Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике организации".

Работа состоит из  1 файл

ответы на экономику.docx

— 360.95 Кб (Скачать документ)

1. Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обусловлена

 

Роль  труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные  для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют  и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение  в рождении новых идей, появлении  прогрессивных технологий, более  совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка  товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление  новых потребностей и их последующее  удовлетворение.

Развитие  и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве  населения, повышении его материального  и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой  процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной  сферой производства и услуг. Экономика  и социология труда начинаются с  проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке  труда.

Содержание  труда характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства и используется в основном при характеристике индивидуального  труда, конкретного рабочего места  и специальности или профессиональной группы. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек.

Характер  же труда отражает, прежде всего, способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими  в данном обществе отношениями собственности, т. е. социально-экономическую природу  труда в обществе, находящемся  на определенной ступени развития.

Характер  труда обусловливает цели общественного  производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между  различными классами и слоями общества.

Содержание  труда обусловливает при роду и уровень, профессионализма работника, а характер труда определяет границы  его социального развития и меру превращения труда в первую жизненную  потребность.

Взаимодействие  содержания и характера труда  проявляется в существовании  таких социально, экономически и  технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные  требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности  для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают  разное социальное воздействие на работников.

Следует различать труд индивида, индивидуальный труд, и совокупный труд общества, общественный труд.

Общественный  труд представляет собой целесообразную деятельность людей, взаимосвязанных  между собой разделением, обменом, специализацией и кооперацией труда, направленную на создание материальных и духовных благ, предназначенных  для удовлетворения полезных человеку и обществу потребностей.

Материально-вещественная сторона труда отражает отношение  человека к природе, характеризует  его как элемент производительных сил. Изменения в материально-вещественной стороне связаны с изменениями  в предметах труда, орудиях труда, организации и условиях труда, квалификации работников.

Социально-экономическую  сторону труда выражают отношения  людей по поводу создания вещей, формирования и развития работника. Кардинальные изменения в социально-экономических  отношениях приводят к изменению  классовой структуры общества.

Структура современного, общественного труда  в рыночной экономике состоит  из следующих элементов:

1) вещественные  элементы производства (предметы  труда и орудия труда, находящиеся  в частной, корпоративной и  государственной собственности);

2) личные  элементы производства, производительных  сил (человеческий фактор). Это,  прежде всего знания, опыт, навыки;

3) цель  труда, вытекающая из самой  сути труда (выполнение конкретных  видов работы, получение за это  вознаграждения в виде заработной  платы, получение прибыли, возрастание  дохода, реализация предпринимательских  способностей и др.);

4) связь  между вещественными и личными  элементами. Конкретной формой взаимосвязи  работников (собственников личных  элементов) и предпринимателей (собственников  вещественных элементов) выступает  заработная плата и прибыль.

5) способы  организации труда, зависящие  от цели производства, способа  связи вещественных и личных  элементов, разделения труда и  конкуренции;

6) отношение  к труду. Для части населения  труд вообще не представляет  ценности, не является важным  делом. Для большей же части  людей труд - основное занятие  в жизни. Среди этой категории  отношение к труду двойственное. Конкретные виды труда могут  приносить удовлетворение (или неудовлетворенность)  его содержанием и общественной  значимостью. Отношение к труду  как к источнику существования  носит противоречивый характер, связано с противоборством наемных  работников и работодателей за  увеличение своей доли в доходе.

Изменения в структуре общественного труда  отражаются на структуре занятости  населения по секторам экономики, отраслям, предприятиям и внутри них.

Функции общественного труда выражают изменение  его содержания во времени в зависимости  от уровня развития производительных сил:

1) труд  как способ и мера удовлетворения  человеческих потребностей;

2) труд  как основа существования общества, источник вещественного богатства,  фактор общественного прогресса;

3) труд  как фактор развития самого  человека, как сфера утверждения  личности.

2. Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль каждого из них в существовании трудового процесса?

 

Трудовой  процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению  предмета труда. Его организация  призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами  рабочего времени, эффективное использование  оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

Содержание  трудового процесса определяется совокупностью  методов и приемов труда работника (группы работников), необходимых для  выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания; информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие  в процессе преобразования предметов  труда в соответствии с производственной или функциональной технологией; сдача  выполненной работы.

экономика общественный труд

Рис. 1 - Состав трудового процесса

 

Трудовое  движение является наиболее дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой одно кратное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент".

Трудовое  действие - это логически завершенная  совокупность трудовых движений, выполняемых  без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах  труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой  прием - законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая  определенным законченным целевым  назначением, и представляющая собой  технологически завершенную часть  операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определенное и законченное  целевое назначение: подготовить  заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие  действия: поднести деталь к патрону  и вставить ее в патрон.

Трудовые  приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

основные (технологические);

вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены  для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения  предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Операция - законченная часть технологического процесса по обработке одного или  одновременно нескольких предметов  труда, выполняемая на одном рабочем  месте одним или группой рабочих  либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учета, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Метод труда - это способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся  составом приемов, последовательностью  операций и их взаимосвязью.

Высокие результаты труда отдельных работников, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат являются не только следствием личных способностей, но и результатом рациональности применяемых приемов и методов труда. Рациональными можно считать такие приемы и методы, которые характеризуются - наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии.

Основное  направление рационализации приемов  и методов труда - это оптимизация  структуры технологической операции и трудовых приемов за счет сокращения количества трудовых движений и совершенствования  способов их выполнения.

7. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ  РАБОТНИКА - совокупность качеств  человека, определяющих возможность  и границы его участия в  трудовой деятельности. Основные компоненты Т. п.р.: возраст; здоровье (физ. и психическое состояние, вес, режим и качество питания, занятие физкультурой и спортом, употребление алкоголя, курение и т. д.); личностные характеристики (тип темперамента, черты характера и т. д.); подготовка (общеобразовательная, профессиональная, экон.; способность профессионального роста, непрерывного образования и т. д.); отношение к труду (творчество, дисциплина, ответственность, инициативность и т. д.); опыт, навыки к труду, стаж работы по данной профессии, специальности; семейное положение (семейный, одинокий, наличие детей, материальное положение семьи, микроклимат в семье и т. д.). Каждую из рассмотренных обобщенных характеристик можно разукрупнить и в пределах общей ее оценки дать оценку каждого ее отдельного элемента и подэлемента. Чем больше дифференцирован Т. п.р., тем глубже и полнее его измерение. Основа Т. п.р. — качества, заложенные природой. Это относится к здоровью (физ. и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной ориентации личности. Развитие природных данных и их реализация определяются тремя основными системами — семья, трудовой коллектив, общество. 
Читайте далееhttp://www.hr-portal.ru/varticle/trudovoi-potentsial-rabotnika

Трудовой потенциал личности формируется  под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная  предприимчивость, творческая активность и др. 
 
Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду. 
 
Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней. Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы – это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником. 
 
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. п. 
 
^ Трудовой потенциал работника включает: 

  •  
    психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п.;
  •  
    квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;
  •  
    личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

 
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

8, Трудовой потенциал предприятия

 
Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий. 
 
^ Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей – индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально. 
 
Таким образом, если совокупность физических и духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования коллектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками. 
 
^ Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними. 
 
^ В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный. 
 
Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности). 
 
^ Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций. 
 
^ Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отражает, прежде всего, изменения в его личностной составляющей. 
 
^ Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высокой степени удовлетворенности работников своим трудом. 
 
^ Организационная составляющая трудового потенциала во многом опре-деляет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций непосредственно связана с эффективным использованием трудового потенциала. 
^

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"