Экономическая сущность и функции цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:05, реферат

Описание

Цель исследования - изучить сущность и виды цен.

Задачи исследования:

Определить сущность и экономическую роль цены.

Проанализировать функции цены.

Рассмотреть виды цен.

Объект исследования - основополагающие характеристики цены кАк категории маркетинга.

Предмет исследования - виды цен

Содержание

Введение

Глава 1. Цена как экономическая категория

1.1 Сущность и экономическая роль цены

1.2 Функции цены

Глава 2. Виды цен

2.1 Факторы, влияющие на уровень цен

2.2 Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли

2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия

2.4 Виды цен по времени их действия

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

203313.rtf

— 339.91 Кб (Скачать документ)

     Рассмотренные виды цен могут быть базовыми (базисными) и лимитными. Базовые цены устанавливаются на предварительные виды продукции определенного назначения с фиксированными параметрами качества. При поставке товара с параметрами, отличными от базовых, уровни цены определяются с помощью надбавок и скидок к базовой цене, которые учитывают изменения в качестве товара.

     Товаропроизводитель может устанавливать на новые виды продукции лимитную цену, т. е. максимально допустимую, обеспечивающую заинтересованность потребителей в использовании новой продукции. Цена, по которой осуществляются крупные коммерческие операции с платежом в свободно конвертируемой валюте (СКВ), называется мировой.

     Мировыми являются экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах его импорта. По сырьевым товарам определяются основные страны-поставщики, по готовой продукции -- ведущие фирмы -- их изготовители. Рассматривая структуру оптовых и розничных цен, необходимо иметь в виду, что они кроме себестоимости и прибыли содержат другие элементы в виде НДС и акцизного сбора.

     2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия

 

     По степени самостоятельности предприятия в ценообразовании цены (тарифы) могут быть свободными (самостоятельно устанавливаемыми), договорными (контрактными), регулируемыми и фиксированными. Свободные цены в рыночных условиях устанавливаются производителем товара (услуги) самостоятельно в соответствии с принятой на предприятии ценовой политикой.

     Регуляторами свободных цен являются только спрос и предложение на товары определенного качества. Разновидности свободных цен - это прейскурантные цены и цены каталога (проспекта). Прейскурантные цены применяются при купле-продаже товаров как на внутреннем рынке, так и в международной торговле, и содержатся в прейскурантах, издаваемых предприятиями (фирмами).

     Они относятся к категории справочных цен, публикуемых продавцом. Прейскуранты фирм являются информацией непериодического характера, достаточно детализированной и достоверной. Эти цены широко используются в автомобильной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, производстве электронно-вычислительной техники и т. п. Цены каталога (проспекта) - это официальные цены, публикуемые в каталогах и проспектах фирм, предприятий и организаций оптовой торговли.

     Они являются разновидностью цен справочного характера, публикуемых нерегулярно, -- как правило, продавцом. Используются как на внутреннем рынке, так и в международной торговле. К этой же категории цен относятся цены покупателя, цены продавца, цены нетто.

     Цены покупателя представляют собой фактическую денежную сумму покупки товара на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Формирование рыночной цены как цены покупателя (на рынке покупателя) означает, что фактическая цена товара складывается на пониженном уровне, что отражает экономические интересы покупателя.

     Цены продавца формируются в условиях превышения спроса над предложением (рынка продавца). Такая цена стимулирует расширение производства данного товара и отражает экономические интересы продавца, стремящегося продать его дороже. Цены нетто не включают скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий поставки. Это чистая цена товара на месте его купли-продажи.

     Цена нетто для покупателя является суммой, фактически уплаченной продавцу, а для продавца -- фактической выручкой от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с осуществлением сделки. Договорные цены устанавливаются в договоре между продавцом и покупателем по согласованию сторон16.

     Если такой договор заключается между субъектами, которые имеют разное гражданство, а платежи осуществляются в иностранной валюте, он называется контрактом, а цены, указанные в нем, контрактными. Договорные (контрактные) цены называются еще ценами купли-продажи (ценами реализации, рыночными ценами); они определяются условиями поставки товара.

     Регулируемые цены могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Их номенклатура определяется на государственном (или местном) уровне и по мере развития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен. Фиксированные цены утверждаются государственными или местными органами власти как постоянные и действуют на протяжении определенного времени.

     Как регулируемые, так и фиксированные цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее значение, а также на продукцию, работы и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.

     Особым видом цен на услуги транспорта, связи, на электрическую, тепловую энергию и т. п. являются тарифы. Их размер определяется исходя из общих принципов ценообразования. При осуществлении на предприятиях капитального строительства расчеты за сданную строительную продукцию производятся по сметной стоимости, которая выполняет роль цены продукции строительства.

