Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и содержание рынков сбыта продукции предприятия, порядок и методы их анализа;

- провести анализ рынков сбыта продукции ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель», определить их главные параметры и оценить успешность реализации продукции данного предприятия на рассматриваемых рынках;

- дать конкретные рекомендации по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1 Понятие рынков сбыта продукции предприятия, порядок и

методы анализа ..………………………………………………...…………..5

Понятие рынка сбыта, его сущность, классификация и роль в
системе маркетинга…..…………………………………………….…...5

1.2 Методы оценки емкости и доли рынков сбыта ….………………........8

1.3 Понятие и расчет потенциала и динамики рынка сбыта..…………...11

2 Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский

завод «Электродвигатель»…………………………………………………13

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»…………………….13

2.2 Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский

завод «Электродвигатель»……………………………………………15

3 Пути повышения эффективности работы предприятия

ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» на рынках сбыта

его продукции……………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Алина.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     Организационную структуру данного предприятия относится к линейным организационным структурам управления. В данном случае наблюдается принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. На изучаемом предприятии система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.

     Схематически  общая организационная структура  управления ОАО «Могилевский завод  «Электродвигатель» представлена в  приложении А. 

      2.2 Анализ рынков  сбыта продукции  предприятия ОАО  «Могилевский завод «Электродвигатель» 

     В товарной структуре ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» выделяются две группы товаров:

     - общепромышленного назначения,

     - народного потребления

     Основная  продукция предприятия – асинхронные  электродвигатели переменного тока. Их главное достоинство – неприхотливость в использовании и простота устройства. Асинхронные электродвигатели широко используют не только в промышленности (трехфазные), но и в бытовой технике (однофазные).

     ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» производит асинхронные электродвигатели согласно стандартам ГОСТ и CENELEC, которые необходимы почти во всех отраслях промышленности: угольной, энергетической, цементной, а также в судостроении, машиностроении, нефте - и газотранспортировке. Следовательно, развитие данных отраслей промышленности во многом определяет потребность рынка в данной продукции.

     Среди продукции народного потребление  основная роль отводится электросоковыжималкам "Журавинка", которые предназначены  для получения в домашних условиях сока из свежих твердых овощей, фруктов  и ягод.

     Электросоковыжималки  относятся к сезонной продукции: пик отгрузки приходится на июль месяц. В среднем стабильная отгрузка идет в период с апреля до июня. С августа  начинается спад. Минимальная отгрузка производится в ноябре-марте.

     В структуре реализации наибольший удельный вес занимают модификации СВСП-102 и СВСП-301М – 43% и 42% соответственно, у СВСП-301П и СВСП-102П доля меньше – 8% и 7%. Это обусловлено в первую очередь привычкой покупателей, т.к. модернизированные модификации  СВСП-301П и СВСП-102П выпускаются с 2007года и еще не успели зарекомендовать себя.

     Структура реализации электросоковыжималок за 2009 год представлена на рисунке 3.

     Рисунок 3 - Структура реализации электросоковыжималок за 2009 год 

     В географическом разрезе рынки сбыта  продукции предприятия представлены следующими сегментами:

     - внутренний рынок;

     - рынок стран-участниц СНГ, в  том числе рынок Российской Федерации;

     - рынок Дальнего Зарубежья.

     Предприятие стремится к долгосрочному сотрудничеству, дорожит связями с потребителями, сотрудничество с которыми успешно развивается на протяжении многих лет, занимается поиском новых клиентов.

     Внутренний  рынок

     На  внутреннем рынке электродвигателей ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» занимает лидирующее положение, обусловленное широким ассортиментом продукции, ее постоянным совершенствованием, освоением производства электродвигателей новых модификаций, изготовлением электродвигателей специального назначения. Среди отечественных предприятий на рынке присутствуют "Полесьеэлектромаш" г. Лунинец, СП "Нодвиг" г. Новополоцк, ООО "Элласт" г. Новолукомль. Каждый завод ориентирован на выпуск определенных видов двигателей и, соответственно, находит для них ниши сбыта, не отхватывая доли рынка у коллег. На данный момент имеет место параллельное производство нижепредставленных электродвигателей или их аналогов: АИР100 (АИС112), АИР90 (АИС100), АИР80 (АИС90), АИР71 (АИС80), АИР63 (АИС71), ДАК. Все предприятия-конкуренты находятся в равной ценовой категории в связи с необходимостью импорта сырья.

     Структура рынка электродвигателей переменного  тока в Республике Беларусь представлена на рисунке 4. 

          Рисунок 4  - Структура рынка электродвигателей переменного тока в Республике Беларусь 

     Среди товаров народного потребления  следует выделить электросоковыжималки “Журавинка” ( более 90% объема продаж товаров народного потребления).

     На  белорусском рынке присутствуют как отечественные, так и импортные  мировые производители, однако продукция предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» завоевала доверие покупателей и неизменно пользуется спросом. Соковыжималки “Журавинка” представлены во многих крупных предприятиях розничной торговли. К основным достоинствам относятся высокая производительность, компактность, оптимальная ценовая категория. Основным сдерживающим фактором является сезонность спроса.

     Реализация  продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» на внутреннем рынке представлена в таблице 2. 

