Инновационное развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:25, научная работа

Описание

Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений.

Работа состоит из  1 файл

агальцова.doc

— 34.00 Кб (Скачать документ)


Инновационное развитие малого и среднего бизнеса в России

Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса является скорее проблемой.

Российский малый бизнес - поистине самый малый в экономически развитом мире. Это относится как к количеству малых предприятий "на душу населения", так и к доле малого бизнеса в создании ВВП. Если на Западе небольшие предприятия формируют от 50 до 70 процентов национального богатства, то в России лишь 10-12 процентов.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции составляет лишь 0,7%.

Насколько эффективна государственная поддержка малого и среднего бизнеса? Какое место он должен занимать в экономике и как стимулировать его развитие в долгосрочной перспективе?

По формальным статистическим показателям, малое и среднее предпринимательство (МСП) в России растёт. На 1 января 2010 года, по данным Росстата, в стране насчитывалось 5,6 миллиона малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей; прирост по сравнению с 1 января 2009 года составил 9,1 процента. За 9 месяцев 2010 года их число выросло почти на 133 тысячи, или на 2,4 процента, – в основном за счёт индивидуальных предпринимателей и микропредприятий. Всего в сфере МСП работают 16,3 миллиона человек – почти четверть занятого населения России, причём в прошлом году занятость увеличилась на 700 тысяч человек.

Однако удовлетворённости ситуацией в этом сегменте пока нет, несмотря на разнообразные меры государственной поддержки: упрощённый порядок налогообложения, льготную аренду помещений, увеличение видов деятельности, по которым разрешён уведомительный порядок начала ведения бизнеса, субсидии на открытие собственного дела и т.д. Две трети субъектов малого бизнеса заняты в сфере торговли и бытового обслуживания. Доля малых инновационных компаний ничтожно мала.

Средний бизнес ещё как-то может привлекать квалифицированных рабочих и инженерные кадры, а у высокотехнологичного малого бизнеса, кроме созданных при вузах и научных учреждениях хозяйственных обществ, таких возможностей практически нет. Эту проблему признали основной 43 процента из 60 тысяч компаний, участвовавших в опросе общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Хотя ещё несколько лет назад (в 2003 году) главной бедой были административные барьеры. Существенной трудностью считают 30 процентов малых и средних предпринимателей низкую доступность финансов, прежде всего краткосрочных кредитов.

Без изменения представления о малом бизнесе, никаких задач по достижению уровня занятости в нём до 60 процентов к 2020 году решить не удастся. Развитие малого и среднего бизнеса, как, впрочем, и крупного, зависит от предпринимательского климата, инвестиционных условий, налоговой системы, коррупции, то есть от системных проблем нашей экономики.

На поддержку развития МСП в 2011 году правительство России выделило 20,8 миллиарда рублей, то есть около 600 миллионов долларов, в то время как аналогичная программа в США стоит 30 миллиардов долларов. Говорить об ощутимом влиянии этой программы на малый и средний бизнес с учётом его оборота в 18 триллионов рублей (оценка Росстата).

Была предложена стратегия Развития малого бизнеса в России. Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (далее — Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения (далее — Концепция).

Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.



Информация о работе Инновационное развитие малого и среднего бизнеса в России