Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика предприятия".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры экономика предприятия.docx

— 83.65 Кб (Скачать документ)
1 Предприятие как объект рыночных отно .Пр-самост. Хозяйств-ий субъект создан-ый для пр-ва продукции, выполн.работ и услуг с целью удовлетв. Потребности общественности и получение прибыли. Предпр. Бывает комерч. И некомерч.

Не комерч. Не ставят своей целью получ. Прибыли(благотв.организ.)

Пр. можно класиф. По колич-ым и кач-ым параметрам.

Колич- годовой оборот, капитал.

По кач. парам можно выдел. След  пр.:- Тип собств.(частная или госуд-ая), -характер деятельности,- Ас-т выпуск. продукц.,- способы ведение конкурентн. Борьбы,-орагниз.правов.формы  пр.

2в. Опф.: 1. Хоз.товарищ-объединение партнеров для совм. Бизнеса скрипленного письм. Соглашением. Все участники товарищ. Имеют равные права и именуются учредителями. Товарищ. Не обладает статусом юр.лица. Каждое лицо не работник фирмы, а участник общего дела.

2.ООО-Его участники несут ответств. по обязат. Принятым на себя общест.,только в пределах своих вкладов в капитал. ООО должно обяз. Регистрир и иметь свой устав. Имеет статус юр.лица.

3.АО-Акцион.О. Уставн. Капитал делятся на опред. число акций. Бывает: ОАО-Акции можно продавать без согласия друг. акционеров. ЗАО-Акции только у учредит.

Кооперативы пр. оч. схожи с ООО их отличия в том, что:1, Каждый его член имеет один голос, независимо от имущ.взноса.2.В ООО доход опред. пропорцион.взносам, в Ка.не зависит доход его участн от велечины взносов.

3.Производственная структура-это состав и взаимосвязь цехов, участков и служб в процессе пр-ва продукции или оказания услуг. Главн.элементы это:иски, участки, рабочие места.  Цех-осн. структурн. еденица, наделенная опред. Правовой и хоз-ой самостоятельностью. Произв. Структ. Всегда динамична и должна совершенствоваться.  Принципы оптимальной произв структ.: 1 Соблюдение рационального соотнашения между основными и вспомагат. Цехами и участками. 2. Обеспечение пропорциональности между частями предпр.3. укрупнение цехов и участков и рационализация произв-ой структуры.

Факторыоказывающие влияния на производств. Структуру:

-отраслевая принадлежность, - характер продукции и метод   ее изготовления, -объем выпуска и трудоемкость продукции,- уровень специализации производства,-  особенность зданий сооружений, используемого оборудования.  Организационная структура:  составляет  соподчиненность взаимодействий и распределения работ по подразделениям и органам управления между  которыми устанавлев. Определ. Отношение по реализации гласных полномочий, потоков команд и информации. Типы орг.стр: 1.Линейная-во главе каждого подраздел. Стоит руководит. В руках которого наход. Все функции управления и который единолично осущ. Руководство. Его решения передаются по цепочке сверху вниз (малые и средние предпр)2. Функцион-ая  выполнение отдельн. Функций управления. С этой целью выдел. Самост. Подразделения или назначают конкретных исполнителей.(специалистов раздел. На подразделения)3. линейно-функц-ая.4 Дивизиональная-удобна для сети магазинов, подразделения в структуре самостоятельны

4.Типы произв-ва: Единичное.пр-во характериз.широтой ас-та малых объемоввыполн-ых изделий иногда эти изделия не повторяются. Особенности пр-ва: большой объем ручной сборки, высокая трудоемк. Изделий, длительный произв. Цикл. Этот тип пр-ва преспособлен к условиям колебания спроса на готовую продукц. Серийное пр-во

Продукц. Выпускается сериями или партиями, кот. Повторяются через опред. Промежуток времяни . Бывают(мелкосерийные, средне и крупносер.)Особен:

Примен. Универсальн и спец оборудование, рабочие средней класиф, време пр-ва и трудоемкость товара ниже чем при ед.пр-ве. Массовое пр-во: Изгот продукц. В больших кол-вах, большой период времяни. Особен: можно полностью специализир. Рабочие места, для выполн. одной операции, прим. спец оборуд, высокий уровень механиз. И спеализ. продукц. Низкая себестоимость. Произв. Процесс и его содерж. Это совокупность целенапр.действий персонала по превращ.сырья и матер.в готовую продукц. Основн.компон.пр-го проц:-проф подготовка персонала,-средства труда( машины. Обор),- предм.труда (сырье, матер),- энергия,-информация. Содержание пр-го проц: -технол. Проц . в ходе реализ.которого происходит изменение размеров, форм, св-тв предметов труда. По своему знач. И роли в пр-ве произ проц. Подразд на основные, вспомогат, обслуживающие. Основные-в ходе которых осущ. Изгот осн.продукции или услуги; вспомог-явл. Продуктом потребл. Самим предпр. (ремонт). Обслуж- выполнения услуги необх. Для выполн. Осн. И вспомог. Процесса(транспортировка, уборка). Произв. Процесс сост.из различн.операций, кот подраздел.на технологич.и вспомогат операции. Технол-часть произ-го процессавыполн. Одним рабочим на одном рабочем месте над одним объектом пр-ва. Техн.операции бывают: -ручные (окраска. Сборка)-машинно-ручные (перевоз грузов. –машинные( при минимальном участие человека)- аппаратные(рабочие только наблюд. За исправностью.

2.Пр. в рыночн.экономике явл.основн. звеном. Интересы которого направлены на обеспеч. Достойного уровня жизни раб-ов, на развитие пр-ой базы предпр, на выплату соотв.налогов.

Факторы пр-ва, то с помощью чего осущ. Деят.пр-ия. Непроизводств. Фактор-то  что напрямую не задейств. В деятельн.пр-ия, но косвенно влияет на эту деятельность. (Дет.сады, культурные объект и.д.р. объекты)

Внутр.факторы.

Функции пр. предполагают поиск и разработку своего собственного пути развития. Это может осущ. За счет внутренних факторов развития пр-ва кот. Разделяется на 3 группы: 1. Опред. Ресурсы предпр.и его возможности-все то без чего не мыслимо произ-во(здания, сооруж, сырье, раб.сила, информация).2. Степень реализации возможностей предпр.(научнотехнич.прогрес, организация труда и произ-ва, инновации и инвестиции.)3.Особая-это факторы обеспечения коммерческой эффективности, произв.-хоз-ой деятельн. Предприятия. Обеспечение ретмичного пр-ва: внешние издержки произ-ва. Получения прибыли в желаемом объеме.

5.Уставн.капит- сумма ден.средств и стоимость материалов и нематер.активов, предост.учред.при создании предпр.  У.к. явл превонач.исходным капиталом его величина опред. С учетом предполаг. деятельности, фиксирован. При гос-ом регистре и должен быть не менее мин. Размера установлен. Законодательством. (в ОАО не менее 1000мин.оплат.труда; в ЗАО и ООО 10000р). В оплату у.к.могут поступать денежн. И имущ. Взносы.   К имущ.взносам относятся: - здания, сооружения, оборудование, - имуществ. Права (право пользов.водой); интеллект. Собственность; -ценные бумаги. У.к служит гарантией в деловых с партнером и гос-ом, т.е. выступает залоговым средством.