     Таблица 2- Реализация продукции на внутреннем рынке, тыс. долл. США

  2007г.  Удельный вес, % 2008г Удельный вес, % 2009г  Удельный вес, % 2010г. прогноз
Всего: 12140,53 100 13885,00 100 15963,67 100 18677,33
Электродвигатели 11271,48 93 12891,07 93 14820,95 93 17340,36
ТНП 847,62 7 969,41 7 1114,54 7 1304,00
в т.ч. электросоковыжималка 564,21 5 645,28 5 741,89 5 868,00
Прочая  продукция 21,43 0,18 24,51 0,18 28,18 0,18 32,97
 
 

     Внешний рынок

     Доля  экспорта ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» в общем объеме сбыта составляет около 75%. Стратегический партнер – Россия.

     Рынок постсоветского пространства характеризуется  большим количеством покупателей  и продавцов из стран СНГ, Китая, Дальнего Зарубежья.

     Начиная с 2000 года, производство электродвигателей понемногу наращивает обороты и в Украине. Спрос на электродвигатели растет у производителей оборудования для пищевой, деревообрабатывающей, строительной промышленности, производителей насосов, компрессоров, вентиляторов. Тем не менее, потенциал украинских предприятий, производящих электродвигатели, задействован лишь на 16%.

     В 2010 году планируется расширение рынка – Казахстан. Это связано с тем, что ожидается продолжение высоких темпов экономического развития в Республике Казахстан. Правительством Республики Казахстан приняты программные документы по возрождению сельского хозяйства, развитию производства, разработка месторождений нефти. В ходе активной индустриальной политики определены базовые отрасти экономики: нефтегазовый сектор, горнометаллургический комплекс, агропродовольственная и строительная отрасль. Все это способствует расширению рынка электродвигателей в Казахстане [7, c. 30-55].

     Реализация  продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» в страны СНГ представлена в таблице 3.  

     Таблица 3 - Реализация продукции в страны СНГ, тыс. долл. США

Рынки сбыта 2007г. Удельный вес, % 2008г. Удельный вес, % 2009г. Удельный вес, % Отклонение  от 2007г. Отклонение  от 2008г. 2010г. прогноз
Страны  СНГ в т.ч. 31556 100,00 30925 100,00 35559,4 100,00 4003,42 4634,42 41604,5
Россия 28760,8 91,15 28185,7 91,15 32413,5 91,15 3652,75 4227,85 37923,9
Украина 2475,3 7,84 2425,8 7,84 2789,6 7,84 314,37 363,87 3263,9
Молдова 214,9 0,68 210,6 0,68 242,2 0,68 27,29 31,59 283,4
Кыргызстан 63 0,20 61,7 0,20 71 0,20 8 9,26 83,1
Узбекистан 38,2 0,12 37,4 0,12 43 0,12 4,85 5,61 50,4
Казахстан 3,86 0,01 3,8 0,01 4,4 0,01 0,49 0,57 5,1
 

     Основными факторами, сдерживающими развитие экспортных отношений, явились:

     - разбросанность рынка,

     - географическая удаленность потребителей,

     - необходимость продажи продукции по более высоким ценам, по отношению к конкурентам,

     - присутствие на рынке большого количества конкурентов с более выгодными предложениями покупателю;

     - ограниченность оборотных средств у потребителей.

     Наиболее  перспективными регионами экспорта продукции по-прежнему остаются страны-участницы  СНГ, основной партнер – Россия.

     Рынок Западной Европы заполнен продукцией мировых производителей. Присутствие  на западноевропейских рынках отечественным электродвигателям сложно ввиду жесткой конкуренции. Существенными критериями, определяющими конкурентоспособность двигателей, являются их надежность и качество. Двигатели должны отвечать всем требованиям ГОСТа и соответствовать техническим характеристикам. Некоторые шаги к наращиванию экспорта в страны дальнего зарубежья уже сделаны: ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» действует в системе ISO 9001, проводится активная информационная и сбытовая политика.

     Особое  внимание уделяется странам Балтии – в связи с отсутствием местных производителей промышленные предприятия вынуждены импортировать электродвигатели.

     Реализация  продукции в страны Дальнего зарубежья представлена в таблице 4. 

        Таблица 4 - Реализация продукции в страны дальнего зарубежья, тыс. долл. США

Рынки сбыта 2007г.  Удельный вес, % 2008г.  Удельный вес,% 2009г.  Удельный вес, % 2010г. прогноз 
Всего 795,7 100,00 825,0 100,00 948,8 100,00 1110,0
Литва 486,9 61,19 504,8 61,19 580,6 61,19 679,2
в том числе электродвигатели 343,9 70,64 356,6 43,23 410,1 43,23 479,8
Латвия 221,4 27,82 229,5 27,82 263,9 27,82 308,8
в том числе электродвигатели 176,2 79,58 182,6 22,14 210,0 22,14 245,8
Эстония 73,2 9,20 75,9 9,20 87,3 9,20 102,1
в том числе электродвигатели 73,1 99,90 75,8 9,19 87,2 9,19 102,0
Страны  Западной Европы 14,198 1,78 14,7 1,78 16,9 1,78 19,8
в том числе электродвигатели 14,198 100,00 14,7 100,00 16,9 100,00 19,8

Информация о работе Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»