Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

ФГОУ  ВПО « Оренбургский государственный  аграрный университет» 
 
 

Экономический факультет 
 

Кафедра экономики агробизнеса и внешнеэкономических  связей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАЙСКОЕ» ТАШЛИНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)  
 
 
 
 

Выполнил: студент 34 гр. специальности

«Экономика  и управление

 на  предприятии АПК»

 Атаманова  А.П.

Проверила: к.э.н., доцент Белякова Е.А. 
 
 
 

Оренбург-2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………...3 

1 Теоретические  основы конкурентоспособности сельскохозяйственного  предприятия……………………………………………………………………………….5

  1.1 Понятие  конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

  1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

 1.2.1 Конкурентоспособность предприятия  как фактор его коммерческого

   успеха……………………………………………………………………….…………14

  1.3 Сравнительный  анализ методов оценки конкурентоспособности 

  организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

  2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия………………..26

  2.2 Потенциал  предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая  эффективность производства основных  видов    сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения  конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

  3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

   3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61 

Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………67 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время термин «конкурентоспособность»  стал одним из наиболее употребляемых  в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

      За  рубежом проблематика конкурентоспособности  занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных  видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего, это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.

      Фундаментальные изменения структуры мирового рынка, связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономике, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.

      Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной  продукции во всем мире рассматриваются  как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.

      В настоящее время в условиях либерализации  торговли, все более ощутимой для  России (в связи с интенсификацией  переговорного процесса о присоединении  страны к ВТО), сдерживание «нежелательной»  импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами. Поэтому тема конкурентоспособности отечественной продукции приобретает особую актуальность.

      Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

      Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     -раскрыть сущность конкурентоспособности  товаров; 

   -показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

     -изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

     -провести оценку конкурентоспособности  продукции ООО «Майское»  

   -дать  характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

       Объектом наблюдения было выбрано сельскохозяйственное предприятие ООО «Майское» Ташлинского района, Оренбургской области.

       Предметом исследования является конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

      1.1  Понятие конкуренции и конкурентоспособности. 

      В условиях постоянно меняющегося  состояния маркетинговой среды  предпринимательские структуры  оказываются в сфере конкуренции.

      Конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [15]

      Конкуренция выступает также инструментом в  устранении и предотвращении монополий.

      Содержательная  характеристика конкуренции дана авторами И.Бернаром и Ж.-К. Колли в работе [1, с. 42-51], где эта категория рассматривается как состояние взаимоотношений, когда происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех хозяйствующих субъектов в плане, как предложения, так и спроса на товары и услуги. При проведении статистического анализа конкуренции принципиально важной является сформулированная здесь идея сопоставления.

       Конкуренция- процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичной цели. Этой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция- двигатель прогресса.

       В последнее время в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.

      Конкурентоспособность производства продукции основывается на совокупности потребительских и  экономических характеристик товара, обеспечивающих в условиях конкурентного  рынка на основе удовлетворения потребностей покупателей получение прибыли в объемах, позволяющих вести расширенное воспроизводство. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара с точки зрения эффективности потребления, а производителя – возможность его эффективного производства, общество – экологическая безопасность производства.

      Рассматривая  конкурентоспособность производства как целевую функцию формируемого экономического механизма, необходимо определить, как и в какой степени механизм в целом и его отдельные элементы воздействуют на результирующие факторы и показатели конкурентоспособности, что требует их формализации и количественного определения. Большинство требований к показателям будут общими для всех видов аграрного производства, однако некоторые зависят от специфики производственного процесса и производимой продукции.

      Основополагающим  свойством конкурентоспособности  производства любого вида сельскохозяйственной продукции является способность  сельхозпроизводителей и отрасли в целом устойчиво обеспечивать ее расширенное воспроизводство.

      Конкурентоспособность производства сельскохозяйственной продукции - это способность сельхозпроизводителей  производить продукцию, которая  реализуется на конкурентном рынке, при этом:

• цена реализации превышает полные издержки (включая альтернативную стоимость  ресурсов);

• уровень  рентабельности выше уровня инфляции и эффективной кредитной ставки;

• объемы прибыли достаточны для реализации инвестиционных программ, обеспечивающих интенсификацию производства на инновационной основе;

• выполняются  требования к безопасности продукции  и ее производству (в т.ч. экологической).

      Рассматривая  конкурентоспособность сельскохозяйственного  производства, необходимо учитывать  конкуренцию не только на рынке продукции, но и ресурсов, поэтому следует рассматривать конкурентоспособность относительно основных ресурсов (труд, земля, капитал). Так, конкурентоспособность производства молока на рынке капитала определяется инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства, труда – уровнем оплаты животноводов, земли – возможностью получать доход путем альтернативного, в том числе несельскохозяйственного использования ее в других отраслях экономики. При этом следует различать конкурентоспособность потенциальную и реализованную, или актуализированную. Потенциальная конкурентоспособность свидетельствует о способности кон-курировать, определяется объективными факторами, базируется на абсолютных и сравнительных преимуществах и производственно-экономическом потенциале.  Потенциальный уровень конкурентоспособности производства продукции:

- характеризуется  показателями конкурентоспособности  при полной реализации абсолютных, сравнительных и максимальном  формировании конкурентных преимуществ;

- определяется  природно-климатическими, рыночными, демографическими и т.п. условиями производства, а также инновационным потенциалом: производственным, маркетинговым, финансовым, кадровым, научным, инфраструктурным (логистическим) и т.п. Реализованные инновации в сельскохозяйственном производстве способны трансформировать избирательные конкурентные недостатки в дополнительные конкурентные преимущества.

        Временной признак – важнейший  при оценке конкурентоспособности.  От того, является ли конкурентоспособность  производства продукции краткосрочной (оперативной, конъюнктурной), среднесрочной (тактической) или долгосрочной (стратегической), во многом зависит инвестиционная привлекательность, возможность осуществлять устойчивое развитие отраслей АПК.  Конкурентоспособность производства продукции в долгосрочном периоде – конкурентоустойчивость (по функциональным областям управления):

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения