Анализ товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:39, дипломная работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа рынка лакокрасочных материалов г. Брянска. В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
раскрыть сущность и содержание методов и направлений исследования товарного рынка;
провести исследование рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
определить емкость рынка лакокрасочных материалов г. Брянска;
разработать практические рекомендации по сегментированию рынка лакокрасочных материалов.

Содержание

Введение 3
Теоретико-методические основы исследования товарного рынка 7
1.1. Понятие товарного рынка 7
1.2. Направления и задачи исследования товарного рынка 11
1.3. Методические основы исследования товарного рынка 24
2. Исследование рынка лакокрасочных
материалоВ г. Брянска 34
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «РИМ» 34
2.2. Исследование конъюнктуры российского рынка лакокрасочных
материалов на основе вторичных источников информации 59
2.3. Исследование рынка лакокрасочных материалов г.Брянска с использованием первичных методов сбора информации 72
3. Анализ рынка лакокрасочных материалов
и рекомендации ООО «РИМ» по работе на нем 84
3.1. Сегментирование рынка лакокрасочных материалов 84
3.2. Определение емкости рынка лакокрасочных материалов 90
3.3. Рекомендации по выбору стратегии развития для ООО «РИМ» на рынке ЛКМ 95
Заключение 101
Список литературы 106

Работа состоит из  1 файл

диплом исследование товарного рынка1.doc

— 1.25 Мб (Скачать документ)

      Цель  исследования конъюнктуры рынка лакокрасочных материалов г. Брянска.

  • Изучить потребление лакокрасочных материалов в г. Брянске.

      Задачи  исследования.

  • Выявить характеристики спроса и предложения лакокрасочных материалов среди юридических лиц.
  • Определить целевую группу потребителей лакокрасочных материалов различных марок: численность, пропорции групп среди населения, основные социально-демографические характеристики.
  • Выявить осведомленность о марках краски, долю потребителей марки по отношению к маркам-конкурентам; оценка качества марок краски в глазах потребителей.
  • Места покупок лакокрасочных материалов и причины, по которым покупатели выбирают эти места.

      Анализ  российского рынка лакокрасочных  материалов. В целом же, если говорить о рынке лакокрасочных материалов, то следует отметить следующее: в настоящее время в России производится около двух тысяч наименований лакокрасочных материалов. Согласно оценкам компании ABARUS Market Research, объем российского рынка лакокрасочных материалов в 2006 г. равнялся приблизительно 950 тыс. тонн. В 2006 году лакокрасочной промышленностью страны было произведено 774,5 тыс. тонн материалов. Рост составил 10% по отношению к уровню 2005 года (702,2 тыс. тонн). За первый месяц 2007 года производство ЛКМ в России увеличилось на 73,6% по сравнению с январем 2006 года. При этом сегменты лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок на полимеризационных смолах росли активнее других. Производство этой продукции увеличилось в январе в 2 раза и достигло 3,8 тыс. тонн.

      В 2007 году емкость российского рынка составила 1 млн. тонн в натуральном выражении и 1,5 млрд. долларов США – в стоимостном выражении. Для рынка лакокрасочных материалов характерна тенденция к росту, который составляет 12% в год. По данным агентства «РосБизнесКонсалтинг», доля России в мировом производстве лакокрасочных материалов составляет около 2,5%, а общий объем мирового производства лакокрасочной продукции оценивается в 23 млн. тонн.  

      Характерной чертой современного состояния рынка ЛКМ является тот факт, что на фоне общего роста некоторые ведущие отечественные производители снижают темпы производства. К примеру, ЗАО "Эмпилс" произвел в прошлом году 105,7 тыс. тонн продукции по сравнению с 114,2 тыс. тонн в позапрошлом году. Причем падение продолжается уже второй год (в 2004 г. "Эмпилс" произвел 118,9 тыс. тонн). Компания "Русские краски" также снизила объемы производства - с 49,5 тыс. тонн до 42,3 тыс. тонн в 2006 году. Убывающая тенденция характерна и для таких предприятий как ОАО "Лакокраска" и ОАО "Пигмент", объемы производства которых стабильно падают, начиная с 2002-2003 гг. На этом фоне многие отечественные игроки второго эшелона активно наращивают обороты. 

      Эксперты  отмечают, что экспансивное настроение крупнейших западных концернов может привести к дальнейшему ослаблению позиций российских предприятий, особенно в наиболее прогрессивных сегментах. Технологическая оснащенность отечественных предприятий существенно уступает западным игрокам. Уровень среднегодовой загруженности производственных мощностей крупных и средних предприятий лакокрасочной отрасли редко превышает 30%. 