Эффективность у.к. определ:1. Отношение суммы годового оборота к стоимости у.к. 2.Отношение прибыли получ. за год к стоимости у.к..

Имущество пр-ия -совокупность матер-ых и нематер. активов принадлежащих пр-ию и предназначенных для осущ.его деятельности.

 
 
 
 
 
6. Матер и нематер активы составляют имущество предприятия и предназначены для осущ. Его деятельности. Матер активы: - земельн.уч-ки,-здания, сооруж, машины, оборудов,-сырье, -готовая прод, -финансовые активы,-кассовая наличность.

Нематериальные активы – это активы, которые не имеют  физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

Нематер.активы:- потенты на изобретение,-товарные знаки, марки,-фирмен.наименования,-репутация предприятия.

Оценка (определение  стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены  в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно, созданы  на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости  изготовления. Первоначальная стоимость  нематериальных активов, созданных  самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные  материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные  пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.).  В  оценке нематериальных активов можно  использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный. В  соответствии с доходным подходом стоимость  объекта нематериальных активов  принимается на уровне текущей стоимости  тех преимуществ, которые имеет  предприятие от его использования.  При использовании затратного подхода  нематериальные активы оцениваются  как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие. Сравнительный подход может применяться  для тех видов нематериальных активов, сделки по которым часто  совершаются на рынке. Исходной информацией  для расчета стоимости объекта  служат цены продажи аналогичных  объектов.

 
 
 
7 Основные фонды - это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при

этом на протяжении всего периода времени натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

К основным фондам относятся средства труда со сроком

службы более  двенадцати месяцев и стоимостью (на

дату приобретения), превышающей стократный раз-

мер минимальной  величины месячной оплаты труда

за единицу. Основные фонды делятся на основные

производственные  и основные непроизводственные

фонды.

К основным производственным фондам от-

носятся те основные фонды, которые принимают

участие в производственном процессе непосред-

ственно, (т. е. станки, оборудование и иное) или

создают условия  для производственного процесса

(т. е. здания  и сооружения производственного  назна-

чения и т. п.). К ним относятся не только фонды непосредственно промышленного назначения, но так-же и фонды строительного, сельскохозяйственного

назначения, автомобильного транспорта, связи, тор-

говли и прочих видов деятельности материального

производства.

Основные  непроизводственные фонды - это

объекты культурно-бытового назначения (клубы, столовые и т. п.). Они предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры предприятия. Для предприятия важно выстроить рациональную

и эффективную структуру  этих фондов. Основных

производственных  фондов должно хватать для обеспечения процесса производства, при этом должен иметься определенный резерв на случай выбытия из процесса производства задействованных фондов. При этом излишек основных производствен-

ных фондов не должен быть большим - на незадействованные производственные фонды также

приходится начислять амортизацию, что в конечном итоге приведет к снижению прибыли и рентабельности.

Основные непроизводственные фонды в основной своей массе  не приносят явной выгоды, прибыли  для предприятия. Обычно они функционируют либо бесплатно (за счет предприятия) для

сотрудников, либо на уровне безубыточности. Поэтому  эти фонды оттягивают на себя значительную часть финансов предприятия, которые  можно

использовать более  эффективным образом. Но, однако, наличие развитой структуры основных непроизв.фондов у предприятия, во-первых, облегчает деятельность рабочих, так как они

могут с меньшими затратами времени и средств

посещать заводскую  столовую, отдавать детей

в заводской детский  сад, пользоваться услугами

поликлиники предприятия  и т. п. Результатом это-

го может стать  рост благосостояния персонала

и рост производительности труда на предприятии.

Во-вторых, наличие  подобных учреждений привлекает на предприятие  новые, более квалифицированные  и конкурентоспособные кадры. В  современных условиях далеко не все  предприятия могут

позволить себе содержать  непроизводственные фонды.

 
 
 
8. Основные фонды - это совокупность производ-

ственных, материально-вещественных ценностей,

которые действуют  в процессе производства в течение  длительного периода времени, сохраняют  при

этом на протяжении всего периода времени натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

К основным фондам относятся средства труда со сроком

службы более  двенадцати месяцев и стоимостью (на

дату приобретения), превышающей стократный раз-

мер минимальной  величины месячной оплаты труда

за единицу. Основные фонды делятся на основные

производственные  и основные непроизводственные

фонды.

Осн.пр-ые фонды совершают хоз-ый кругооборот. Кот.состоит из следующмх стадий:

Износ—Амортизация—Накопление  амортизационных средств—Замена осн.пр.фонд пууутем капитального вложения.

Показатели  использования о.п.ф

Они делятся на группы:

- обобщающие показатели  позволяют судть о степени использования основных фондов: 1.1.фондаотдачи-показывает какова общая отдача от использов. Каждого рубля ОПФ, на сколько эффективно это вложение: 

В-выручка прод.за год.

Ф-средняя годовая стоимость ОПФ.

1.2. Ф учитывает  поступление и выбытие ОПФ  в течении года.

1.3. Фондоемкость-характеризуется стоимость ОПФ приходящихся на еденицу продукции.

1.4. Фондовооруженность характеризует стоимость ОПФ приходящихся на одного списочного работника.

2 группа позволяет  судить и оценивать состав  и структуру ОПФ.

2.1. Коэф. Обновления осн.фондов показывает степень обновления основных фондов 

Фп-поступивших

Фк.г.-конец года.

2.2. Коэф. Выбытия ОПФ определяет степень списания ОПФ.

2.3. Коэф.прироста ОПФ, озн.% прироста оПФ

9.Осн.пр-ые фонды совершают хоз-ый кругооборот. Кот.состоит из следующмх стадий:

Износ—Амортизация—Накопление  амортизационных средств—Замена осн.пр.фонд пууутем капитального вложения ((Аморт-Постепенное снижение ценности основных фондов машин, оборудования,, Износ -Основных Фондов — материальное снашивание, старение и обесценивание основных фондов в процессе их эксплуатации или хранения))) 

Амортиз.-перенесение стоимости осн.фонд. на готовую продукцию, за период эксплуатации этих фондов с последующ. Возмещением стоимости осн.фондов происходит путем включ. Части их стоимости в затраты на выпуск. Продукцию или продукты(на себестоимость).  Высокая доль ам-ых отчисл. Увеличит величину издержек пр-ва, а следов. И цену на товар.   Заниж. Доля  ам-ых отчислений удленит срок оборачиваемости средств и может превести к убыткам произ-ва следоват. Нужно соблюдать « золотую середину»с выгодой для предприятия выбрав приемлемый способ начисления амортизации.

10. Амортиз.-перенесение стоимости осн.фонд. на готовую продукцию, за период эксплуатации этих фондов с последующ. Возмещением. стоимости осн.фондов происходит путем включ. Части их стоимости в затраты на выпуск. Продукцию или продукты(на себестоимость).  Высокая доль ам-ых отчисл. Увеличит величину издержек пр-ва, а следов. И цену на товар.   Заниж. Доля  ам-ых отчислений удленит срок оборачиваемости средств и может превести к убыткам произ-ва следоват. Нужно соблюдать « золотую середину»с выгодой для предприятия выбрав приемлемый способ начисления амортизации.

