Инвестиции в реальный сектор экономики и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:15, доклад

Описание

Инвестиции – одна из наиболее часто используемых в экономической системе
категорий как на макро-, так и на микроуровне. Однако, несмотря на
исключительное внимание исследователей к этой ключевой экономической
категории, научная мысль по сей день не выработала универсальное определение
инвестиций, которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а
также было бы адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления –
государства, предприятия, домашнего хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции в реальный сектор экономики и их особенности.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

эмиссия обыкновенных акций ведет  к увеличению уставного капитала, что в свою

очередь может увеличить количество акционеров и уменьшить размер дивиденда  на

акцию. Подобная перспектива вызывает опасения у прежних акционеров, что

выражается в продаже акций, чтобы избежать подобной ситуации в  уставе

предприятия может предусматриваться  преимущественное право на покупку  «новых»

акций «старыми» акционерами.

Однако акционирование, как источник финансирования инвестиций имеет ряд

достоинств:

a.       при больших  объемах эмиссии низкая цена  привлекаемых средств;

b.      выплаты за пользование  привеченными ресурсами не носят  безусловный

характер, а выплачиваются в  зависимости от финансового результат  акционерного

общества;

c.       использование привлеченных инвестиционных ресурсов не ограничено по

срокам.

Недостатком данного источника  является то, что для зрелых, давно  работающих

предприятий, новая эмиссия акций  расценивается инвесторами обычно как

негативный сигнал, что в свою очередь может неблагоприятно сказаться на курсе

акций предприятия.

Хотя все описанные выше особенности  свидетельствуют о предпочтительном

применении кредитного финансирования, указанные достоинства делают

акционирование возможным для  применения на практике.

     Эмиссия привилегированных акций как форма акционерного финансирования

связана с выплатой держателям акций  фиксированного процента, который зависит  от

результатов хозяйственной деятельности предприятия. Установлено, что

номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более

25 % уставного капитала акционерного  общества. Этот источник финансирования

инвестиций является более дорогим  по сравнению с эмиссией обыкновенных акций,

так как привилегированным акциям выплата дивидендов акционерам обязательна.

     Денежные средства, централизуемые добровольными союзами (объединениями)

предприятий и финансово-промышленными группами, а также мобилизуемые

застройщиками (подрядчиками) в порядке долевого участия в строительстве

объектов (проектно-изыскательных работах).

Данный вид источника финансирования инвестиций можно охарактеризовать

планомерным формированием специализированных фондов, которые в последствии

используются в процессе создания, исполнения и ликвидации реальных проектов.

Этот источник, как правило, носит временной  характер, и прекращает свое

существование после завершения всех проектных работ.

     Средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и

возмездной  основе, а также средств бюджетов субъектов РФ

Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в

таких формах, как:

§         финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;

§         финансирование в рамках целевых программ;

§         финансирование проектов в рамках государственных внешних

заимствований.

     Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная

форма государственного финансирования осуществляется за счет средств

федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего

времени является переход от распределения  бюджетных ассигнований на капитальные

вложения между отраслями к  избирательному частичному финансированию конкретных

инвестиционных проектов на конкурсной основе

[6].

Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

v     право на участие  в конкурсе на получение государственной  поддержки

имеют инвестиционные проекты, связанные  в первую очередь с развитием  «точек

роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных

средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления),

необходимых для реализации проекта;

v     срок окупаемости  указанных проектов не должен  превышать, как правило,

двух лет;

v     государственная поддержка  реализации прошедших конкурс  отбор проектов

может осуществляться: а) за счет средств  федерального бюджета, выделяемых на

возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной

собственности части собственности акций, создаваемых акционерных обществ; б)

путем предоставления государственных  гарантий по возмещению части вложенных

инвестором финансовых ресурсов в  случае срыва выполнения инвестиционного

проекта не по вине инвестора;

v      инвестиционные  проекты представляются на конкурс в Министерстве

экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а  также

заключения государственной экологической  экспертизы, государственной

ведомственной и независимой экспертизы.

Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по

категориям: категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не

имеющей зарубежных аналогов, при  условии защищенности ее отечественными

патентами или аналогичными зарубежными  документами; категория Б – проекты

обеспечивающие производство экспортных  товаров не сырьевых отраслей, имеющих

спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов; категория  В  -

проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с  более

низким уровнем цен и категория Г – проекты, обеспечивающие производство

продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной  поддержки принимается Комиссией  по

инвестиционным конкурсам при  Министерстве экономического развития и торговли

РФ. Размер государственной поддержки устанавливается в зависимости от

категории проекта и не может  превышать соответственно 50, 40, 30 и 20 %

заемных средств.

Затем уже это решение направляется в Министверство Финансов РФ, где  его

предусматривают в проекте федерального бюджета на следующий финансовый год.

После этого инвестор выбирает форму  оказания поддержки (предоставление

средств на возвратной основе, на условиях закрепления в государственной

собственности части акций создаваемых  акционерных обществ, либо в форме

предоставления государственных  гарантий).