      В период 2000-2006 гг. импортные поставки большинства видов красок и лаков, благодаря продолжающемуся росту  спроса со стороны всех потребителей, традиционных для данных материалов, стабильно увеличивались. По мнению специалистов, доля импорта в общем объеме российского рынка ЛКМ составляет 25%. Однако в последние два года, включая 2006 г. (ориентируясь на предварительные оценки внешнеторговых операций), импорт прирастал небольшими темпами. Зато показатели экспорта РФ увеличиваются, поскольку развивающиеся рынки стран СНГ охотно поглощают российскую лакокрасочную продукцию средней и низкой ценовых категорий. Основными рынками сбыта для России являются Казахстан (подавляющая доля), Украина и Узбекистан.

      В России в отрасли лакокрасочных  материалов работает около 100 производственных предприятий суммарной мощностью более 2,5 млн. тонн материалов в год. При этом около 60% производимой продукции выпускают 12 крупных предприятий. В первом полугодии 2005 года российские предприятия выпустили 352,8 тыс. тонн лакокрасочных материалов. Одними из основных тенденций, наблюдаемых в российском производстве в 2004 – 2005 годах, выступают существенный рост производства водно-дисперсионных красок и грунтовок, а также жидкотертых масляных красок и, вместе с тем, спад производства густотертых масляных красок (по материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг»).

      Наиболее  крупными производителями лакокрасочных материалов в России на сегодняшний день являются следующие предприятия:

      - ОАО «Лакокраска», входящее в холдинг «Ярославские краски» (г.Ярославль). Предприятие создано в 1999 году, производит пять видов продукции: лаки, смолы, эмали и красители, пигменты, порошковые краски. Существенную долю в его продукции составляют автомобильные краски.

      - ООО «Текс» (г. Санкт-Петербург). Предприятие создано в 1994 году, производит водоэмульсионные краски, шпаклевки, эмали, лаки, антисептики, красители, грунтовки, клеи, масляные краски. В настоящее время ООО «Текс» принадлежит около 10% российского рынка лакокрасочных материалов строительного назначения. Торговая марка «Текс» является лидирующей в Северо-Западном регионе России по группе лакокрасочных материалов строительно-бытового назначения.

      - ЗАО «Эмпилс» (г. Ростов-на-Дону), входит в промышленную группу «Новое содружество». Продукция предприятия выпускается под марками «Ореол», «Эмпилс» и «Расцвет», ассортимент насчитывает 29 наименований. Одно из основных направлений деятельности компании – производство эмалей для сельскохозяйственной техники. ЗАО «Эмпилс» – единственное предприятие отрасли, производственные мощности которого загружены на сто процентов.

      Согласно  материалам исследований агентства  «РосБизнесКонсалтинг», на долю каждого из трех отмеченных производителей приходится порядка 8% объема российского производства лакокрасочных материалов. По оценке компании «Строительная информация», ООО «Текс» в настоящее время является лидирующим производителем лакокрасочных материалов в России, поскольку в продукции двух других лидеров рынка довольно значительную долю составляют различные полуфабрикаты, которые компании продают ООО «Текс». Согласно данным, приводимым Ассоциацией производителей строительных материалов, по состоянию на 2006 год в пятерку крупнейших производителей лакокрасочных материалов в России входили следующие компании (рис. 9): ЗАО «Эмпилс» (16,2% от общего производства), ООО «Текс» (12,7%), Черкесское ХПО (8%), ОАО «Лакокраска» (7,3%), ОАО «Русские краски», Ярославль (7,2%).

      

      Рис. 9. Структура российского рынка лакокрасочных материалов по производителям, %

      Импортная продукция составляет 25-30% объема российского  рынка лакокрасочных материалов. Для рынка характерен высокий уровень конкуренции, борьбы за сбыт между отечественными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами-экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают: Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%) (рис. 10).Согласно данным, приводимым агентством Symbol Marketing, среди предприятий-производителей лакокрасочные материалы которых поставляются в Россию, лидируют следующие (табл. 21). В связи с ростом российского рынка лакокрасочных материалов, наблюдаемым в последние годы, а также прогнозируемым в ближайшем будущем, лакокрасочная отрасль в России является привлекательной для инвестиций. Крупные западные производители стремятся открыть собственные производства в России.