Способы начисл.аморт.:1. Линейный-годовая сумма аморт(Агод). Определяется по первонач.стоимости объекта (Фн) и принятой норме аморт(Н). Исчисленной изходя из срока полезного использования объекта  

Н-установл. в % размер ам-ых начислений по каждому виду осн.фондов за год.

Т –нормативн.срок службы за год. 2 Способ уменьшаемого остатка это когда год-ая аморт. Определяется исходя из остаточн стоимости(Фост) объекта на начало отч.года и нормы амор.отчислений , на основе срока полезного использования объекта 

3. Способ списания стоимости по суммечисел лет срока полезного использования. При этом способе год.амор. опред.из первонач.стоим.объекта и годового соотношения(Г)

Г- это дробь, где  в числителе число лет остающихся до конца срока службы объекта, а  в знамен. Сумма чисел лет срока службы объекта  

4. Способ амортиз пропорционально объему продукции, исходит из нат.показателя объема прод. В отчетный период и соотнош.первонач.стоимости объема прод.за весь срок использования объекта

Q-прод. В натур.измеррители в отчетном периоде

суммаQ- весь объем прод.за весь срок эксплуатации объекта

11. Существуют следующие  виды денежной оценки основных  фондов:

1. Оценка по первоначальной  стоимости, т.е. по фактическим  затратам, произведенным в момент  создания или приобретения (включая  доставку и монтаж), в ценах  того года, в котором они изготовлены  или приобретены.

По первоначальной стоимости основные фонды учитываются  на балансе предприятия, поэтому  она называется еще балансовой стоимостью.

По первоначальной стоимости основных фондов определяют амортизационные исчисления. 

Следует заметить, что  одинаковые основные фонды (станки, приборы, машины и т.д.), произведенные в  разные годы, оцениваются различно, поскольку цены на них периодически меняются. Следовательно, нельзя получить представления о динамике основных фондов за длительный период времени. В связи с этим требуется периодическая  переоценка основных фондов по восстановительной  стоимости. 

2. Оценка по восстановительной  стоимости, т.е. по стоимости  воспроизводства основных фондов  на момент переоценки. Эта стоимость  показывает во сколько обошлось бы создание или приобретение в данное время ранее созданных или приобретенных основных фондов. Учет основных фондов по восстановительной стоимости вносит единообразие в оценку фондов, более точно определяет их величину, дает возможность оценить динамику и структуру основных фондов. Такая переоценка основных фондов весьма трудоемка и требует высокой квалификации работников, поэтому проводится она довольно редко.

Основные фонды  в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются и теряют свою первоначальную или восстановительную стоимость, поэтому необходим учет основных фондов по остаточной стоимости.

3. Остаточная стоимость  основных фондов определяется  путем вычитания из первоначальной  стоимости суммы начисленной  амортизации. Иначе говоря, это  та часть стоимости основных  фондов, которая не перенесена  на стоимость изготовляемой продукции.  Остаточная стоимость позволяет  судить о степени изношенности  основных фондов, планировать их  обновление и ремонт.. Такая оценка дает реальное представление о величине основных фондов, позволяет определить величину потерь при преждевременном списании основных фондов при их замене или реконструкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12Обор ср-ва- денежные средства авансируемые в оборотные п.ф. и фонды обращения

Опф-обеспеч.непрерывность произв-го процесса. Фонды обращения-обеспеч.реализ.произвед.продукции и получен. Ден. По назначению в производственном процессе (по элементам) оборотные средства делятся на:

1)     материально-производственные  запасы:

-         сырье, основные материалы, покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия;

-         вспомогательные материалы;-         топливо;-     тара;-         запасные части.

2)     находящиеся  в процессе производства средства:

-         незавершенное производство;-         расходы будущих периодов –  это расходы, произведенные сейчас, но относящиеся к будущим периодам (заранее уплаченная арендная  плата);

3)     готовая  продукция:

-         готовая продукция на складе  предприятия;

-         готовая продукция отгруженная;

4)     денежные  средства и средства в расчетах:-         дебиторская задолжность;

-         краткосрочные финансовые вложения;

-         денежные средства.

Обор.ср-ва затрач. В ходе изгот.продукции полностью потребл.и перенося стоимость на продукц. В течении одного операционного цикла (дрова-печка, обор.ср-ва-гот.прод)

13Обор. Ср-ва находятся в пост. Движении и осущ.кругооборот. он сост.из 3 стадий: Д- Т- П- Г- Д

Деньги-товар-пр-во-Гот.прод-Деньги. Д-ден.ср-ва авансируемые предприятием в сырье и материалы. Т-товарные запасы необход.предпр. П-пр-во тов.   1.Д-Т предпр.тратит деньги на оплату счетов за поставл.предмет труда. Обор.ср-ва из ден.формы переходят в товарную, а ден.ср-ва из сферы обращения в сферу пр-ва. 2.Т-П-Г- преобрет. Оборотн.фонды переходят в процесс произв-ва и превращ. В п.ф и готовую продукц.

Г-Д- Готовая прод.реализ.,оборотн.фонды из сферы произ-ва, переходят в сферу обращения и превращ.в деньги. Показат.использ.обор.ср-в: 1. Коэф.оборачиваемости об.ср-в:                                       

Р-стоимость реализ прод;Об-средний остаток обор.ср-в. 2. Продолжит.обор. в днях:

Т-прод.периода за кот.опред.показатель(месс-30дн,год-360)

3. Коэф.закрепления обор.ср-в 

Экон.смысл в том, что он хар-ет сумму ост.обор.средств приходящихся на 1 рубль выручки. 4. Материалоемкость 

М-затраты сырья,топлива,мат..

П-объем произ-ва.

5. Материалоотдачи, обратн.материалоемкости. 

Последние показывают(4.5) характеристику использования предметов  труда и его отдаче. 
 

14.Определение потребности  в оборотном капитале важно  для всех предприятий. Оно вызывается  необходимостью оптимизации размеров  оборотного капитала. Можно выделить  общую потребность в оборотном  капитале и потребность в его  структурных элементах. Потребность  в оборотном капитале рассчитывается  исходя из планируемого объема  производства, себестоимости различных  видов продукции, сезонных особенностей  работы, стабильности поставок и  сбыта продукции, оплаты и др. Потребность в оборотном капитале  также определяется с учетом  скорости расчетов за готовую  продукцию. Рассчитываемая потребность  может оказаться выше суммы  собственных оборотных средств.  В этом случае возникает недостаток  оборотных средств, который может  быть восполнен за счет заемных  средств. Если потребность в  оборотных средствах оказывается  меньше величины собственных  оборотных средств, то возникает  излишек оборотных средств. Потребность  в оборотном капитале можно  определить, используя данные отчета  и движении денежных средств.

