Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:17, контрольная работа

Описание

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Содержание

Понятие «качество продукции» и показатели качества продукции. Значение конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………3
Технико-экономические и организационные мероприятия, осуществляемые на предприятии и направленные на повышение качества конкурентоспособности продукции………………………….9
Экономическая эффективность мероприятия по повышению качества продукции на предприятии…………………………………………….11
Список литературы………………………….………………………….15

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятий.docx

— 65.01 Кб (Скачать документ)

Среди мероприятий, характеризующих конкурентоспособность  товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия  платежа и поставок, комплектность  поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

Организационные мероприятия, направленные на повышение  качества конкурентоспособности продукции, можно свести к следующим:

  • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  • определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  • приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;
  • воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.

Технические мероприятия самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более  качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Экономические мероприятия обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

 

3. Экономическая эффективность мероприятия по повышению качества продукции на предприятии

 

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность=Качество* Объем выпуска (реализации)     (1)

                                                                 Затраты

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;

2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;

3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;

4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыл и на предприятии, которая может быть определена по формуле:

   (2)

Где ΔП - Общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

- дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;

- дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

- величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения  расчетов величину ΔП можно определить по формуле:

      (3)

Где  , -новая и старая продажная цена;

, - себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;

, - объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения  качества продукции определяется так: Э=ΔП-Е*К                                               (4)

Где  Е- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

К- дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной ( ) или рентабельностью активов предприятия. ( ):

  Если Е > или Е > то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукций нетрудно выявить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности:

    • повышение технического уровня производства;
    • повышение уровня квалификации персонала;
    • совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
    • внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
    • повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
    • воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
    • материальнее и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
    • создание службы маркетинга;
    • внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
    • снижение издержек на производство и реализацию продукции;
    • изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
    • проведение действенной рекламы;
    • установление оптимальной продажной цены и др.

Требуется комплексный подход к решению данной проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно на крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Такая система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Главное во всем этом — позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

 

Список литературы:

 

  1.   Брун М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование // Проблемы теории и практики управления. — 1999.
  2. Герасимов Б.И. Управление качеством: учебное пособие/ Б.И.  Герасимов, С.П. Спиридонов.-М.: КНОРУС, 2005
  3. Гиссин В.И. Управление качеством (2-е издание)-М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2003
  4. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник практикум-3-е издание-М.: Финансы и статистика, 2005
  5. Дубровин И.А. Есина А.Р. Экономика  и организация производства. Учебное пособие/под ред. И.А. Дубровина-М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007
  6. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование/ М.Брун // Проблемы теории и практики управления, 1999.
  7. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие-3-е изд.-М.: Финансы и статистика, 2007

 

 

 

1 Брун М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование// Проблемы теории и практики управления. — 1999.

 


Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность