Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:01, реферат

Описание

Понятие предприятия,фирмы,корпорации
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Работа состоит из  1 файл

Эк-ка предприятия.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

        1. Понятие предприятия,фирмы,корпорации

        В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

        Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

        Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

         По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

         Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

¨      используемые ресурсы,

¨      отраслевая принадлежность,

¨      местоположение,

¨      размер предприятия,

¨      форма собственности,

¨      организационно-правовая форма.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

  • использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

  • интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

  •  интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

 

     Фирма - это организация, комбинирующая ресурсы для производства и реализации товаров и услуг. Выделяют:

• индивидуальные фирмы (принадлежат одному лицу);

• партнерства (принадлежат двум и  более лицам);

• корпорации (принадлежат акционерам).

      Рост фирмы позволяет ее владельцам использовать положительный эффект масштаба (снижение издержек производства на единицу продукции).

      В то же время крупной фирме сложнее перестроить работу при стремительных изменениях рыночной конъюнктуры.

      Иногда фирму определяют как формальную организацию, ведущую дела на предприятии.

 

   Корпорация 
        

   В общем смысле  под корпорацией понимается объединение предприятий, связанных единой целью (чаще всего - извлечение экономической выгоды или защита интересов), которое может обладать статусом юридического лица, а может этого статуса и не быть (в ГКРФ упоминание о корпорации отсутствует).

Это самостоятельный организм, порожденный человеком, но вышедший из-под его контроля. 
          Затем корпорация стала рассматриваться в чисто экономическом смысле как форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, обладание организаций юридическим статусом и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму. 
         Таким образом, в экономическом смысле корпорация - хозяйствующий субъект, основанный на коллективной собственности физических и юридических лиц, которая отделена от управления, осуществляемого централизованно специальным субъектом. 
         Первоначально речь шла традиционных объединениях вкладчиков (акционеров), имеющих организационно-правовую форму товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, открытых (чаще всего) и закрытых акционерных обществ (в наибольшей степени признакам корпорации отвечает общество).

Однако сегодня корпорации рассматриваются более широко - как  бизнес-группы, то есть объединение  предприятий (акционерных обществ), включающих в себя финансовые, производственно-торговые и управленческие звенья и пр. Их целью является разработка общей политики и стратегии, интеграции производства, объединение усилий в области НИОКР, инвестиций, повышение конкурентоспособности, устойчивое развитие интеграционных связей.

Хотя бы часть участников такого объединения должны быть коммерческими  организациями, действующими во имя  прибыли, связанными между собой  экономическими отношениями, более  жесткими, чем рыночные (в результате в отдельных аспектах объединение  выступает как единое целое), а  их деятельность координироваться центром принятия решений (юридическое лицо, группа физических лиц) 
         Таким образом, корпорация есть социально-экономическая система, интегрирующая субъектов и средства их деятельности на основе личной унии, слияний и поглощений, учредительства, договоров и пр., отличающаяся от тех подсистем, которые она объединяет. 

 

 

 2. Управление качеством продукции

 

Качество  продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале  объективно отражается уровень применяемой  техники, технологии и управления.

Качество  продукции – важнейшая экономическая  категория и тесно связана  с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.1

Повышение качества продукции надо рассматривать  в различных аспектах, в том  числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

  • увеличить повышение качества товаров и услуг;
  • улучшить структуру экспорта;
  • осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень  многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия .

Имидж высокого уровня – это уверенность  и популярность, устойчивое положительное  отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее  время мы видим большое количество зарубежных фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности. Такие как Adidas, Nike, PHILIPS, SONY, Koka – Кola и многие другие.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это  высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний  рынок, это основа для получения  максимальной прибыли устойчивого  качества продукции.

Качество  продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность  продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с  ее назначением.

Известный американский специалист в области  качества продукции А. Фейгенбаум в  своей книге «Контроль качества продукции» понимает «под качеством  изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие  или услуга будут отвечать требованиям  потребителя при их эксплуатации».

Так же далее автор подчеркивает, что  качество продукции или услуги определяет никто иной как потребитель.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно – технического прогресса.

Можно и так сказать, что уровень  качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Для определения этого уровня, необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и  сравнить с аналогичным показателем  продукции принятой в качестве базовой  для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается  нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости  от специфики продукции принимаются  следующие методы.

Измерительный – при помощи инструментов, приборов.

Регистрационный метод – который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно – правовые, стандартизация, унификация.

Вычислительный  метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.

Органолептический метод – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц, их определяющих.

Социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей.

Различают два понятия: технический уровень  продукции и уровень качества продукции как более широкое  понятие.

Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико – эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.2

Оценка  уровня качества продукции – это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции.

В международных  стандартах нет понятия «технический уровень», поэтому в них отсутствует  определение этого понятия.

Согласно  ГОСТ 15467 – 91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое  совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

В современных  условиях возникает необходимость  в смене ориентации и критериев  оценки разрабатываемой и выпускаемой  продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность  предприятия производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его  качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.3

Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

 

Понятие и основные показатели конкурентоспособности  продукции

 

Конкурентоспособность продукции  — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.4 Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении и использовании. Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- нормативным  (международные требования, государственные  требования, региональные требования  и требования потребителей);

- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий).

Для оценки конкурентоспособности  продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

 

 

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

 

 

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

 

 

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции.

Качество продукции - совокупность свойств продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.5

Его повышение  — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Различают единичные  показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

Информация о работе Экономика предприятия