Значение логистики в деятельности промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 09:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается значение логистики в деятельности промышленных предприятий. Вы ознакомитесь с понятием логистики как науки, ее целями и задачами, предметом ее изучения, с различными видами логистики, ее функциями, познакомитесь с материальным и информационным потоками и другое.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика логистики 4
1. 1 Понятие и сущность логистики 4
1. 2 Предмет изучения логистики и ее цели 7
1. 3 Задачи и функции логистики 8
1. 4 Материальный поток 10
1. 5 Информационный поток 14
Глава 2 Виды логистики 19
2.1 Закупочная логистика 19
2.2 Распределительная логистика 21
2.2.1 Логистика распределения, ее задачи и функции 21
2.2.2 Выбор канала сбыта готовой продукции 22
2.2.3 Определение оптимального размера заказа 24
2.3 Производственная логистика 25
2.3.1 Сущность и задачи производственной логистики 25
2.3.2 Система управления производством 26
2.3.3 "Тянущие" системы 27
2.3.4 "Толкающие" системы 29
2.4 Транспортная логистика 30
2.4.1 Задачи транспортной логистики 30
2.4.2 Выбор вида транспортного средства 31
2.4.3 Расчет количества автотранспортных средств 32
2.4.4 Транспортные тарифы 33
Глава 3 Расчетная часть 35
Заключение 39
Список литературы: 40

Работа состоит из  1 файл

1.rtf

— 1.66 Мб (Скачать документ)

      2.3.1 Сущность и задачи производственной логистики

      Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

      Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.   Производственная  логистика  рассматривает  процессы, происходящие в сфере материального производства.

      Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность.

      Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро-  и микроуровне.

      На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.

      На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры - обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

      Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

  • отход от избыточных запасов;
  • отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
  • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
  • устранение простоев оборудования;
  • обязательное устранение брака;
  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

      2.3.2 Система управления производством

      Для построения интегрированной информационно-управляющей логистической системы необходимо охватывать весь процесс движения материальных потоков от прибытия на завод сырья и других материалов и до отправления готовой продукции, анализировать всю технологическую цепь предприятия..

      На современном предприятии задержка в получении информации о состоянии производства в течение 1-2 часов может привести к его остановке. Поэтому требуется непрерывное информационное слежение за ходом производственного процесса и материальных потоков для принятия эффективных управленческих решений.

      В рамках логистической системы реализуется пять уровней управления:

  1. административный (вышестоящий);
  2. уровень управления положением (распределение заказов по средствам погрузки и транспортировки, контроль выполнения заказов по отдельным параметрам, воздействие по упразднению помех и конфликтных ситуаций);
  3. уровень выполнения отдельных заказов согласно плану-графику;
  4. оперативный режим управления информационными материальными потоками;
  5. управление в режиме реального времени "on line" - реализация выполнения плана по отдельным технологическим агрегатам.

      Одним  из  существенных качественных показателей  эффективности производства является продолжительность цикла. Среднюю продолжительность производственного цикла можно выразить через отношение средней величины запасов к средней мощности предприятия, цеха, участка. Для обеспечения максимального уменьшения продолжительности производственного цикла необходимо обеспечить синхронизацию ритмов (параллельность), например, поступление заготовок и выпуск готовой продукции. Поставка заготовок к рабочим местам организуется по четкому графику. Для достижения высокой производительности, ритмичности и снижения уровня запасов нежелательно на одном производственном участке планировать заказы с большим различием продолжительности цикла. Для гармонизации производства, сокращения времени производственного цикла и снижения запасов крупные заказы рекомендуют делить на части. Для уменьшения средней продолжительности производственного цикла должна быть реализована дисциплина обслуживания в порядке поступления заявок.

      Существует два варианта управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственной системы, между которыми имеется принципиальное различие. Один из вариантов основан на так называемой толкающей логистике, второй - на логистике цели. Толкающая логистика реализуется системой МРП, а логистика цели - системой "Канбан".

      2.3.3 "Тянущие" системы

      Благодаря широкому внедрению гибких производственных систем в наиболее развитых странах появилось больше возможностей оптимизировать товаропотоки и создать гибкие цехи производства, где подача необходимых комплектующих изделий и полуфабрикатов осуществляется роботами и передвижными устройствами, управляемыми дистанционно. Они также направлены на минимизацию материальных запасов.

      Целевая логистика, в рамках которой непосредственно реализуется принцип системы "Канбан" - "точно в срок" (ТВС), основывается на управлении материальными потоками в зависимости от фактической загрузки производственных ячеек. Она носит название "тянущей".

