Консалтинговый проект по повышению конкурентоспособности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.
Необходимо поставить основные задачи работы:
- рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий;
- рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
- оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург);
- выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия……………………….4
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий………………………………………6
2. Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий
2.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия
2.1.1. Конкурентные стратегии……………………………………………………………10
2.1.2. Система обеспечения конкурентоспособности……………………………………13
2.1.3. Факторы конкурентных преимуществ предприятия……………………………14
2.2. Диагностика состояния конкуренции на рынке потребительских товаров……14
2.3. Методология оценки конкурентоспособности предприятия……………………..19
2.3.1. Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия………20
2.3.2. Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия…………24
3. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис - Нева»
3.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………….26
3.2. Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис - Нева» на рынке инструмента для камнеобработки………………….27
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Консалтинговый проект по повышению конкурентосособности.docx

— 89.88 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Волгоградский государственный  университет»

 

 

Курсовой проект

 

 

На тему: «Консалтинговый проект по повышению конкурентоспособности малого предприятия»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ГМУзу-091

Макаров Сергей Витальевич

Проверил:

доцент

Ракутина Н.М.

 

 

 

 

 

 

Волгоград  2012

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………….3

1. Определение  конкурентоспособности промышленного предприятия

1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности  предприятия……………………….4

1.2. Уровни конкурентоспособности  предприятий………………………………………6

2. Маркетинг промышленного  предприятия в системе конкурентных  взаимодействий

2.1. Конкурентные  стратегии и преимущества предприятия

2.1.1. Конкурентные  стратегии……………………………………………………………10

2.1.2. Система обеспечения  конкурентоспособности……………………………………13

2.1.3. Факторы конкурентных  преимуществ предприятия……………………………14

2.2. Диагностика  состояния конкуренции на рынке  потребительских товаров……14

2.3. Методология  оценки конкурентоспособности предприятия……………………..19

2.3.1. Аналитические  методы оценки конкурентоспособности  предприятия………20

2.3.2. Графические  методы оценки конкурентоспособности  предприятия…………24

3. Оценка конкурентоспособности  предприятия ООО «Стоун-Сервис - Нева»

3.1. Общая характеристика  предприятия……………………………………………….26

3.2. Оценка конкурентоспособности  «Стоун-Сервис - Нева» на рынке инструмента для камнеобработки…………………………………………………………………………….27

3.3. Рекомендации  по повышению конкурентоспособности………………………….31

Заключение………………………………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конечная цель всякой фирмы  — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как  закономерный итог постоянных и грамотных  усилий фирмы. Достигается она или  нет — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы и  от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в  России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий  находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов  повышения конкурентоспособности.

Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением  государственного регулирования в  промышленных отраслях отдельные оперативные  способы и методы управления уже  не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности  предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли  остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.

С появлением стратегического  планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению  конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в  борьбе за получение прибыли –  естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Оценка конкурентоспособности  предприятия может прояснить  сложившуюся ситуацию, определить его  положение на рынке, выдвинуть решения  назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому  актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

Предметом исследования в  данной работе является деятельность предприятий по анализу состояния  конкуренции на рынке потребительских  товаров и, собственно, оценке их конкурентоспособности.

Целью работы является выработка  практических рекомендаций для эффективного использования полученных знаний, путём  детального изучения теоретических  и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место  на современном рынке.

Необходимо поставить  основные задачи работы:

-  рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий;

- рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;

- оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург);

- выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.

 

 

1. Определение  конкурентоспособности промышленного  предприятия

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

 

С середины 70-х годов понятие  конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции  с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения  конкурентной борьбы, соответствующие  «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности  предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности  предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.

Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность  товара может рассматриваться как  степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований.

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее  определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким  примером такой ситуации является состояние  многих отечественных предприятий  военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями  конкурентоспособности товара и  предприятия:

- Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и. т. д.);

- Признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

- Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).

Проанализируем определения  категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

Конкурентоспособность предприятия как относительная категория, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

Ø                Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;

Ø                Основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;

Ø                Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения;

Практически все определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже  существующие определения конкурентоспособности  предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

«Конкурентоспособность  предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности  товара - базовое, но по отношению к  конкурентоспособности предприятия  оно является его составляющим.

Если рассматривать конкурентоспособность  предприятия как относительную  категорию, то необходимо оговаривать  базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.

Ø                Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.

Ø                Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Ø                Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.

Ø                Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее  определение: конкурентоспособность  предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, характеризующая  его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также  адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

1.2.         Уровни конкурентоспособности предприятий

 

В современной теории управления принято выделять четыре уровня или  стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

При первом уровне конкурентоспособности  предприятий менеджеры предприятий  или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы "осчастливить" потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.

Информация о работе Консалтинговый проект по повышению конкурентоспособности малого предприятия