Инструменты кредитно – денежной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы банковского резерва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Изучая данную тему, а именно роль банковского сектора в осуществлении денежно - кредитной деятельности, необходимо обратить особое внимание на деятельность коммерческих банков, выполняемых ими операциях, на тех требованиях, по организации, функционированию и развитию коммерческой деятельности банков, которые к ним предъявляет Центральный банк.

Содержание

Введение 3
Глава I Цели и инструменты кредитно-денежной политики 4
1.1. Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики. 6
Глава II Особенности кредитно-денежной политики в современной российской экономике 13
2.1. Роль Банка России в формировании и осуществлении кредитно-денежной политики 13
2.2. Общеэкономические тенденции в 2004 году 17
2.3. Основные направление кредитно-денежной политики на 2005 год 19
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Резервные требования.

Политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулирования деятельности коммерческих банков в России. Необходимость и эффективность минимальных резервов с точки зрения банковского регулирования подтверждается и мировым опытом.

Прибегнув к процедуре обязательных резервов, финансовые органы пытались сделать более тесной связь между эмиссией денег, осуществляемой банками, и их потребностью в кредитах центрального банка.

Иногда высказывалось мнение, основанное на несколько поверхностном анализе, что система обязательных резервов ведет к иммобилизации части депозитов в той мере, в какой они являются эквивалентом не кредитов, предоставленных экономике, а средств, замороженных в центральном банке.

Более глубокий анализ позволяет сделать  иные выводы. В той мере, в какой  депозиты являются результатом банковского кредитования предприятий и частных лиц, можно допустить, что система обязательных резервов позволяет привлекать центральный банк к эмиссии платежных средств. Каждый раз, как тот или иной коммерческий банк создает дополнительную денежную массу, он вынужден переводить часть средств на свой счет в центральном банке в установленном порядке. Он может выполнить это обязательство при условии, если центральный банк предоставит ему для этого средства, полученные в результате проведения собственных кредитных операций (переучет векселей или операции на денежном рынке); в противном случае коммерческий банк будет вынужден отказаться от эмиссии новых денежных знаков.

Система обязательных резервов имеет  три важных преимущества. Прежде всего, она представляет собой метод регулирования, одинаково принудительный для всех; поскольку она охватывает всю совокупность ликвидных средств, которыми располагают банки, результаты ее действия оказывают влияние на работу всех кредитных учреждений без дискриминации и не препятствует нормальной конкуренции; если некоторые банки оказываются более стесненными в своей деятельности, чем другие, то это объясняются особенностями управления каждым банком. Далее, режим обязательных резервов легко допускает применение гибких методов регулирования; суммы, которые должны храниться на счетах, могут в действительности определяться путем вычисления средней величины за тот или иной период времени, который выбирается в соответствии с динамикой изменения объема ликвидных средств (например, месяц); таким образом, обязательные резервы не представляют собой замороженные средства, они могут быть использованы в случае необходимости, например, когда потребность в ликвидных средствах увеличилась в результате снятия денег со счетов, хотя они должны быть возвращены в течении нескольких дней. Наконец, эта система дает центральному банку возможность проводить чисто денежную политику; она даже может быть несколько изменена в зависимости от характера резервируемых сумм (например, платежные средства или инструменты полуликвидных сбережений, счета резидентов и нерезидентов.

В Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования  устанавливается Советом директоров.

Глава II Особенности кредитно-денежной политики в современной российской экономике

2.1. Роль Банка России в формировании и осуществлении кредитно-денежной политики

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации  был учрежден 13 июля 1990г. на базе Российского  республиканского Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

20 декабря 1991г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

С 1995г. Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение  работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка  России была ориентирована на поддержание  финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В развитие положений этого закона в январе 2004 года Банк России разработал нормативные акты, которые определяют порядок оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов.

В настоящее время Банк России уделяет  повышенное внимание ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в  последнее время все более  важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для  искусственного завышения или занижения  значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных  ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" от 10 июля 2002г. Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

2.2. Общеэкономические тенденции в 2004 году

В январе-августе 2004г. макроэкономическая ситуация характеризовалась снижением инфляции, ростом производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал.

Благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура позитивно сказывалась  на развитии экспортно-ориентированных  отраслей. Внутренние условия, характеризующиеся  расширением потребительского и  инвестиционного спроса, также способствовали экономическому росту.

Увеличились объемы производства в  промышленности, на транспорте, в строительстве  и сельском хозяйстве, значительно  возрос оборот розничной торговли. В январе-августе 2004 г. по сравнению  с январем-августом 2003 г. индекс выпуска  продукции и услуг базовых отраслей составил 107,5%.

1В сентябре 2004 г. по отношению к декабрю 2003 г. цены на потребительском рынке возросли на 8,0% (в соответствующий период предыдущего года – на 8,6%).

По данным Федеральной службы государственной  статистики инфляция на потребительском рынке в сентябре 2004 г. по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,4%, а по сравнению с декабрем предыдущего года – 8,0% (в сентябре 2003 г. по сравнению с декабрем 2002 г. – 8,6%). Потребительская корзина в сентябре 2004 г., также как и в августе, подорожала в сравнении с соответствующим месяцем 2003 г. оценочно на 11,3%.

Базовая инфляция в сентябре 2004 г. составила 0,9%, а с начала года – 6,8%, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в аналогичный период 2003 года. Одним из основных факторов снижения базовой инфляции в январе-сентябре 2004 г. (по сравнению с январем-сентябрем 2003 г.) являлось замедление темпов роста цен на товары непродовольственной группы. В то же время, наблюдавшееся по итогам девяти месяцев достаточно интенсивное повышение цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции, прежде всего, на сахар-песок, мясо и птицу, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, оказывали негативное влияние на динамику базовой инфляции.

Структура инфляции

 

2003 год 

2004 год 

прирост в процентных пунктах

вклад в прирост 
в %

прирост в процентных пунктах 

вклад в прирост 
в %

Общий уровень инфляции (сентябрь к декабрю)

8,6

100

8,0

100

Прирост инфляции за счет:

- изменения цен и  тарифов на товары и услуги, входящие в расчет БИПЦ

6,0

69,1

5,5

68,8

- изменения цен и  тарифов на товары и услуги, не входящие в расчет БИПЦ 

2,7

30,9

2,5

31,2

в том числе:

- изменения цен на  плодоовощную продукцию 

-0,2

-2,1

-0,1

-0,9

- изменения регулируемых  цен и тарифов на платные  услуги и топливо

2,8

33,0

2,6

32,1



В сентябре 2004 г. по сравнению с  предыдущим месяцем потребительские  цены на продовольственные товары без  плодоовощной продукции повысились на 0,9%, а с начала года на 8% (за девять месяцев 2003 г. – на 7,1%).

2.3. Основные направление кредитно-денежной политики на 2005 год

В соответствии со ст. 45 Федерального закона"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России 26 августа 2004 года направил в Государственную Думу проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год".

В документе сформулированы цели и  задачи Банка России в области  денежно-кредитной политики, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут использованы для их достижения. Он разработан на основе анализа состояния экономики России, мировой экономики и мировых товарных и финансовых рынков в 2004 году и официального прогноза социально-экономического развития России на 2005 год.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Информация о работе Инструменты кредитно – денежной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы банковского резерва