     Финансирование в рамках целевых программ.

Федеральные целевые программы  и межгосударственные целевые программы, в

осуществлении которых участвует  Российская Федерация, являются эффективным

инструментом финансирования инвестиционных проектов.

Утвержденные целевые программы  могут осуществляться за счет:

Ø      средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов  РФ;

Ø      внебюджетных средств (взносы участников реализации программ;

целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении

программ; кредиты банков, средства фондов и общественных объединений,

заинтересованных в реализации программ и другие поступления);

Ø      специальных фондов, специально создаваемых для осуществления

целевых программ. Источниками специальных  фондов являются: прибыль,

остающаяся в распоряжении  предприятий  и организаций, средства бюджетов

субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной

власти;

Ø      средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут

финансировать целевые программы  на основе долевого участия. Привлечение

иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в

соответствии с законодательством  об иностранных инвестициях;

Ø     кредитов. Источником финансирования целевых программ могут

являться инвестиционные и конверсионные  кредиты, а также целевые кредиты

банков под государственные  кредиты. Оформление и предоставление

государственных гарантий на выдачу кредита   осуществляет Минфин РФ.

Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты

программных мероприятий.

     Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Государственным внешними заимствованиями  РФ являются привлекаемые из

иностранных источников (иностранных  государств, их юридических лиц и

международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают

государственные финансовые обязательства  РФ как заемщика финансовых средств

или гаранта погашения таких  кредитов (займов) другими заемщиками.

Государственные внешние заимствования  России формируют ее государственный

внешний долг.

В данном пункте особую роль необходимо отдать Пенсионному фонду России, где

аккумулируются огромные свободные  денежные средства для финансирования

инвестиций в реальный сектор. 8 сентября 2003 г. принято постановление

Правительства[7], которое утверждает

страховой тариф по обязательному  страхованию ответственности

специализированного депозитария перед Пенсионным фондом Российской Федерации и

управляющими компаниями за нарушение  соответствующего договора об оказании

услуг специализированного депозитария  для срока страхования 1 год - в  размере 1

процента от страховой суммы  и страховой тариф по обязательному страхованию

ответственности управляющих компаний перед Пенсионным фондом  за нарушение

договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для  срока

страхования 1 год  -  в размере 1 процента от страховой суммы. Это укрепило

правовую базу обеспечения финансирования и снижения риска неплатежей, дало

возможность для  более крупного долгосрочного финансирования.

     Средства, предоставляемые иностранными инвесторами в форме кредитов,

займов, взносов  в уставные (складочные)  капиталы российских предприятий.

Предприятия нашей страны привлекают иностранный капитал, в основном, форме

прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем

размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В данном случае нас интересует прямая форма иностранных инвестиций, как

долгосрочный источник финансирования реальных проектов.

К прямым инвестициям, по методологии  Госкомстата, относят инвестиции

юридических или физических лиц, полностью  владеющих предприятием или

контролирующих не менее 10% уставного  капитала предприятия. Прямые

иностранные инвестиции (ПИИ) считаются  наиболее устойчивыми к колебаниям на

финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического

роста.

Чаще всего встречается такое определение ПИИ: Прямые иностранные инвестиции –

капиталовложения иностранных  инвесторов в производство или активы,

предоставляющие им полный контроль над деятельностью предприятия.

Прямые инвестиции делятся на две  группы:

1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными

лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность

поставлять товары с нового производственного  комплекса непосредственно на

рынок данной страны (континента);

2) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.

     Черты, характерные для прямых инвестиций:

·      при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются

возможности быстрого ухода с рынка;

·      большая степень  риска и большая сумма, чем  при портфельных инвестициях;

·      более высокий  срок капиталовложений, они более  предпочтительны для

стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

v     организация новых  предприятий;

v     скупка или поглощение уже существующих компаний. [8]

Основными способами привлечения  прямых иностранных вложений в экономику

России являются:

·                                привлечение иностранного капитала в

предпринимательской форме путём  создания совместных предприятий (в  том числе

- путем продажи зарубежным  инвесторам  крупных пакетов акций российских

акционерных обществ);

·                                регистрация на территории России

предприятий, полностью принадлежащих  иностранному капиталу;

·                                привлечение иностранного капитала на основе

концессий или соглашений о разделе  продукции;

·                                 создание свободных экономических зон (СЭЗ),

направленное на активное привлечение  зарубежных инвесторов в определенные

регионы страны.

На конец июня  2003 г. накопленный  иностранный капитал в экономике  России

составил  48.3 млрд. долларов США, что  на 26.7% больше  по сравнению с

соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в

накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции - 50.9% (на

конец июня  2002 г. - 47.5%), доля прямых инвестиций  - 46.7% (48.7%),

портфельных  -  2.4% (3.8 процента). Таким образом, подтверждается тенденция

сокращения удельного веса прямых и увеличения  удельного веса  прочих

инвестиций в российской экономике.

Основные страны-инвесторы, постоянно  осуществляющие значительные инвестиции в

российскую экономику - Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция,

Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики и их особенности