Капитал: экономическое содержание и значение в экономике. Понятие и структура рынка капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:59, доклад

Описание

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение 4

1. Капитал: экономическое содержание и значение
в экономике. Понятие и структура рынка капитала 5

2. Особенности функционирования рынка капиталов
в мировой экономике 14

3. Проблемы и перспективы развития рынка капитала
в Республике Беларусь 21

Заключение 33

Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Капитал экономическое содержание и значение.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами явилась растущая интеграция на­циональных фондовых рынков в единый мировой фондовый рынок. Главной составляющей этого процесса стала интегра­ция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой. Именно в этот период появи­лась теория управления международным портфелем.

В настоя­щее время практически каждая из крупнейших финансовых структур формирует свой портфель с соблюдением условия со­держания в нем ценных бумаг отдельной страны пропорцио­нально капитализации ее фондового рынка в мировой капитализации. Так фондовый рынок США занимает 42%, Японии — 15, Великобритании — 9, других высокоразвитых госу­дарств — 23, возникающих рынков — 11% [4, с. 33].

Аналитиками Международной финансовой корпорации ус­тановлено, что более 85 % всех динамично развивающихся фондовых рынков в странах с переходной экономикой распола­гают объемом иностранного капитала на национальном рынке, превышающим 55 % капитализации мирового рынка.

 


3. Проблемы и перспективы развития

рынка капитала в Республике Беларусь

 

 

С переходом к рыночной экономике в Беларуси была демон­тирована советская модель сверхцентрализованной плановой экономики, в которой отсутствовал рынок капитала, а распре­деление ресурсов (основных фондов, инвестиций и др.) осущест­влялось посредством фондирования и централизованного мате­риально-технического снабжения в системе Госплана и Госсна­ба СССР. И если демонтаж не требует больших усилий, то сози­дательная работа по формированию новых для страны рыноч­ных институтов движения капитала идет чрезвычайно трудно.

Практически весь XX в. — период бурного развития капита­листической системы — прошел не только без участия СССР, его союзных республик, но и в жесткой идеологической борьбе двух систем. В результате при переходе к рынку в республике отсутствовали какие-либо необходимые институциональные, организационные, кадровые и другие традиции. Все начина­лось практически с чистого листа. Поэтому становление рыноч­ных институтов, в том числе рынка капитала, могло основыва­ться и основывается на всестороннем и глубоком изучении опы­та высокоразвитых стран Запада и его адаптации к специфике экономики Беларуси.

Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Бела­русь» и шло по таким направлениям, как формирование нацио­нальной финансово-кредитной системы, межбанковского, ва­лютного и фондового рынков. Уже в 1992-1994 гг. были разработаны законодательные и нормативные акты о функцио­нировании валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах, о порядке проведения валютных операций на территории Республики Бе­ларусь, о ценных бумагах и фондовых биржах. В январе 1994 г. Национальным банком принято «Положение о порядке прове­дения валютных операций, связанных с движением капитала» [9, с. 464].

Тем самым был создан обязательный (правовой) режим для всей совокупности валютных и других операций на рынке ка­питала (инвестиций, экспортно-импортных операций, креди­тов и депозитов и др.). В 1994 г. была учреждена Межбанков­ская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Следует отметить, что многоплановые отношения с рынком ссудных капиталов складываются у правительства и Нацио­нального банка Республики Беларусь в рамках проведения де­нежно-кредитной политики, оптимизации соотношения регу­лирования и дерегулирования валютно-кредитных рынков, ре­ализации инвестиционных программ.

Общее регулирование рынка капиталов и так называемый, «разумный надзор» реализуются также путем принятия зако­нодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство финансов и другие учреждения государство устанавливает детальные пра­вила эмиссии и вторичного оборота, разрешает ввод новых ин­струментов и операций, выдает лицензии на участие в тех или иных сделках, санкционирует открытие бирж и других рын­ков, устанавливает формы отчетности и операционные стандар­ты. Это регулирование (или ослабление ограничений и запре­тов) связано со стремлением государства воздействовать на мак­роэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособ­ность национальной кредитной системы, стимулировать разви­тие конкуренции, привести национальную практику в соответ­ствие с международной.