Потребность предприятия  в оборотных средствах зависит  от следующих факторов: объема производства и реализации; вида бизне-са; масштаба деятельности; длительности производственного цикла; структуры капитала предприятия; учетной политики и системы расче-тов; условий и практики кредитования; уровня материально-технического снабжения; видов и структуры потребляемого сырья; тем-пов прироста объемов производства и реализации продукции; квалифи-кации менеджеров и бухгалтеров и др. факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15Материально-производственные  запасы (МПЗ) - часть оборотных активов  организации, т. е. часть имущества,  используемая:

 при производстве  продукции (выполнении работ,  оказании услуг) с целью продажи;  для управленческих нужд организации;  исключительно для продажи; 

 в качестве  средств труда.

 в виде товаров,  приобретенных или полученных  от других юридических и физических  лиц и предназначенных для  продажи .

Управление  МПЗ-

Запасы представляют собой средства, отвлеченные из оборота, поэтому управление материально-производственными  запасами играет большую роль в деятельности любого предприятия. Чрезмерное увеличение запасов означает "омертвление" оборотных средств, ухудшение их оборачиваемости. Это, в свою очередь, ослабляет финансовую устойчивость предприятия. Управление запасами непосредственно  связано с формированием себестоимости  продукции (работ, услуг), прибыли, производством  продукции и т.д. Важность управления запасами проявляется и в том, что на многих предприятиях материальные запасы составляют львиную долю оборотных  средств. Данный вид управления является составным элементом общего процесса управления оборотными средствами предприятия. Управление запасами заключается в  их формировании, хранении и использовании. Все вместе составляет кругооборот  запасов, поэтому цель управления запасами - скорейшее их превращение в запасы готовой продукции, эффективное  осуществление кругооборота авансированных в запасы средств, ускорение оборачиваемости  средств. Управление запасами также  состоит в их финансировании, нормировании (планировании), анализе, учете и  пр.

Оценка  МПЗ. Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж.

Себестоимость запасов  должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы  доставить запасы до места их настоящего нахождения и состояния.

Затраты на приобретение запасов включают цену покупки, импортные  пошлины и прочие налоги ,транспортные, и другие расходы, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг.

16 Трудовые ресурсы - главный ресурс, от качест-

ва и эффективности которого во многом зависят

результаты деятельности предприятия и его конку-

рентоспособность.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов заключается  в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему  условий и потребовать изменения условий труда, переобучения, уволиться по собственному желанию. Понятие

≪трудовые ресурсы предприятия≫ характеризует

его потенциальную  рабочую силу. Трудовые ресурсы

могут организовываться в профсоюзы и выступать

в качестве субъекта переговоров с администрацией

об условиях труда  и оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии.

Каждая категория  работников

В своем составе, предусматривает ряд профессий.Профессия-группа специальностей. Внутри специальности работник имеет свой уровень специализации. ПрофессиЯ-совокупность специальных, теоритических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенных работ в конкретной области.  Специальность-вид деятельности в пределах данной профессии, кот.имеет специфические особенности и требует специфических знаний и навыков. Квалификация-совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности. По уровню квалиф.рабочих можно разделить на: -неквалиф,-малоквалифицированных,- квл-ых,-высококвал.

В В учетной политике предпр. Различ. Следующие категории(составы) трудовых ресурсов:-явочный состав,-списочный состав,-среднесписачный состав.

Яв сост-мин.число работников кот.должно являться на работу, для выполнения задания в установл.сроки. Списочн.сост-все постоян.и временные работники числящиеся на предпр.,как выполняемые в данный момент работу, так и находящ.в отпуске,командир, больничные или др.причинам.   Среднеспис.сост- опр. Путем суммирования спис.сост(за коленд.период) включая выходные дни и делением этой суммы на коленд. Число дней периода.

17. производ.труда –важнейший экономич.показатель, характериз.эффективность труда в матер.произ-ве, как отдельного работника так и коллектива в целом.

Различают: - произв-ть индивид-ую(живого труда) и прошлого (общественного труда)

Основные показ. Произв.труда: -выработка опред.отношением кол-ва произвед.продукции к затратам рабочего времяни на пр-во этой продукции 

-трудоемкость-велечина обратная выработке.

В зависимости от еденицы измер.объемов пр-ва различ.три способа измер. Производ.труда:1. Натуральный(объемы пр-ва выражены в кг, м. штуках и.т.д)Измерение пр-ти труда характеризуется выработкой в натур.форме в ед.рабочего времяни. Если предпр. Выпускает неск.видов продукц.,то выработка начисл в условно натур.еденицу

2. Трудовой метод производительности .труда. опр.отношением нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времяни, этот метод прим.для определ-ии эф-ти использования труда рабочих по сравнению с нормами (сервис технич.обслуж; ремонт приборов), когда работа опр.условн.нормами характ.для каждого вида деятельности.

3. Стоимостной метод- самый распростр.т.к. дает возможность учета и сравнения разнообр.видов работ, путем приведения их к единому измерителю-рубли.

Выработка может быть определена: - в расчете на один отработ человека час(часовая выр)- в расчете на один отработанный человеко день (дневная выр); - в расч. На одного среднесписачн. Работника в год, квартал или месяц(год-ая,  мес-ая выр).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18. Работники  предприятия при устройстве на  работу, продают свои квалификационные  навыки получают за них доходы, кот.называются личными доходами работника и квалифицируются, как з.п.  З.п.бывает номинальной и реальн6ой. Номинальная з.п.-это сумма денег, кот. Получ.работник за свой труд в опред. Период времяни. Реальная з.п. показывает, какое кол-во предметов и услуг, можно купить при данном уровне цен и тарифов.( Эта з.п. учитывает инфляцию).  В основе организаций оплаты труда работников лежат следующие элементы:-фонд оплаты труда;- тарифная система;-формы и системы оплаты труда.. Фонд оплаты труда- источник средств предназначенный для выплат з.п., соц-го характера. Тарифная система-(сост.из тар.ставки,сетки,справочник).ставка-определ размер з.п., справочник описывает разл.виды работ в зависимости от их сложности.

Мотивация труда-система мер цель которых создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Главные рычаги мотивации - стимулы и мотивы.

Стимул - материальная награда определенной

формы, например заработная плата. В отличие от

стимула, мотив является внутренней побудительной

силой: желанием, влечением, ориентацией, внутренними целевыми установками.

1) заработная плата - оценка вклада работника

в результаты деятельности предприятия. Она

У должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных

способностей и  достижений в труде. Применяются  различные премии и доплаты;

2) система внутрифирменных льгот работникам: субсидированное и льготное питание, продажа продукции предприятия своим работникам

со скидкой, оплата расходов на проезд до места работы и обратно, предоставление своим работникам ссуд (беспроцентных или под низкий процент), предоставление права пользования транспортом фирмы, страхование здоровья работников

за счет предприятия, эффективное премирование, доплаты за стаж;

3) нематериальные льготы: предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска за достижения

в работе, более  ранний или поздний выход напенсию;

4) повышение содержательности труда, самостоятельности, ответственности работника, привлечение его к управлению предприятием;

5) создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных,

психологических барьеров между отдельными

группами работников, развитие доверия и взаимопонимания  внутри коллектива, моральное поощрение  работников;

6) продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия  по повышению мотивации

труда позволяют  более эффективно использовать

трудовой потенциал  предприятия и повысить его

конкурентоспособность на рынке.__

19Фонд  з.п-бъем денежных средств, источник, за счет которого осущ. выплата з.п. работникам предпр. Является элементом себестоимости продукции. В состав фонда з. платы входит основная и дополнительная з.п.

