Инновационная и инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной и инвестиционной политики. Для достижения данной цели я предусматриваю решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;
2) исследование механизма влияния инновационной и инвестиционной политики на конкурентоспособность продукции.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность инновационной политики 5
Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций 5
1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия 8
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия 14
2 Инвестиции. Классификации инвестиций 17
2.1 Цели и принципы инвестиционной политики предприятия 26
2.2 Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия 28
3 Расчетная часть 30
Заключение 38
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк организации.docx

— 132.65 Кб (Скачать документ)

- создание, поддержание и развитие научно-технологического  потенциала предприятия; 

- освоение  рынка инноваций (разработка мероприятий,  связанных с маркетинговой политикой).  

При формировании инновационной политики инновация  рассматривается с двух позиций: 

1. Наличие  новых значимых технических решений,  способных обеспечить рыночный  успех; 

2. Наличие  специфических потребительских  свойств (внешний вид, форма  и т. д.), способных обеспечить  успех при отсутствии значимых  технологических решений.  

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции. 

Для обеспечения  высокой эффективности инновационной  политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы: 

- целенаправленность, т. е. ориентация на достижение  стратегических и тактических  целей предприятия; 

- приоритетность - выбор важнейших направлений  деятельности в настоящее время  с учётом возможностей предприятия; 

- альтернативность  проектных решений - разработка  различных вариантов и выбор  наилучшего из них; 

- комплексность  - охват инновациями смежных сфер  деятельности; 

- обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического  эффектов с учётом факторов  внешней среды; 

- адаптивность - корректировка плана проведения  инновационной политики и отдельных  проектов в связи с изменением  факторов внешней среды.  

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.  

Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих  влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого  и косвенного влияния.  

Внутренняя  среда - это совокупность субъектов  и движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения  с поставщиками ресурсов и потребителями  продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся: 

- материало-, энерго- и фондоёмкость производства; 

- технический  уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала; 

- степень  износа основных фондов и т.  д.  

Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются: 

- наличие  резервов финансовых и материально-технических  ресурсов на предприятии; 

- высокий  уровень научно-технологического  потенциала предприятия; 

- наличии  на предприятии системы управления  качеством на основе международных  стандартов ISO; 

- наличие  системы материального и морального  стимулирования инновационной деятельности; 

- наличие  оптимальной законодательно базы  и государственная поддержка  проведения инновационной политики.  

Формирование  и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки  и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых  информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации  всех форм собственности. Инновационная  политика - мощный рычаг, с помощью  которого можно регулировать циклические  спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить  рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией.  
 
 
 
 
 
 

1.3 Формы реализации инновационной политики предприятия. 

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и  реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими. 

Инновационный проект представляет собой пакет  документов, обосновывающий и описывающий  комплекс взаимосвязанных мероприятий  по достижению целей инновационной  деятельности.  

По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного  аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.  

Общая концепция формирования проекта  включает следующие стадии: 

1. Формулирование  проблемы и целей проекта; 

2. анализ  имеющихся альтернативных решений  данной проблемы и тенденций  развития основных технико-экономических  показателей; 

3. Оценка  имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических; 

4. Оценка  вероятности технического и коммерческого  рисков; 

5. Выбор  наилучшего варианта решения  проблемы; 

6. Оформление  проекта и его реализация. 

Для инновационных  проектов помимо финансового, кадрового  и материально-технического обеспечения  важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых  методов планирования.  

Эффективность инновационной политики напрямую зависит  от инвестиций, осуществляемых в различные  направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного  проекта в условиях рыночной экономики  должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных  вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор  наилучшего из них. Эффективность проекта  характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и  результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности  инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность  инвестиционных проектов.  

Коммерческая  эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться  как для проекта в целом, так  и для отдельных его участников.  

Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и  местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки. 

Инновационная политика предприятия находится  в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление  инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода  к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Инвестиции. Классификация  инвестиций

Инвестиции - это долгосрочные вложения финансов в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала. Инвестиции можно классифицировать по различным принципам, приведем некоторые из них.  

1. По  способу влияния других возможных  инвестиций на доходы от данного  проекта их делят на зависимые  и независимые. Независимыми считаются  инвестиции, осуществление которых  возможно независимо от решений  по другим инвестициям и денежные  потоки от которых не влияют  на принятие решений по финансированию  других инвестиций. 

Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергетическим эффектом, т. е. осуществление второго инвестиционного  проекта оказывает положительное  влияние на поток денежных доходов  по совместно осуществленным инвестициям. Общий доход от реализации двух или  нескольких проектов значительно превышает  денежные доходы от каждого из них, осуществленных независимо друг от друга. 

В настоящее  время отечественные предприятия  все больше включаются в процесс  экономической интеграции, под которой  понимается проникновение на новые  рынки или их захват. Экономическая  интеграция может быть вертикальной, горизонтальной и конгломератной. 

Вертикальная  интеграция - комбинация в одном  предприятии двух или более вертикально  связанных видов деятельности в  противоположность ситуации, когда  эти виды деятельности выполняются  отдельно двумя различными предприятиями. Например, предприятие, занимающееся операциями сборки, может производить собственные комплектующие детали и торговать собственной продукцией. 

Горизонтальная  интеграция - это специализация предприятия  на определенном уровне производства или распространения продукции. Горизонтальная интеграция основана на росте концентрации рынка, происходящем за счет внутреннего роста предприятия  или, что реже, за счет внешнего роста  через слияния и поглощения и  последующей интеграции предприятий, производящих тот же продукт. 

Диверсификация, конгломератная интеграция - расширение деятельности предприятия в направлении  различных сфер производства, приводящее к увеличению количества рынков, на которых работает предприятие. Диверсификация может быть либо концентрической, либо чистой, в зависимости от степени  сотрудничества в области производства. Пример концентрической диверсификации: две фирмы используют одно и то же сырье и материалы при изготовлении электрических лампочек и стеклянной посуды и продаются через одни и те же предприятия розничной  торговли. При чистой диверсификации выпускаемая продукция имеет  разнообразный характер (например, производство кондитерских изделий  и пошив женской обуви). 

Диверсификация  является для предприятия основным способом уменьшения риска и противостояния колебаниям прибыльности. Предприятие  переориентирует свою деятельность с увядающих рынков на новые области, открывающие большие возможности  роста и притока прибыли. Диверсифицированные  предприятия могут перераспределять прибыль, полученную на других рынках, и реинвестировать ее для выхода на новые рынки, что усилит конкуренцию; возможно и снижение цен и вытеснение тем самым конкурентов с рынка. 

Рассмотрим  формы роста предприятий при  различных видах экономической  интеграции. 

Расширение  предприятия изнутри путем разработки новых продуктов приводит к большей  эффективности, чем у конкурентов (горизонтальная интеграция). Рост также  происходит при освоении новых рынков, что вовлекает предприятие в  вертикальную экспансию в отношении  источников поставок и рыночных точек  сбыта (вертикальная интеграция). Одновременно с этим осуществляется диверсификация в производство. 

Комбинация  двух или более предприятий в  один бизнес или слияние представляет собой одну из форм внешнего роста, расширяющее предприятие в горизонтальном, вертикальном и конгломератном направлениях. 

Приобретение  одного предприятия другим, или поглощение, является также формой внешнего роста, позволяет предприятию расширяться  в горизонтальном, вертикальном и  конгломератном направлениях. 

Совместное  предприятие - объединение предприятий  разных стран для реализации совместного  проекта. Например, совместные предприятия  России и других стран создаются  на базе богатейшего научного потенциала российских предприятий, у которых  не хватает финансовых средств. 

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика