Инновация деятельность российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание

Определений термина "инновация" много. Согласно англо-русскому словарю: "Инновация" - это нововведение, новшество, изменение. Довольно емкое объяснение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А.Макаренко: "Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч. - технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.

Работа состоит из  1 файл

Экономика организ.Иновация.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

По дисциплине «Экономика и организация».

Тема: «Инновация деятельность российских фирм».

Инновация деятельность российских фирм

  Определений термина "инновация" много. Согласно англо-русскому словарю: "Инновация" - это нововведение, новшество, изменение. Довольно емкое объяснение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А.Макаренко: "Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч. - технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.

  Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека.

  Однако, нас больше интересует определение  ориентированное на социально-экономические  инновации.

  Инновация - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное  социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.

  Соответственно, процесс осуществления инноваций  называется инновационной деятельностью.

  Она охватывает создание и внедрение:

  • новой продукции;
  • новых технологических процессов и форм организации производства;
  • нового рынка;
  • новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур.

  Многие  зарубежные и российские исследователи  сходятся во мнении,  что появление инновации имеет два начала:

1. Потребность  рынка, то есть имеющийся спрос  на определенный продукт (товар,  услугу). Иначе говоря, это ответ  на потребности рынка или маркетинговый  вариант. Его можно также назвать  эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.

2. "Изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.

То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный  путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

  Давно известно, что существует большая  разница между издержками первоначальной постройки автомобиля и издержками его тиражирования. Затраты инноваторов  могут быть столь значительны  по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. К сожалению, даже при успешных новациях  цели часто не совпадают с результатами.

  С другой стороны, чрезмерное увлечение  эволюционным, маркетинговым направлением не может обеспечить качественного сдвига в развитии общества.

  Таким образом, мы должны думать об оптимальных  темпах внедрения инноваций.

  Продуктные инновации являются самыми распространенным типом инноваций и представлены практически на всех предприятиях. Доминирование продуктных инноваций также подтверждается данными Госкомстата РФ (ниже см табл. 5). При этом характер различается от предприятия к предприятию. Для одних – это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других – повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. Иногда выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологий и на старом оборудовании, иногда освоение новой продукции сопровождалось внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.

  Ведущим мотивом технологических инноваций является производство новой продукции, способной удовлетворить запросы рынка. Вместе с тем конкретные предпосылки инноваций могут быть различными: совершенствование технологического процесса, экономия ресурсов, экологические требования, недоступность передовых технологических решений. Целью технологических нововведений является повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий. Примечательно, что замена оборудования на предприятиях всё чаще и чаще производится не из-за морального устаревания, а  из-за необходимости поддержания конкурентоспособности

Организационно-управленческие инновации характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях фирмы. Создание маркетинговых отделов, новых путей и способов сбыта продукции. Здесь же  инновационные мероприятия по повышению эффективности и совершенствованию методов управления производством или персоналом.

     В отечественной и зарубежной экономической  литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как “нововведение”, “новшество” и “инновация”. В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. “Новшество” характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию “изобретение”. “Нововведение” — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. “Инновация” же -это “деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм”. Существует и другое определение: “Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества”.

       Э.А. Уткин в работе “Управление фирмой” определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

       В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:

       По  степени радикальности (новизны):

       базисные  инновации, которые реализуют крупные  изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

       улучшающие  инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на” сказах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

       псевдоинновации, направленные на частичное улучшение  устаревших поколений техники и технологии.

       2. По характеру применения:

       продуктивные  инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

       технологические инновации, нацеленные на создание и  применение новой технологии:

       социальные, ориентированные на построение и  функционирование новых структур;

       комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

       рыночные, позволяющие реализовать потребности  в продуктах, услугах на новых рынках.

       3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями ]рынка.

       4. По роли в воспроизводственном процессе:

       инновации потребительские; 'инновации инвестиционные.

       5. По масштабу:

       инновации сложные (синтетические); инновации  простые.

       Приведенная классификация инноваций позволяет  сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

       Побудительным механизмом развития инноваций в  первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствии чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

       В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора: “Задача предпринимателей — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции— вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности...”

       Сутью этого определения является признание  новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке.

       Необходимость формирования инновационного предпринимательства в Белорусии обусловлена:

       усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

       определяющей  ролью науки в повышении эффективности  разработки и внедрения новой техники;

       необходимостью  существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

       спецификой  процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов:

       увеличением затрат и ухудшением экономических  показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

       Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что “предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства”.

       Таким образом, задача предпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства  старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Информация о работе Инновация деятельность российских фирм