Контрольная работа по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание

В условиях рыночных отношений, для которых характерны свободное предпринимательство и отсутствие государственного контроля за производством и распределением изготовленной продукции, экономических показателей, отражающая хозяйственную деятельность промышленного предприятия, постоянно претерпевает изменения. Так, показатели, которые не отвечают требованиям рыночных отношений, исключаются, другие уточняются и модифицируются, появляются новые, соответствующие требованиям товарного производства.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная система и основные виды рынков. Организация (предприятие) как хоз. субъект в рыночной экономической системе 4
2. Показатели оборачиваемости оборотных средств, их экономическое значение. 13
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление 

 

Введение

 

     Несмотря  на имеющиеся серьезные недостатки в развитии отечественной экономики, нельзя не признать, что преимущества рыночной системы хозяйствования неоспоримы. В условиях рыночной экономики создаются новые социально-экономические отношения. Они предопределяют формирование рынка и обслуживание процедуры купли-продажи, которые тесно взаимосвязаны и направлены на обеспечение равновесия всех элементов расширенного воспроизводства. Возникновение рыночных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств -- все это свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития общества, т.е. рыночной экономики.

     В условиях рыночных отношений, для которых  характерны свободное предпринимательство  и отсутствие государственного контроля за производством и распределением изготовленной продукции, экономических  показателей, отражающая хозяйственную деятельность промышленного предприятия, постоянно претерпевает изменения. Так, показатели, которые не отвечают требованиям рыночных отношений, исключаются, другие уточняются и модифицируются, появляются новые, соответствующие требованиям товарного производства.

     В последние годы заинтересованность товаропроизводителей в объективной  экономической оценке собственного производства значительно усилилась.

 

1. Рыночная система  и основные виды  рынков. Организация  (предприятие) как  хоз. субъект в  рыночной экономической системе

     Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность  любого экономического субъекта реализовать свои способности. Также это - желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, антимонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, проявляет чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

     Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним  со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его  главенства. В рыночной экономике  ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

     Рыночной  экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар дороже и другой стороны - купить дешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

     Рыночной  экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

     Принцип открытости экономики означает, что  свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и  выражается в том, что хозяйственные  организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

     Рыночная  экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции  рыночный механизм не работает. Конкуренция  должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

     Если  централизованная экономика опирается  на непосредственное управление материально-вещественными  объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

     Основное  свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.

     При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных  рынков:

     1)рынок  потребительских товаров, услуг,  жилья, зданий и сооружений  непроизводственного назначения.

     2) рынок средств производства и производственных видов деятельности.

     3)рынок  денег, валюты, ценных бумаг. 

     4) рынок труда, рабочей силы, рабочих  мест.

     5) рынок информации, интеллектуального  продукта, инноваций. 

     Таким образом, рынок является особым экономическим  механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

     Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Вместе с тем в более  широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.

     Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным  явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.

     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.

     Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия:

  1. абсолютное право любого человека или организации производить, покупать или продавать что угодно, не запрещённое законом или моральными нормами;
  2. абсолютное право свободной продажи и покупки любого товара на рынке по свободной цене;
  3. абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства продуктов и оказания услуг без ограничения.

     Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно  свободных товаропроизводителей, покупателей  и цен. Общество существует как большая  система, в которой между всеми  элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых.

     Рынок может существовать только в том  случае, когда он одновременно включает следующие рынки:

     - рынок средств производства;

     - рынок потребительских товаров;

     - рынок интеллектуальных продуктов;

     - финансовый рынок (который подразделяется  на рынок ценных бумаг и  рынок кредитов);

     - рынок рабочей силы.

     В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров.

     При производстве интеллектуальных продуктов  используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных – 2-10%. Поэтому в настоящее время значительно целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.

     Итак, основными составляющими рынка  являются:

  1. продавец;
  2. покупатель;
  3. продукт или услуга;

     Продавец  выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.

     Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.

     Степенью  предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенность рынка. Если предложение превышает  спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос существенно превышает предложение, цены растут.

     Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к  потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует в каждом конкретном случае чётко определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.

     Состояние рыночного равновесия, при котором  величина спроса равна величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок производителя), при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике предприятия"