      Рис. 10. Доли основных стран-экспортеров лакокрасочных материалов в Россию, % (по материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг»)

      В частности, финская компания Tikkurila открыла завод, выпускающий лакокрасочные материалы под маркой Tikkolor в г. Раменское; голландский концерн Akzo Nobel запустил завод в подмосковной Балашихе; немецкий концерн Caparol организовал собственное производство в Твери, продукция выпускается под маркой Diamant.

      Таблица 21

      Крупнейшие  компании – экспортеры лакокрасочных  материалов на российский рынок

      Как сообщает «Коммерсантъ», в конце 2007 года транснациональная группа Kemira, одним из подразделений которой является Tikkurila, объявила о намерении приобрести петербургское предприятие «Текс» с целью укрепления собственных позиций на российском рынке. По мнению экспертов, в случае успешной реализации этого намерения финны получат контроль над 20% российского рынка лакокрасочных материалов. Кроме того, появление в наиболее массовых среднем и низком ценовых сегментах такого сильного игрока, как Tikkurila, приведет к обострению ценовой конкуренции в той части российского рынка лаков и красок, где до настоящего времени ведущую роль играли отечественные производители.

      Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. Спрос на лакокрасочные материалы в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других. В 2007 году потребление лакокрасочных материалов на душу населения в России составило 6,5 - 7,4 кг (по данным, приводимым агентством «РосБизнесКонсалтинг»).

      Результаты  исследований, проведенных агентством Symbol-Marketing, свидетельствуют о том, что наиболее востребованными среди потребителей являются такие виды лакокрасочных материалов, как водоэмульсионные краски, грунтовки, водно-дисперсионные краски, эмали. Эти материалы используют более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. Среди потребителей-профессионалов (специалистов строительных, архитектурных и торговых организаций) наиболее популярна торговая марка Tikkurila, ее назвали 19,7% участников исследования. Второе и третье места по известности среди профессиональных потребителей занимают отечественные марки «Ярославские краски» (11,7%) и «Ореол» (7,3%). На четвертой позиции оказалась немецкая Dufa.

      Основными игроками на брянском рынке лакокрасочных  материалов являются:

      - Загорский лакокрасочный завод;

      - Смоленский лакокрасочный завод;

      - Тамбовский пороховой завод;

      - Белгородский лакокрасочный завод.

      Основанный  в 1955 году Загорский лакокрасочный  завод является крупным предприятием в России, выпускающим различные лакокрасочные материалы. «Загорский лакокрасочный завод» – один из крупнейших производителей лакокрасочных материалов на Российском рынке промышленной фасовки. Сегодня «ЗЛКЗ» входит в лидирующую тройку лакокрасочных производителей России. У нас единая, уникальная, собственная, не имеющая аналогов среди Российских лакокрасочных производителей дилерская сеть. Сеть насчитывает собой 24 филиала, более 110 человек и находится как в России, от Центрального района до Урала, так и на Украине! В настоящее время завод выпускает около двухсот наименований лакокрасочных материалов, используемых в мебельной, электротехнической, машиностроительной и автомобилестроительной промышленности, аэрокосмической отрасли и строительной индустрии.

      Завод является лидером в России по производству материалов специального назначения, работающих в условиях резкого перепада температур, химически стойких, огнезащитных материалов. В непрерывно меняющейся ситуации современного рынка завод внимательно следит за его развитием и использует новейшие достижения для оперативной корректировки своей деятельности.

      Квалифицированный персонал, современное оборудование и действующая система контроля обеспечивают качество нашей продукции на всех этапах производственного процесса. В последнее время увеличены объёмы производства, в том числе ЛКМ в мелкой фасовке. Завод расширил рынки сбыта за счёт развития дилерской сети в регионах, использования гибкой системы скидок. Значительно расширен ассортимент выпускаемых материалов и внедрены в производство новые разработки. Показатели, характеризующие деятельность завода, представлены на рис. 11.

      Смоленский ЛКЗ – новое предприятие отрасли. В марте 2005 г. в г. Смоленске было введено в действие новое современное производство лакокрасочных материалов, проектной мощностью 20000 тонн/год эмалей и красок, ставшее главным и основополагающим звеном в структуре Смоленского лакокрасочного завода. Это производство вывело предприятие на качественно новый уровень развития и поставило в один ряд с ведущими лакокрасочными заводами России. В течении последующих лет Смоленский ЛКЗ продолжал развиваться свойственными ему быстрыми и уверенными темпами. В этом году сделан шаг на рынок Республики Беларусь и Молдовы (рис. 12, 13, 14).

Информация о работе Анализ товарного рынка