Функционирование рынка ссудных капиталов базируется на специальном институциональном механизме. Технико-орга­низационную основу составляют Национальный банк, коммер­ческие банки, брокеры и другие учреждения, являющиеся по­средниками в движении ссудного капитала. В последние четы­ре года созданы торгово-клиринговая, расчетная, депозитарная и техническая инфраструктуры для обслуживания валютного и фондового рынков. В настоящее время институциональный ме­ханизм включает также биржи, расчетные центры, электрон­ные операционные системы и другие инструменты.

Рынок капитала в форме торговли продукцией производ­ственно-технического назначения складывается в стране с кон­ца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Конечно, почти двадцать лет — небольшой период для вызревания такой сложной экономической структуры, как рынок капита­ла, который на Западе складывался в течение нескольких сто­летий. Тем не менее, становление состоялось.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и дина­мики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их пе­рераспределения в реальный сектор. Для обеспечения условий экономического роста рыночные инструменты должны не столь­ко обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколь­ко способствовать трансформации сбережений в инвестиции, осуществляя тем самым свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную ин­вестиционно-инновационную модель развития.

Более подробно рассмотрим фондовый рынок как одну из основных составляющих рынка капиталов в Республике Беларусь.

Республика Беларусь присту­пила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондо­вых биржах» (12 марта 1992 г.).

В целом в Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает участие банков в его функ­ционировании (в отличие от «англосаксонской», где инвести­ции в акции банкам запрещены; принята в США, Великобрита­нии). Банки, банковская часть рынка ценных бумаг играют ве­дущую роль в становлении и развитии национального фондово­го рынка по двум причинам. Во-первых, банки являются круп­нейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг, так как через дочерние компа­нии имеют возможность участвовать в капиталах нефинансо­вых предприятий, создавать свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Кроме того, бу­дучи крупнейшими брокерами и дилерами фондового рынка, по объему операций на нем они намного превосходят небанков­ские финансовые институты. Во-вторых, банки являются важ­нейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслужи­вание клиентов, самым активным образом участвуют в станов­лении специализированных организаций, рынка.

Появление ценных бумаг в нашей республике связано с воплощением в жизнь идеи акционерной собственности. При этом было сформировано общественное отношение к ценным бумагам как к гарантированным государством правам на обладание долей государственной собственности. Такой подход к ценным бумагам был закреплён в первых видах акций приватизируемых предприятий. Эти акции не могли передаваться, с ними запрещалось проводить какие-либо сделки, то есть они были неликвидны, поскольку представляли собой ценные бумаги внутреннего пользования в рамках какого-либо предприятия.

В связи с процессом приватизации рынок акций приватизируемых предприятий постепенно развивается и становится одним из наиболее крупных рынков Республики Беларусь. Его развитие связано с рядом особенностей.

Рынок ценных бумаг приватизирующихся предприятий, с точки зрения традиционных форм организации рынка ценных бумаг за границей, не имеет чёткого деления на первичный и вторичный рынок в силу особенностей процесса приватизации. Кроме того, в нашей республике отсутствует механизм инвестирования в само предприятие. Эти факторы, в совокупности с продолжающейся финансовой нестабильностью, инфляцией, валютными ограничениями, сдерживанием приватизации, некоторым образом отпугивают иностранных покупателей акций приватизирующихся предприятий, делая республику малопривлекательной для иностранных инвесторов. Беларусь до сих пор не имеет кредитного рейтинга, без которого иностранные инвесторы, как правило, не приобретают ценные бумаги государства и его субъектов хозяйствования как на национальном, так и на международном рынке.

В целом можно констатировать, что Республике Беларусь удалось создать инфраструктуру фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг. Однако низкие темпы рыночных преобразований и неблагоприятный инвестиционный климат оказывают негативное влияние на развитие самого фондового рынка.

Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономической политики, направленной на увеличение объёма сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фонды, повышения уровня монетизации экономики, а увеличение предложения ценных бумаг – повышения темпов приватизации и разгосударствления.