При планировании фонда  заработной платы рассчитывают часовой, дневной и месячный (годовой) фонд заработной платы, которые различают  между собой по составу включаемых в них элементов заработной платы.

В часовой фонд з.платы включается оплата за время работы: фонд з.п сдельщиков, определяемый исходя из тарифных ставок, тарифных сеток и тарифных коэффициентов;

фонд з.платы повременщиков, рассчитанный на основе тарифных ставок, отработанного времени и количества рабочих-повременщиков; окладный фонд з.платы руководителей и специалистов предприятия;

премии из фонда  з.п. в соответствии с принятыми премиальными положениями, которые в обязательном порядке включаются в коллективный договор;

доплаты, компенсационного характера, входящие в часовой фонд з.п.

Все виды компенсационных  доплат и надбавок можно разделить: на доплаты, не имеющие ограничений по сферам деятельности, обязательные для всех организационно-правовых форм. Размеры их определяются самостоятельно, но не ниже размеров, установленных государством. В эту группу входят доплаты за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочное время, за условия труда и др.;

доплаты, применяемые  в определенных сферах деятельности. Они также обязательны, но размеры  таких доплат оговариваются с  работодателем. Например, доплаты за обучение, руководство бригадой без  освобождения от основной работы.

В дневной фонд заработной платы включается часовой фонд з.платы и доплаты, входящие в дневной фонд заработной платы, в том числе матерям за кормление грудных детей; подросткам за сокращенный рабочий день.

Месячный (годовой) фонд заработной платы формируется на основе дневного фонда заработной платы  и дополнительной заработной платы, входящей в месячный (годовой) фонд заработной платы. В нее включаются оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата отпусков, предназначенных  на учебу, выплаты при выполнении гос-ых обязанностей и др.

Подразделяется также:

по принадлежности работника к штату данного предприятия: - на фонд штатного (списочного);

- нештатного (несписочного) состава;

по характеру оплачиваемых работ: на фонд

- промышленно-производственного  персонала (зарплата рабочим,  специалистам, служащим),

- занятого в непромышленных  хозяйствах предприятия (работникам  жилищно-коммунального хозяйства,  культурно-бытовых учреждений).

Фонд  потребления Часть чистой прибыли предприятия, используемой для удовлетворения производственных и внепроизводственных потребностей того же предприятия.

Фонд потребления  предприятия включает в себя все  виды расходов на оплату труда работников предприятия, в том числе и  не состоящих в его штате; денежные выплаты и поощрения, доходы (проценты, дивиденды), выплачиваемые по акциям трудового коллектива и вкладам  членов трудового коллектива в имущество  предприятия; оплату ежегодных и  дополнительных отпусков; стоимость  услуг, бесплатно предоставляемых  работникам отдельных отраслей.

Размер фонда потребления  предприятия поставлен в зависимость  от увеличения объема производства продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах.

20заработная плата - оценка вклада работника

в результаты деятельности предприятия. Она

 должна быть  сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях от-

расли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных

способностей и  достижений в труде. Применяются  различные премии и доплаты;.

Тарифная система  предназначена для дифиринцирования оплаты труда по категории работников, выполняемых работ определенной сложности. Она состоит из 3 элементов:- Тарифная ставка, тарифная сетка, тарифно-квалификационный справочник.

Тар.ставки-определяют размер оплаты труда за ед.времени(час,день,месяц).Тар.ставка устанавл.в зависимости от тяжести, вредности и интенсивности труда за принимается мин. размер оплаты труда.

Тарифн.сетка-определяют. Отношение в оплате труда в зависимости от его квалификаций, на промышл. Предприятии присутств в тарифн.ставках характеристика квалификации рабочих.

Тар.сетка характеризуется числом тарифных разрядов и олралмвапипи ии тарифных коэфицентов.

Тарифные разряды  различают оплату труда и подразделяют ее на 18 разрядов.

Тарифный коэфицент-отношение тарифн.ставки данного разряда.

Тар.квалиф.справочник-этот справочн.описывает различные виды работ в зависимости от их сложности, он содержит характеристики того что должен знать и уметь работник соответствующ.квалификационного разряда.

Формы и системы оплаты труда- основа управления з.п.работников включает 2 осн. Формы оплаты труда:

- сдельная з.п. начисляется по установл.расценкам, за каждую еденицу выплачеваемой работы или изгот-ой продукции. Она бывает:-Прямая сдельная (когда з.п. начисляется, путем умножения кол-ва изгот-ой продукции на установленную расценку.)  -сдельно прогрессивная- прямая сдельная оплата труда, по повышенным расценкам, за каждую еденицу продукции. Эти расценки устанавл.прогрессивным способом.

--- Сдельно-премиальная- прямая сдельная + премия за выполнение и перевыполнение кол-ых и качественных показателей (разово, единовременно)

---Аккордная-по ней размер оплаты труда устанавливается за весь объем работ, используемых для оплаты труда бригат.

---Косвенно-сдельная  з.п. зависит от результатов труда тех рабочих, которых он обслуживает, касается в основном вспомогательных и и обслуживающих работников.

----Повременная-когда з.п. начисляется работнику по установленной тарифн.ставке или окладу за фактически отраб-ое на пр-ве время, для 5-ти дн.недели -41,5 часа. Бывает: простая-работник получ 100%  оклада в месяц.

---Повременно-премиальная- простая повременная+премия за достижение определенных кол-ых и кач-ых показателей.

21Цен-ая  полит-заключ.в том, чтобы установл.на товар такие цены и так варьировать ими в зависим. От положения на рынке, чтобы обеспеч.намеченный объем прибыли и решать др.задачи пред-ия.  Цену необходимо рассм, как неотъемл.св-во  продукта на ряду с потребит. св-вами и его качеством. Если цена слишком высока то товар не может быть куплен, что приводит к убыткам п.,если цена мала, то п не сможет окупить свои расходы и это преведет к убыткам. На практике решение этой проблемы сводиться к выбору ценовой стратегии.

Цен страт: 1. Стр.высоких цен-первонач.продажа товара выше сдальнейш. пониж. цены(товаро-новинки)2. Страт низких цен(проникновение на рынок)с целью стимулирования спроса и оч. Эф-на на рынках, с большим объемом произ-ва.(высокая конкуренция). 3. Страт.диференцир.цен проявл. В установл.цен в сочитании со скидками и надбавками к среднему уровню цены для различн.рынков и покупателей. 4. Страт льготных цен направл. На работу с покупателем в которых заинтер. Фирма или товар по льготной цене. 5. Стр.гибких, эластичн.цен. цены устан.в завис-ти от возможности покупателя, его покупат. Силы.6. страт стабильн.цен-цены на тов.первой необход.контролируемые гос-вом.7.стр не округл.цен (99.99)8. Стр. цен массовых закупок (мегамагазины).9. стр тесного увязыв. Уровня цен с кач-вом товара.

22Существует 3 осн.метода расчета цены:1. Средние издержки+прибыль это когда бирут средние издержки производства продукции+наценка.