     Она определяется на основании сметных цен и расценок в капитальном строительстве.

     2.4 Виды цен по времени их действия

 

     По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные (ступенчатые) и разовые. Такая классификация в какой-то мере условна, так как постоянных цен вообще не существует. Постоянными считаются цены, приведенные в прейскуранте или в каталоге и действующие на протяжении более или менее длительного времени, до очередного их пересмотра.

     Временные цены устанавливаются на новую продукцию, предназначенную для серийного или массового производства и выпуск которой в начальный период сопровождается повышенными затратами. После окончания действия оговоренного срока или временной цены от нескольких месяцев до одного-двух лет они заменяются на постоянные.

     Разновидностью временных являются ступенчатые цены, представляющие собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на один и тот же вид товара. Уровни снижения цен и сроки действия каждой ступени оговариваются продавцом и покупателем. Например, договором купли-продажи новой продукции предусмотрено, что начальная цена действует 6 месяцев, затем она будет снижена на 10%, еще через 6 месяцев - на 15% и на таком уровне будет действовать в качестве постоянной17.

     Такой порядок снижения цен стимулирует производителя к сокращению затрат на производство и обеспечению достаточной прибыльности новой продукции за время действия ступенчатых цен, а потребителя--к дальнейшему использованию этой продукции. Другим примером может быть принятие государственными органами решения относительного повышения цен на энергоносители с определением размеров и сроков постепенного повышения цен18.

     Разовые цены устанавливаются на продукцию, изготовленную по разовому (индивидуальному) заказу.

 

      Заключение

 

     Рассмотрев тему нашего исследования «Виды цен», мы можем сделать следующие выводы.

     Цена - определенная сумма денег, которые изымается за товар. Полнее сущность цены определяется в условиях капиталистического товарного производства, поскольку в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые расходы производства, а и соотношение между спросом и предложением.

     Прибыль образовывается вследствие межотраслевой конкуренции с учетом процесса изменения спроса и предложений, переливание капитала в те области, производство товаров в которых не удовлетворяет потребности потребителей, с соответствующим колебанием цен (их рост в случае неудовольствия платежеспособного спроса и снижение за превышение предложения над спросом). За равновесия спроса и предложения формируется цена равновесия.

     С возникновением монополий, олигополий (групповых монополий) процесс ценообразования значительно усложняется, в частности возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целесообразно давать такое определение цены:

     Цена -- денежное выражение монопольной цены производства, в котором отображается действие законов стоимости, спроса и предложения, господство монополий, в том числе олигополий.

     Монопольные цены -- прежде всего цены производства. Сосредоточивая наиболее современную технику, квалифицированную рабочую силу, внедряя прогрессивные формы и методы организации производства и работы и т.п., предприятия и филиалы гигантских компаний добиваются наиболее низких расходов производства (а итак и себестоимости). Поскольку на этих предприятиях вырабатывают основную массу продукции, то одной из основ цен на определенный вид товаров есть расходы производства на крупных предприятиях.

     Сущность цены комплексно раскрывается в выполняемых ею функциях. Такими функциями есть учетная, распределительная и стимулирующая.

     Учетная функция цены заключается в том, что она является средством учета общественно необходимой, а итак и полезной работы. Работа, которая превышает эту величину за производства возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому лишняя.

     Распределительная функция цены реализуется в процессе конкуренции. Стимулирующая функция цены заключается в давлении рыночных цен на предпринимателей через механизм конкуренции на внедрение новой техники, форм и методов организации производства и т.п..

     В зависимости от форм конкуренции различают рыночные цены в условиях чистой конкуренции; олигопольные - в условиях господства олигополий; монопольные - в условиях абсолютной монополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферы производства (а итак и сбыта) или лишь сбыта (так называемая монопсония).

     Вообще в условиях господства монополий различают монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, ограничивает конкуренцию, поднимает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

 

      Список использованной литературы

 

Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2009.

Барышев А.Ф. Маркетинг. - М.: Академия, 2009.

Выгодская Э.Г., Колпакова Н.П. Маркетинг. - М.: ГИОРД, 2008.

Герасимов Б.И., Воронкова О.В. Цены и ценообразование. - М.: Форум, 2009.

Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2009.

Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебник. - М. Дело: 2008.

Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебник. - М.: Академия, 2008.

Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2009.

Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг: Учебник. - М.: КноРус, 2008.

Просветов Г.И. Цены и ценообразование. Задачи и решения. - М.: Альфа-Пресс, 2007.

Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009.

Информация о работе Экономическая сущность и функции цен