Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:54, контрольная работа

Описание

3.Малое предприятие. Государственная поддержка малого бизнеса.
4.Классификация цен. Элементы и структура розничной цены.
5.Основные направления научно-технического прогресса

Работа состоит из  1 файл

3 вариант - копия.docx

— 46.39 Кб (Скачать документ)

3.Малое предприятие. Государственная поддержка малого бизнеса. 

 

 

Формы государственной поддержки  малых предприятий. Вклад малых  предприятий в оздоровление экономики  сегодня явно недостаточен. Объясняется  это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые  предприятия как неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды  государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти  цели в расходной части бюджета  выделяется 2-3 млрд. долл. У нас государственная  поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса  сводилась,   в  основном,   к  системе   налоговых  льгот  на  прибыль

Одной из важнейших проблем  малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются  только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых  предприятий, как и специальные  фонды,- в настоящее время не выступают  поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют  специальные банки, которые бы обслуживали  малый бизнес. В особо трудном  положении оказываются частные  малые предприятия. Невозможность  получения кредита исключает  способность конкурировать с  иными предприятиями.

Во многих зарубежных странах  малому бизнесу оказывается серьезная  финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные  структуры и фоццы,, например, через "Администрацию по дел;ш мелкого  бизнеса" (США), "Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса" (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция).

В России также существуют различные организационные формы  поддержки и защиты интересов  малых предприятий. С этой целью  созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки  малого предпринимательства, Всемирная  ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки  малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки  малого предпринимательства озабочены  своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия нуждаются  также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной поддержки  малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом государство  старается заинтересовать частные  банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды  в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы  государственной поддержки: обеспечение  малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малых предпринимательских  форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных  вложений — торговле, общественном питании, строительстве гражданских  объектов, мелком ремонте техники  и машин, сельском хозяйстве. Между  тем такой мощный рынок, как сфера  научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным  вниманием к данным проблемам  государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического 'бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских  институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной  сферы. В результате это привело  к монополизму госсектора в науке  и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

■  Поддержка  малого бизнеса за рубежом. С этих позиций интересен опыт развития инновационного бизнеса в США. 80-е годы отмечены в США резким ростом индивидуаль

ного и группового инновационного бизнеса. Мелкое инноваци

онное производство организовано на основе собственного тру

да ученых, инженеров, изобретателей  — небольшие инноваци

онные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении,

коммерциализации  новых  научно-технических  идей.   По раз

личным оценкам, в конце 80-х — начале 90-х гг. в наукоемком

: секторе промышленности  США насчитывалось от 30 до 40 тыс.  компаний с численностью занятых  менее 100 человек. Сегодня из 600—700 тыс. ежегодно создаваемых в  США новых фирм примерно 1/8 специализируется  на производстве научно-технических  нововведений.

Многочисленные мелкие инновационные  предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским  и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным  исследовательским организациям, государственным  лабораториям, различным целевым  структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере  научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального  раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических  работников.

Опыт США показывает, что  в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса  важнейшим фактором его существования  является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления  ее таковы:

•          финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

•          материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

•          информационная  (обеспечение  возможностей  пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

•          консультативная   (развитие   специализированных   услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования,  планирования,  маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов  власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Политика стимулирования инновационной активности мелкого  бизнеса проводится на всех уровнях  государственного управления — от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода "инновационного климата", т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических  и других условий для возникновения  и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией  научно -технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования  деятельности экономически и

организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и "предначалъные" периоды становления мелких инновационных  предприятий.

Главным содержанием государственной  инновационной политики в отношении  мелкого бизнеса является регулирование  финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные  агентства и ведомства) и привлечение  частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.

Целенаправленное бюджетное  финансирование осуществляется в форме  безвозвратного субсидирования, через  предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции  и технологии.

В целом мелкий бизнес США  получает 3,5 — 4% от общих федеральных  затрат на НИОКР. До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется  государством.

Программы безвозвратного субсидирования осуществляют  в основном два федеральных ведомства —  "Администрация по делам  мелкого  бизнеса"  (АМБ)  и   "Национальный  научный фонд" (ННФ).

Программы предоставления льготных займов осуществляются АМБ в виде прямых займов, долевого участия в  займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы  производятся АМБ из собственных  кредитных источников. Размер займа  не превышает 150 тыс. долл, максимальная ставка составляет 7%. Займы предоставляются  на сроки: до 6 лет — на текущие  нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности  и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства  не обладают достаточной гибкостью  и оперативностью.

Вторым важнейшим направлением государственной инновационной  политики в отношении мелкого  инновационного бизнеса, осуществляемым на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 70-х годов. Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов;  корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые  и  частные   ИКМБ  (инновационные  компании  мелкого  бизнеса), действующие под эгидой АМБ. Венчурный - капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы   становятся   акционерами  мелких   инновационных ,. фирм и, в зависимости от доли своего участия, имеют право на ' получение прибылей. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Что же касается налоговых  и амортизационных льгот, предоставляемых  самому мелкому инновационному бизнесу, то они применя-1 ются менее широко, поскольку для мелких фирм намного  важнее; первоначальная и "предначальная" их поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался  более крупный бизнес. Однако с  конца 70-х — начала 80-х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для  мелкого бизнеса,; прежде всего инновационного с учетом его специфических потребностей.

Что касается амортизационных  льгот, то в отношении мел

кого бизнеса действует  только одна значительная мера: с 1981 г.

мелким фирмам разрешено  списывать стоимость основного  ка

питала неравными частями  или единовременно в течение  амор

тизационного периода.


4.Классификация цен. Элементы и структура розничной цены.

В зависимости  от ряда экономических признаков  в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

· оптовые цены на продукцию промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

· тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

· розничные цены;

· тарифы на коммунальные и бытовые  услуги, оказываемые населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

· оптовая цена предприятия (отпускная  цена);

· оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями  одной и той же фирмы или  предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или  биржевых сделок). Эта цена формируется  на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости  от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Цены  на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость – предельный  размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена – усредненная  сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая  по договоренности между заказчиками  и подрядчиками; сфера действия  этой цены все более расширяется  с развитием рыночных отношений,  соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные  цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Тарифы  грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется  следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования  можно представить следующим  образом: 

 

Издержки (себестоимость) предприятия

Прибыль

Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Издержки 

Прибыль

Издержки 

Прибыль

Оптовая(отпускная) цена предприятия

 

 Оптовая цена промышленности

 
Розничная цена
           

 

 

Нетрудно заметить, что каждый последующий  вид цены включает в себя предыдущий.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.

Следует отметить, что, являясь косвенным  налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов в  цене достигает от 90% по алкогольной  продукции до 10% по основным продуктам  питания.

Для правильного понимания категории  цены следует различать понятия  состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль  и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%), то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной цены имеется еще  цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя состоят из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с потреблением товара. Цена потребления по товарам длительного пользования, как правило, намного выше продажной цены. Продажная цена от общих расходов по эксплуатации за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет 20%, а бытового холодильника – 10%.

Цены  на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с этим признаком различают:

· цены единые или поясные;

· цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются  и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

Классификация цен в зависимости от порядка  возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов  цен.

1. Цена в месте производства  продукции. По этой цене товар  передается покупателю в том  месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая цена с включением  расходов по доставке. Этот метод  установления цены предполагает  формирование фирмой единой цены  для всех покупателей, независимо  от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.

3. Зональные цены. В соответствии  с этим методом определения  цен выделяется несколько географических  зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.     

4. Цены, определяемые на основе  базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"