Наценка варьируется  в широких пределах в зависимости  от вида товара((Например, в США применяются наценки на табачные изделия - 20%, фотокамеры - 28,.и.т.д))

2. Расчет цены  на основе анализа безубыточности  и обеспечения целевой прибыли.

В данном случае предприятие  стремится к установлению такой  цены, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Основой такого расчета  является построение так называемого  графика безубыточности.

График безубыточности - график, показывающий, какой уровень  дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полностью покрыть постоянные и переменные издержки. (график)

Точка беззуб находится на пересечении выручки с суммарными издержками.

Точк.без-это такая выручка при которой предприятие не имеет прибыли, но и не имеет издержек. Т.е. прибыль нулевая, а суммарные издержки покрылись полностью.

До т.б. выручка  не покрывает суммарные издержки и у предпр.образуется убыток, после т.б. выручка привышает сумм.издержки и у предпр.формир.прибыль.     При этом методе расчета предпр.устанавливает такую цену, кот.обеспеч.ему желаемый объем прибыли, с этой целью необходимо постр.график беззуб.

3. Установление цены  на основе уникальности выпускаемого  товара.

При этом методе учит.не только суммарн.издержки пр-ва но и ценность товара для покупателей. Пример(Чашка кофе с пирож.стоит в магазине 20р.,а на параде дороже.

23 Инвестиции - вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью

сохранения и  увеличения капитала. Различают

реальные (капитальные) и финансовые (портфельные)

инвестиции. Реальные инвестиции - вложения

средств в физический капитал предприятий, например в создание новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перево-

оружение. Финансовые инвестиции - вложения

в покупку акций, других ценных бумаг и использо-

вание иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора. Другой

разновидностью  финансовых инвестиций является покупка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их

перепродажи, сдачи  в аренду и иного использования, приводящего к сохранению или  увеличению

в течение определенного  промежутка времени первоначально  инвестированного капитала.

Инвестиционная  деятельность реализуется путем вложения ин-

вестиций и осуществления практических действий в целях получе-

ния прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции используются не только для увеличе-

ния капитала, но и как необходимый инструмент для расширения бизнеса, развития предприятия. Источниками финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному

капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности  и других источников. Внешние

источники инвестирования формируются в основном

за счет заемных  средств (кредитов) банков.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
24 Инновация (нововведение) - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с  предыдущим

продуктом.

Инновационная деятельность - практическое

использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью

получения нового продукта, удовлетворяющего по-

требительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

Субъекты - государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические

лица (ученые и специалисты).

Инновационная политика предприятий направлена на увеличение производства принципиально новых  видов продукции и технологий, расширение

сбыта товаров. Также  учитывается не только рациональное природопользование, но и развитие на

предприятиях малоотходных технологий, проведение природоохранных мероприятий.

Побудительные мотивы развития инноваций -

стремление снизить  издержки предпринимательской

деятельности и  увеличить массу прибыли в  условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются  на уровне выше средних

и предпринимательство  может стать убыточным,

если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка  сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Возникает необходимость  создавать конкурентные

преимущества, а  это возможно осуществить за счет

использования такого инструмента, каким являются

инновации. При этом, чем быстрее осуществляется

инновационный процесс, тем больше вероятность

успешной деятельности.

Используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки  сбыта, увеличивает массу прибыли,

способствует повышению  эффективности предпринимательства  и развитию национальной экономики.

25.Бизнес план-это документ в кот.описывается все осн. Аспекты предпринимательской деят-ти;анализ; главные проблемы с кот. Может столкнуться предприятие и определить основные способы решения этих проблем.

В зависимости от конкр.характера и условий деят.предпр. состав и структура б.п. могут сущ-но отличаться по содержанию:

1.Резюме, 2 Описание  продуктов(услуги), 3 Анализ рынка сбыта. 4. Оценка конкурентности. 5. Стратегия маркетинга. 6.План производства. 7. Организационный план. 8 Финансовый план.

1. Резюме. Т.к. б.п.в первую очередь направлен на превлечение инвестиций, то вся его структура и содержание должны быть интерестны и убедит. Для потенциального инвестора, чтобы деньги влож. В ваш проект инвестор мог вернуть с большей выгодой для себя. Объем раздела резюме не должен превышать 2 страниц. Необходимо четко и убедительно изложить осн.положения предполагаемого проекта. Этот раздел Определяет направление деят.б.п.,Устанавливает цели данного предприятия, определяет финн-ый результат б.п.  2. Описание продукта или услуги- оп.пр.или.усл., кот. Предприятие собир. Производить.  Тут важно указать, какой полезный эффект можно получить от товара, чем отличается ваш продукт, услуга от товара конкурента?.    Под полезн.эфектам необходимо отразить, то рабди чего преобретается товар. Лучше сделать упор  на исключительные достоинства товара и ориентироваться на макс.удовлетворение запросов рынка. При возможности в этом разделе можно изобразить товар, сфотографировать. Необходимо детально описать предлагаемый товар или услугу. 3. Анализ рынка сбыта.-этот раздел посвещен изучению рынка товара или услуги, где будет реализов.продукция.  Очень важно изучить потенциал потребителей, их вкусы, запросы, денежные возможности. Необходимо определить объемы пр-ва и реализации.  При возможности можно изготовить пробную партию товара, реализовать ее и при этом обратить внимание на: 1. На сколько часто и охотно покупают товар.2.кто именно покупает ваш товар.3. сколько времяни, потребуется для реализации всей партии продукции. 4. Как реагирует покупатель на цену товара.

4. Оценка конкурентов. (посвещен анализу конкур.по всем вопросам). Надо определить кто явл. Вашим конкурентом и в каком состоянии его дела(стабильн, -на подъеме, на спаде). Каковы отличия вашего товара от тов. Конкурента. В чем вы можете превзайти своих конкур..Ответы: Нужно изучить, таким образ-ом конкурентов, чтобы избежать ошибок и не внедриться на пересыщенный рынок товара. Четко определить стратегию и тактику текущей деятельности. Нужно слделать акцент на свои преимущества.

5. Стратегия маниторинга.   Этот раздел явл. Описанием плана маркетинга: - изучение рынка и потенциальных потребителей. – всестороннее продвижение товара к эт потенциальному потребителю. Нужно производить то, что покупается, а не продавать, то, что производиться. Осн. Элементы раздела: 1. Схема распростр. Товара(самост.-оптом,-в магазине)2.. Реклама. Сколько средств вы можете выделить  в какой форме и как будите рекламировать свой бизнес.3 методы стимулирование потребителей(совершенствование товара, увеличение объема пр-ва, расширение района сбыта,предоставление гарантии)4. Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе.

6. План произв. Содержит описание всего производств.процесса. главная задача подтвердить расчетами, создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое кал-во товара в нужные сроки и с требов.качеством. Вопросы:1.Где будут произв.товар, где и у кого будет закупаться сырье, какое оборудование потребуется

В этом разделе помимо расчетов решается вопрос о контроле за кач-вом выпуск.продукции.

7. Организационный  план. В нем идет речь о том с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как наладить его функционирование (какие специалисты вам понадобятся, на каких условиях вы будете превлекать специалистов, з.п.)