      В этом случае управляющее воздействие центрального органа прилагается только к последнему агрегату логистической системы на выходе готового продукта, и информационные связи, сигнализирующие о состоянии технологических агрегатов, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической цепи проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса материалов достигает минимального значения. Эти связи обеспечивают реализацию тянущего принципа функционирования логистической системы. Система "Канбан" позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными запасами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках.

      "Канбан" является   информационной системой, обеспечивающей оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии производства.

      Система "Канбан" базируется на строгом контроле качества на всех уровнях производственного процесса; высоких квалификационных навыках работников и их повышенной ответственности; тесном сотрудничестве и прочных связях с поставщиками.

      Рассмотрим "тянущие системы" GIM, MOB и ТВС. Всем им присуще:

  • предоставление всех материалов в соответствующем количестве, качестве и ассортименте к моменту и месту их потребления;
  • замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения;
  • замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
  • снижение оптимального размера партии поставок и обработки до единицы;
  • выполнение всех заказов с высшим качеством и в минимальные сроки.

      Система GIM. Служит для интеграции производственных и транспортных процессов. В системе GIM реализуются "бездокументарные" технологии; вместо сопровождаемых груз перевозочных документов по каналам связи параллельно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправке все необходимые реквизиты. Для функционирования системы создают разветвленную сеть АСУ, позволяющую объединять поставщика, магистральный транспорт, складские комплексы, железнодорожные станции и транспортные узлы. Благодаря системе GIM на всех участках маршрута в любое время можно получить информацию о грузе и на основе этого принимать управляющие решения.

      Система MOB. Целью этой системы является выбор между двумя производственными стратегиями: "производить" или "закупать". Принять правильное решение можно, если будет учтено множество разнообразных факторов, таких, как затраты на закупку в сравнении с производственными затратами; качество закупаемых (производимых) деталей; затраты на складирование; условия поставок; цена закупаемой продукции и т.д. Следует произвести расчет в табличной форме и на основе его принять решение.

      Система ТВС. Является саморегулирующейся системой обеспечения производства материальными ресурсами. Она затрагивает упорядочение движения материальных потоков, минимизацию производственных запасов и объемов незавершенного производства.

      В системе ТВС тесно увязаны спрос на продукцию производственно-технического назначения, стратегия ее реализации и организация самого производственного процесса, основанного на повышении его эффективности: затраты на содержание производства запасов уменьшаются, а оборот капитала возрастает. Система предполагает сокращение разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования и времени их потребления.

      Цели "тянущей" системы следующие:

  1. предотвращение распространения возрастающего колебания спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;
  2. сведение к минимуму колебании размера запаса деталей между операциями для упрощения управления материальными запасами;
  3. повышение уровня цехового управления путем децентрализации управления.

      "Тянущая" система предусматривает сохранение определенного уровня материального запаса на каждом этапе производства; движение от последующего участка к предыдущему заказу на израсходованные в процессе производства материалы. Для практической реализации системы необходимо установить нормативный момент возобновления заказа и стандартный размер партии заказываемых  деталей.  

      2.3.4 "Толкающие" системы

      Для "толкающей" системы характерно изготовление деталей в соответствии с производственным графиком, детали поступают по мере готовности с предшествующей стадии производственного процесса на последующую. Чем больше разрастается "толкающая" система, тем характернее для нее становятся проблемы: в случае изменения спроса или сбоев в производственном процессе практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Эти затруднения ведут к созданию избыточных внутрипроизводственных запасов между различными технологическими стадиями, которые называются буферными запасами. Они служат для повышения управленческой гибкости на тех участках производства, где возможно возникновение срывов поставок или работа малыми партиями неэкономична.

      "Толкающая" система характеризуется:

  1. ориентацией на значительное число поставщиков, нерегулярными поставками, в основном большими партиями;
  2. ориентацией производства на максимальную загрузку производственных мощностей и реализацией концепции "непрерывного" производства;
  3. планированием, которое начинается с заготовительного производства;
  4. централизованным оперативным управлением производством; составлением производственных графиков для всех этапов производства;
  5. запасами в виде излишних материальных ресурсов; отсутствием буферных запасов, что может привести к сбою производства; не всегда минимальным операционным заделом; существованием запасов готовой продукции;
  6. применением специализированного оборудования, размещенного по участкам, и универсального - по линейному принципу;
  7. использованием узкоспециализированных рабочих-многостаночников;
  8. сплошным (выборочным) контролем на всех стадиях производства, что удлиняет его продолжительность.

      Микрологистическая система использует метод МРП. Существует несколько модификаций системы МРП (МРП-1, МРП-2). Система МРП-1 располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени. МРП-2 включает функции системы МРП, управления технологическими процессами, САПР и др. Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач, в том числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и т.д.

Информация о работе Значение логистики в деятельности промышленных предприятий