1998 г. стал переломным для рынка ценных бумаг Беларуси. Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов преобразован в Государственный комитет по ценным бумагам РБ, создана единая двухуровневая депозитарная система во главе с государственным предприятием – Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг. Зарегистрировано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Палатой представителей Национального собрания в первом чтении принята новая редакция Закона РБ «О рынке ценных бумаг», унифицированная с российским законодательством.

Рынок ценных бумаг республики представлен следующими основными сегментами: корпоративные ценные бумаги (акции, облигации); государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО); муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы); ценные бумаги коммерческих банков (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты); ИПЧ «Имущество».

За 2002 г. на БВФБ зарегистрировано 114 сделок с ценными бумагами на общую сумму 132,0 млрд. руб. К концу 1998 г. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг осуществляли 255 профессиональных участников. Лидировали коммерческие банки. 92% всех сделок на рынке ценных бумаг в 2002 г. были совершены именно ими [14, с. 30].

В 2002 г. было проведено 40 выпусков государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и 4 выпуска долгосрочных государственных облигаций (ДГО). Иностранными инвесторами были приобретены акции 63 белорусских эмитентов на сумму 432 млрд. бел. руб. Рост интереса иностранных инвесторов вызван в первую очередь ростом прибыли предприятий при одновременном удешевлении стоимости акций за счёт девальвации белорусского рубля.

Основные тенденции развития фондового рынка сохранились и в последующие годы. 2003-2004 гг. не принес существенных изменений на фондовом рынке Беларуси. Отметить стоит лишь введение обязательной регистрации всех сделок на бирже. Это привело к созданию практически единого внебиржевого рынка, где для всех желающих доступна информация о ценах на те или иные акции.

В течение 2000-2004 гг. имели место серьезные проблемы с размещением облигаций на аукционах. Но уже за 2005 г. Министерством финансов размещено облигаций на сумму более 685 млрд. бел. руб., своевременно произведено погашение на общую сумму более 418 млрд. бел. руб. За 2005 г. осуществлено 108 выпусков ГКО, 11 выпусков ГДО с купонным доходом, а также 30 выпусков государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте [14, с. 31].

В 2006-2007 гг. Министерство финансов совместно с другими организаторами и участниками фондового рынка продолжило работу по совершенствованию его инфраструктуры.

Фондовый рынок играет важную роль в развитии рыночных отношений в нашей стране. Поэтому необходимо его активизировать путём совершенствования инфраструктуры, унификации нормативно-правовой базы и экономических условий функционирования, приведения в соответствие с мировыми стандартами и с учётом интересов Республики Беларусь.

Следует отметить, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций), реальные объёмы их эмиссии и частота обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь.

Важно создать биржевой рынок производных ценных бумаг, что позволит снизить инвестиционный риск, связанный с ценовой изменчивостью рынков, выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре операций, недоступных для традиционных методов инвестирования.

По-прежнему не решена проблема обеспечения благоприятного налогообложения на доходы от операций с ценными бумагами резидентов. Требуется снизить налоговую ставку с 40% до 20-25%, что позволит существенно сократить системные риски и повысить привлекательность национальных фондовых инструментов.

Ощутимое воздействие на рынок ценных бумаг окажет отмена моратория на вторичное отчуждение акций, организация реальных продаж через биржу государственных пакетов акций приватизированных предприятий по рыночным ценам, проработка вопросов по созданию комплексной системы анализа и раскрытия информации о белорусском фондовом рынке (эмитенты, профессиональные участники, операции, рейтинги) на базе Интернет, а также внедрение технологий электронного оборота документов и электронной подписи по биржевым операциям купли/продажи ценных бумаг.

Не менее важной является интеграция фондовых рынков, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и в странах Центральной и Восточной Европы.

Наиболее развитым и ликвидным  сегментом  рынка ценных бумаг в Беларуси является рынок государственных ценных бумаг.

Информация о работе Капитал: экономическое содержание и значение в экономике. Понятие и структура рынка капитала