Необходимо определить организац.схему фирмы, указать кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию и контроль. 

8. Финанс.план.

Обобщенный в стоимостном выражении результатов принятых решении по предыдущим разделам б.п.

Фин.план включ:1.расчет велечины и источник получения средств (где, сколько и на какие сроки возьмете кредит).2. Прогноз объемов реализации.3.Баланс ден.расходов и поступлений, таблица доходов и затрат,5достижение графика безубыточности.

9. Общие выводы  по б.п.

В конце делаются об.в.по.всему б.п.

В этих выводах указывается  результат каждого раздела, и  в заключении дают положительные  результаты.

 

26лассификация затрат на производство

1. Для правильной  организации учета производственных  затрат имеется научно обоснованная  их классификация. Затраты на  производство можно сгруппировать  по месту возникновения расходов, по видам продукции и видам  самих расходов:

по месту возникновения  следует группировать затраты с  целью определения производственной себестоимости продукции, для организации  внутризаводского хозрасчета; при этом группировка затрат идет в разрезе  цехов, участков и др. подразделений  организаций;

по видам продукции (а также видам работ, услуг) затраты  необходимо группировать для определения  себестоимости отдельных видов (что  нужно для определения финансовых результатов от каждого вида продукции  в отдельности);

по видам расходов группировка затрат идет по элементам затрат .

Перечень конкретных статей калькуляции содержится в  отраслевых рекомендациях. Например, для  промышленных предприятий это: сырье  и материалы; возвратные отходы (вычитаются); топливо, энергия на технологические  нужды; покупные изделия; производственные услуги сторонних организаций; основная зарплата производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы  на освоение и подготовку производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; прочие производственные затраты; расходы на продажу.

2. Классификация  затрат на производство продукции: 

По экономической  роли в производственном процессе - на основные и накладные.

К основным относятся непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции затраты: сырье и материалы.

Накладные расходы  связаны с организацией, управлением  и обслуживанием производства и  делятся на цеховые (расходы на отопление  и освещение производственных помещений  цеха, расходы на оплату труда инженерно-технического персонала цеха) и общехозяйственные (расходы на содержание аппарата управления, не связанные непосредственно с  производственным процессом).

По составу - на одноэлементные и комплексные затраты.

К одноэлементным относятся состоящие из одного элемента затраты: амортизация, оплата труда.

Комплексные затраты  состоят из нескольких элементов (одноэлементных расходов), в составе которых, например, содержится амортизация соответствующих  зданий, зарплата определенного персонала  и др.: общепроизводственные, общехозяйственные  расходы, потери от брака.

По способу включения  в себестоимость продукиии - на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это затраты, которые можно отнести  на себестоимость каждого конкретного  вида продукции. К ним относятся  все основные затраты, за исключением  затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, то есть те, которые можно  отнести на себестоимость продукции  на основании первичных документов.

Косвенные затраты  включаются в себестоимость косвенным  путем через распределение их между различными видами продукции (пропорционально предусмотренным  учетной политикой предприятия  показателям, например, заработной плате  основных производственных рабочих).

По периодичности  возникновения - на текущие и единовременные.

Текущие затраты - это постоянные,ежедневные затраты, относящиеся к данному месяцу (например, расход сырья и материалов).

Единовременные затраты однократны. Они относятся к ряду последующих месяцев (например, затраты на ремонт оборудования).

По отнесению к  отчетному периоду - на истекшие затраты, зарезервированные расходы, расходы  будущих периодов.

Истекшие затраты - это произведенные и принятые к учету в отчетном периоде  расходы.

Зарезервированные расходы - расходы, включенные в себестоимость  продукции, при отсутствии их фактически.

Расходы будущих  периодов - активы, не признанные в качестве расходов отчетного периода, но уже  понесенные предприятием.

По участию в  процессе производства - на производственные расходы и расходы на продажу.

Производственные  расходы образуют производственную себестоимость продукции; к ним  относятся связанные с изготовлением  продукции (выполнением работ, оказанием  услуг) расходы.

Расходы на продажу  связаны с отгрузкой и реализацией  продукции покупателям.

По эффективности - на производительные и непроизводительные.

Производительные  затраты - затраты на изготовление качественной продукции (работ, услуг) при определенной организации производства. Эти расходы  планируемые, их можно запланировать, сравнить с доходами.

Непроизводительные  расходы являются непланируемыми расходами (не приносят дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27Состав затр.: 1. З.связ. с пр-вом продукции. 2. З.связ с использов.прир.сырья, земель.3. З на подготовку и освоение пр-ва.4.З. не капитального характера с совершенств.технологий и организ пр-ва. 5.З на проведение опытно-эксперемент.работ. 6. З. по обслуж. Пр-го процесса: - обеспеч. Сырьем-мтериалами,-топливом,-энергией,-инструментами. Текущие З связаны с эксплуатацией фондов природо-охранного назнач: - отчисн.сооружения, фильтры, отчистка сточных вод.8. З связ с управлением пр-ва: - содержание аппарата управления, вычислит.центров,охраны, командирови, аудиторские услуги. 9. З. связ с подготовкой и переподготовкой кадров. 10. Выплаты(з.п)11. Отчисл.на гос.страхов. и пенсионное обеспечение.(26% от з.п.1%-пенсия)12. Платежи по кредитам(3%ставка).13. З. связ с сбытом продукц. 14.З на амортизацию.15.Износ не матер. Активов (лицензии, мозги).  З пр.делятся на:-постоян.и переменные,-смешан.з.

Пост.з-издержки предпр.кот.не меняются в зависимости от обЪемов пр-ва(аренда помещен, изд.по кредиту). Перем.з-издержки предприятия кот.меняются пропорционально объему пр-ва(расходы сырья, материалов,з.п).  Если пост.затрат оч.много то предпр.не сможет устан.приемлемые цены на товар и разориться, поэтому надо стремится, чтобы доля пост.затрат на пр-ие была не слишком велика.

28Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки.

Внешние связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, то есть все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации предприятия величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.

Внутренние издержки:

Владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором  находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые  бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так  называемую нормальную прибыль. В противном  случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль составляет элемент издержек.

Различные виды ресурсов по-разному переносят

свою стоимость  на готовую продукцию. В соответ-

ствии с этим различают постоянные и переменные

издержки производства.

Постоянные издержки производства - затраты,

величина которых не меняется с изменением объе-

мов производства. Они должны быть оплачены, даже

если предприятие  не производит продукцию (отчис-

ления на амортизацию, аренда зданий и оборудова-

ния, страховые взносы, оплата высшего управлен-

ческого персонала и т. д.).

Переменные издержки - издержки, общая ве-

личина которых находится в непосредственной за-

висимости от объемов производства и реализации,

а также от их структуры  при производстве и реали-

зации нескольких видов продукции. Это затраты на

сырье, материалы, топливо  и энергию, транспорт-

ные услуги, большую часть трудовых ресурсов. Ве-

личина переменных издержек зависит в конечном

счёте не только от объемов производства, но и от

экономии материальных и трудовых затрат в резуль-

тате проводимой рационализации производства и тру-

да. Воздействие  последних приводит к тому, что  пе-

ременные издержки с ростом объемов производства

увеличиваются по-разному. На практике выделяют

три возможных случая увеличения переменных из-

держек: пропорционально увеличению объемов про-

изводства, регрессивно, опережающими темпами

в сравнении с  ростом объемов производства.__

Снижение  издержек обращения  может быть достигнуто при рациональном ведении тарного хозяйства, своевременный ремонт и возврат оборотной тары, бережное обращение и правильное хранение тары сокращает расходы на тару, особенно если ее стоимость входит в цену продукции.

