Качество продукции организации (предприятия) и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание

Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она
является стратегической проблемой, от решения которой зависит
стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества,
объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов,
сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров
или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание

Введение
Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации (предприятия).
Технико-экономическая характеристика организации (предприятия). Мероприятия по повышению качества продукции, проводимые фирмой.
Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

КР экономика организации.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

вариант № 23

Качество  продукции организации (предприятия) и ее конкурентоспособность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир

2010

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации (предприятия).
  3. Технико-экономическая характеристика организации (предприятия). Мероприятия по повышению качества продукции, проводимые фирмой.
  4. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.
  5. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

     Проблема  качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она 
является стратегической проблемой, от решения которой зависит 
стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, 
объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, 
сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров 
или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

     Сложности российской экономики проявляются  не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень  капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально  развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска  и реализации конкурентоспособной  продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя. В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и показатели качества продукции.

Значение  качества для обеспечения  конкурентоспособности  организации (предприятия).

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество  – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением».

     Качество  продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции – основной фактор конкуренции между фирмами.

     Качество  продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно  выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей:

  1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
  2. Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность – единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости – свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования – применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
  3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
  4. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
  5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.
  6. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
  7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
  8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
  9. Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
  10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального  качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

     Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и  затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

     К опт = Q/C∑ ,

     Где К опт – экономически оптимальное качество;

     Q – качество изделия;

     С ∑– затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

     Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту  и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые  разнообразные показатели. Этим занимается наука квалиметрия, которая разработала  достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

     В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его  конкурентоспособностью. В момент совершения акта купли-продажи покупатель подтверждает. Чем большее количество покупателей подтвердило соответствие данного товара условиям рынка, тем выше будет конкурентоспособность продукции.

     Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность  продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять  особые условия рынка. Конкурентоспособная  продукция легко и быстро реализуется  на рынке по наименее затратным каналам  сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами  и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому  понятие конкурентоспособности  всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

     Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем. Кроме того показатели качества продукции важны  для определения всей совокупности свойств и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа  продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью.

     Происходящий  в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями  продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации  процесса обеспечения качества. Все  эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию  качества, способов и методов его  измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии.

 

Технико-экономическая  характеристика организации (предприятия).

Мероприятия по повышению качества продукции, проводимые фирмой. 

     До  недавнего времени при решении  проблем качества предприятия ориентировались  на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством  занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин. Обобщение информации позволяло разработать конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности по повышению его уровня. Современный анализ применяемых ранее систем управления качеством продукции акцентирует внимание на использовании принципов системного подхода к управлению качеством продукции, полностью проявившихся в Комплексной системе управления качеством продукции. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:

  1. Обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
  2. Новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
  3. Вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
  4. Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
  5. Повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
  6. Всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

     Все это осуществимо только тогда, когда  действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая  все подразделения и приемлемая для всего персонала.

     Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества» (рис. 1).

     

     В соответствии с международными стандартами  ИСО 900 выделяются основные направления  деятельности в области качества:

  • планирование качества;
  • управление качеством;
  • обеспечение качества;
  • улучшение качества.

     В состав мероприятий по повышению качества продукции входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением. Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Информация о работе Качество продукции организации (предприятия) и ее конкурентоспособность