 Способы снижения риска 24
3 Предпринимательские риски на примере ОАО "Фармация" 27
3.1 Общие сведения о предприятии 27
3.2 Оценка предпринимательского риска, прибыли и убытков 29
Заключение 33
список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

бизнес и риски.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

На производственном предприятии среди внутренних факто­ров риска можно также выделить факторы, зависящие от орга­низации процесса производства: нарушения персоналом техни­ческой дисциплины, аварии, внеплановые остановки оборудования или прерывание технологического цикла предприятия из-за вынужденной переналадки оборудования (например, вследствие неожиданного изменения качественных параметров сырья), пе­ребоев в энергоснабжении, удлинения по сравнению с плановыми сроков ремонта оборудования, выхода из строя вычислитель­ных мощностей в системе обработки информации и т.д.

Значительное влияние на уровень риска оказывает такой внут­ренний фактор, как наличие финансовых средств. Возникновение данного фактора связано, как правило, с трудностями получения предпринимательскими организациями кредитов. Возможности получения долго- и среднесрочных кредитов крайне ограниче­ны, кредит на короткий срок получить можно, однако чрезмер­но высокие проценты не позволяют пользоваться этими видами кредита даже в тех случаях, когда это экономически оправданно.[5]

Очевидно, что на любом уровне управления предприниматель­ской организацией будут существовать как внутренние, так и вне­шние факторы риска. Поэтому выявление и идентификация фак­торов риска относится к наиболее важным задачам процесса уп­равления предпринимательскими рисками.
 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

2 Управление предпринимательскими рисками.

2.1 Анализ риска и методы его оценки


            Риск, которому подвергается предприятие, – это вероятная угроза разорения или несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии риска.

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

- потери от риска независимы друг от друга;

- потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;

- максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды.

Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:

- статистический метод;

- анализ целесообразности затрат;

- метод экспертных оценок;

- метод аналогий;

 

 


 


         Рис. 4– Схема проведения анализа риска.

 

После анализа риска я считаю целесообразным перейти к количественной оценке риска. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерить его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Однако, этот, строго математический подход абсолютно неприемлем для решения насущных задач оценки риска на конкретном предприятии для конкретного предпринимателя. Но и здесь есть выход. Достаточно точно величину вероятных потерь можно рассчитать, используя статистику.

1. Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, вероятность успешного продвижения новой услуги на рынке и течение года составляет – 3/4, а неуспех –1/4. Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

2. Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

3. Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.[6]

4. Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).

2.2 Способы снижения риска

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются, различны способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение больше информации о предстоящем выборе и результатах.

1. Диверсификация – это  распределение  капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде. Оптимальным считается  одновременное  финансирование 10-15   проектов,  что  позволяет рассредоточить риск. В резерве для возможных дополнительных выплат  на  более поздних этапах  развития того или иного предприятия фирма держит 10-20% суммы фонда. Для дальнейшего снижения риска практикуется совместное  финансирование проектов  силами нескольких частных фирм "рискового капитала".

2. Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, хеджирование –страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

3. Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

4. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта. Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.


    

 

 


 

3 Предпринимательские риски на примере ОАО "Фармация"

3.1 Общие сведения о предприятии

«Опыт работы показал, что предприятия, независимо от формы собственности, могут выполнять социальные программы, обеспечивать население и лечебные учреждения необходимыми лекарствами, защищать интересы своих работников. Главное условие успешной деятельности аптечных учреждений - их равноправие, руководство общими законами и решениями государственной власти» .

ОАО «Фармация», является одним из крупнейших дистрибьюторов. Главной задачей ОАО "Фармация" является расширение ассортимента медицинской продукции по всей обширной аптечной сети.

Здесь можно приобрести лекарственные средства предназначенные для лечения любых видов заболевания.

В настоящее время усилия медиков направлены на поиски эффективных, безвредных и доступных методов лечения и профилактики. В связи с этим, несмотря на постоянно увеличивающийся ассортимент медицинской продукции, ОАО "Фармация" направляет свою деятельность на ведущие позиции гомеопатии, которая предлагает высокоэффективный способ терапии.

С 2001 года ОАО "Фармация" начала активно сотрудничать с 18 гомеопатическими фирмами такими как "ЭДАС", "Heel", "Гомеофарма" "Алкой", "Олло", гомеопатия "Санкт-Петербург", "Цитооффицина", "Доктор-Н", "Материя Медикс" и др.

Ассортимент гомеопатической продукции превышает 500 наименований.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

В аптеках ОАО "Фармация" представлен широкий ассортимент (более 7 тысяч наименований) лекарственных средств зарегистрированных в Российской Федерации, изделий медицинского назначения, гомеопатических препаратов, парафармацевтической продукции и изделий очковой оптики и это является основным принципом успешной работы.

В ассортименте аптек Вы можете встретить лекарственные препараты ведущих зарубежных фирм-производителей: "Авентис" (Германия), "Арцнаймиттельверк" (Германия), "Байер" (Германия), "Берингер Ингель-Хайм" (Австрия), "Берлин Хеми" (Германия), "Бофур Ипсен" (Франция), "Бристол-Майерс Сквибб" (США), "Гедеон Рихтер" (Венгерская Республика), "Гексал АГ" (Германия), "Генрих Мак" (Германия), "КРКА" (Словения), "Лаборатории Сервье" (Франция), "Лек" (Словения), "Никомед" (Норвегия), "Новартис Консьюмер Хелс" (Швейцария), "Пфайзер" (США), "Сантэн" (Финляндия) и многих других производителей, а также лекарственные препараты отечественных заводов-изготовителей: "Акрихин", "Брынцалов-А", "Верофарм", "Нижфарм", "Московский Эндокринный завод", "Уфа иммунопрепараты", "Алтайвитамины", "Органика" и многие другие.

В аптеках ОАО "Фармация" можно приобрести лекарственные препараты для лечения и профилактики всех заболеваний, в том числе: сердечно-сосудистых, неврологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, гинекологических, урологических, офтальмологических и целого ряда других болезней.

ОАО "Фармация" производит закупки у 144 поставщиков. Поставки по прямым контрактам осуществляют 44 производителя зарубежных фармацевтических фирм и 62 отечественных завода-изготовителя, а также крупные дистрибьюторы. Среди постоянных поставщиков компании Ново-Нордиск, Сервье, Глаксо-Веллкон, Лайфарма, Анаско, Пфайзер, Яманучи, Дальхимфарм, Московский эндокриннный завод, ЗАО "Алтайвитамины", "Органика" г. Новокузнецк, корпорация Ай-Си-Эн, ФТК "Время" и корпорация "Биотек".

Информация о работе Бизнес и риски