В ходе вышеперечисленных  моментов, необходимо отметить, что  в планировании, учете, отчетности и  при анализе издержек обращения  используются стоимостные натуральные  и удельные показатели. Основными  являются стоимостные показатели, вытекающие из самой стоимости издержек обращения. Абсолютные данные, выражаемые в денежной форме являются важнейшим показателем размера издержек и отражаются в планах, текущем учете, отчетности и используются при анализе.

Натуральные показатели применяются в анализе издержек обращения ограничено, и используются при анализе таких статей расходов, которые определяются количеством.

При анализе издержек обращения широко применяется показатель-уровень  издержек обращения, то есть отношение  абсолютной суммы расходов к сумме  розничного или оптового товарооборота. Уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей работы торгового предприятия.

29Приб-конечный финансовый результат, показатель эффект-ти деят.предпр. Явл.источником средств для инвестиций и спец-ых фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли цель деят.любой организации.

Функции прибыли:1. Характеризует  экономич.эффект получ.от деятельности предприятия. 2. Стимулир-ая-заключ.в том, что прибыль одновременно явл.финанс.результатом и осн.элементом фин. Ресурсов предпр.3. Источник формиров.бюджетов различн.уровней.  Виды прибыли1. Приб.от реализации-выручка без нДС-себестоим.всей продукции. 2.Баланс.прибыль-прибыль от реализации+прибыль от прочей реализации+ внереализованный доход. 3. Валовая прибыль-балансовая прибыль+- финансовый резултат от операций с основн.фондами не матер.активами и иным имуществом, если этого финн-го результата на предпр.нет, то валовая приб.то же самое, что и налогооблагаемая прибыль, кот.формир.следующим образом.4. Чистая прибыль-налогообл.прибыль-не облаг.налогом прибыль(2% от налогов.прибыли) это ср-во, кот.предпр может направить на благотвюцели и сформирюиз них фонд. Штрафных санкций. На усмотр.предпр.эти виды могут отсутствовать из налогообл.прибыли мы вычит.налог на приб.(24%) и получается чистая приб. Чистая приб-те средства предпр.кот.остаются в распоряж.предпр и из них выплачдивиденты если это АО и осущ.финансирование развития предпр.(покупка новых фондов и технологий)

 
30Приб-конечный финансовый результат, показатель эффект-ти деят.предпр. Явл.источником средств для инвестиций и спец-ых фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли цель деят.любой организации.

Функции прибыли:1. Характеризует  экономич.эффект получ.от деятельности предприятия. 2. Стимулир-ая-заключ.в том, что прибыль одновременно явл.финанс.результатом и осн.элементом фин. Ресурсов предпр.3. Источник формиров.бюджетов различн.уровней.  Виды прибыли1. Приб.от реализации-выручка без нДС-себестоим.всей продукции. 2.Баланс.прибыль-прибыль от реализации+прибыль от прочей реализации+ внереализованный доход. 3. Валовая прибыль-балансовая прибыль+- финансовый резултат от операций с основн.фондами не матер.активами и иным имуществом, если этого финн-го результата на предпр.нет, то валовая приб.то же самое, что и налогооблагаемая прибыль, кот.формир.следующим образом.4. Чистая прибыль-налогообл.прибыль-не облаг.налогом прибыль(2% от налогов.прибыли) это ср-во, кот.предпр может направить на благотвюцели и сформирюиз них фонд. Штрафных санкций. На усмотр.предпр.эти виды могут отсутствовать из налогообл.прибыли мы вычит.налог на приб.(24%) и получается чистая приб. Чистая приб-те средства предпр.кот.остаются в распоряж.предпр и из них выплачдивиденты если это АО и осущ.финансирование развития предпр.(покупка новых фондов и технологий)

31Рентаб пр-ия. Все показатели рент имеют в своей основе отношения результата к затратам

Опред.в %

Рентаб- сопоставление получаемого результата в виде прибыли с затратами или используем.ресурсами умнож. На 100%.

На практике использ.несколько показатюрентаб. Основные: 1. Рентаб.продукции

Отношение приб.

От реализ.к затратам на ее пр-во и реализации. 2.Рентаб производит.фондов отношение баланс.прибыли к среднегод.стоимости ОПФ 

3. Рентаб.вложения в предпр-ия(рент.имущества) 

-это отношение  балансовой или чистой прибыли  к стоимости имущества.

32 Экон.эффект.-какой либо полезный результат, выраж. В стоимостн.оценке-прибыль, экономия затрат или ресурсов.Экон.эффект.-соотнош.между результ.хоз.деятельн. и затратами живого овеществленного труда и ресурсами.

Величина относительная (в %) получ.в результате сопоставл.эффекта с затратами и ресурсами. В хоз.деят.всегда анализ.оба показателя т.к. может быть такая ситуация, когда достигнут значительный эконом.эффект выраж. В получении прибыли при относительно низкой экон.эффект-ти и наоборот. Произ-во может характериз.высоким уровнем эффект.при небольшой величине экон.эфекта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
33Эффективность предприятия - эффективность

обновления, когда  выявляются факторы, влияю-

щие на работу предприятия и способность к обнов-

лению, т. е. определяется способность предприя-

тия к освоению в текущем периоде новых изделий,

требуемых рынком в последующие периоды.

Оценка эффективности  хозяйственной деятельно-

сти включает анализ:

1) предварительный;

2) финансовой устойчивости;

3) ликвидности баланса;

4) финансовых коэффициентов;

5) финансовых результатов;

6) коэффициентов  рентабельности и деловой актив-

ности.

Анализ проводится на основе ряда экономических

показателей. Набор  экономических показателей,

характеризующих финансовое положение предприя-

тия и его эффективность, зависит от глубины ис-

следования, однако большинство методик анализа

финансового положения  и эффективной деятельно-

сти предполагают расчет следующих групп индика-

торов: финансовой устойчивости, платежеспособно-

сти, деловой активности, рентабельности.

Пути повышения эффективности производ-

ства - комплекс конкретных мероприятий по росту

эффективности производства в заданных направле-

ниях. Основные пути повышения эффективности про-

изводства: снижение трудоемкости и повышение

производительности  труда, снижение материалоем-

кости продукции  и рациональное использование при-

родных ресурсов, снижение фондоемкости продук-

ции и активизация инвестиционной деятельности

предприятий.

Важным фактором повышения эффективности дея-

тельности предприятия является научно-технический

прогресс. В современных  условиях нужны револю-

ционные, качественные изменения, переход к прин-

ципиально новым технологиям, к технике последую-

щих поколений, коренное перевооружение всех

отраслей народного  хозяйства на основе новейших

достижений науки  и техники.

   

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"