Государственные и муниципальные облигации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:13, реферат

Описание

В начале 1992 г. Центральный банк РФ присту¬пил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предпо¬лагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск пос¬ледних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было реше¬но использовать безбумажную электронную технологию.

Работа состоит из  1 файл

Государственные и муниципальные облигации.docx

— 52.79 Кб (Скачать документ)

     Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть все дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

     До  августа 1998 г. ОФЗ выпускались с  переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО. Новый выпуск ОФЗ состоялся 14 ноября 1999 г. Срок обращения - 4 года, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 15% годовых в первые два купонных периода и 10% годовых - в оставшиеся купонные периоды. 
 

    1. Облигации государственного сберегательного займа

     (ОГСЗ)

     Эти облигации были выпущены в сентябре 1995 г., раньше выпускать их не было смысла, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. Владельцы юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. ОГСЗ свободно продавались и покупались на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Минфином в форме закрытых торгов. При подготовке ОГСЗ Министерство финансов руководствовалось тем, что по облигациям для населения должна существовать прибыль, близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции. 

    1. Бескупонные облигации Банка  России

     В сентябре 1998 г. были выпущены бескупонные  облигации ЦБ России. Выпуск облигаций был вызван необходимостью заполнить вакуум, который образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта ГКО-ОФЗ в августе 1998 г. Руководство ЦБ России полагало, что с выпуском в обращение новых государственных облигаций банковская система получит дополнительные инструменты по управлению ликвидностью.

     Центральный банк попытался использовать БОБР для обмена замороженных ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять не более 10% портфелей, которые состояли из ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения один, два и три месяца и на ОФЗ-ГТД со сроками погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что несколько оживило рынок.

     Первый аукцион БОБР состоялся 2 сентября 1998г. Эмитентом БОБР выступал не Минфин, а ЦБ России, форма выпуска БОБР - документарная, номинал облигации - 1000 руб., срок обращения до 1 года. Данная ценная бумага (БОБР) предназначена только для кредитных организаций. 

  1. Муниципальные облигации
    1. Характеристика муниципальных облигаций

     В развитых странах рынок муниципальных  займов является одним из динамичных, высокотехнологичных и значительных по масштабам операций сегментов  национальных фондовых рынков. Муниципальные  облигации считаются одними из самых  надёжных долговых инструментов, уступающими  только ценным бумагам центрального правительства.

     Муниципальными облигациями принято называть ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления, например, правительствами штатов, провинций, городскими муниципалитетами, а также различными бюджетными организациями. Их не рассматривают в качестве безрисковых, если они не гарантированы национальным правительством. Самый большой в мире рынок муниципальных займов - в США. Хотя Россия тоже имеет достаточно большое число муниципальных образований, тем не менее в нашей стране рынок облигаций субъектов РФ (которые принято называть субфедеральными облигациями) и собственно муниципальных бумаг пока невелик и находится в стадии становления.

     В настоящее время наблюдается  динамичный рост отечественного рынка субфедеральных займов. Создана законодательная база, определившая правовой статус государственных ценных бумаг субъектов РФ, режим налогообложения. Принимая во внимание федеративную структуру России и сложившиеся социально-экономические условия, можно предположить, что отечественный рынок субфедеральных и муниципальных бумаг будет тяготеть к американской модели и в перспективе будет иметь структурообразующее значение для всего фондового рынка России.

    1. Рынок муниципальных облигаций

    в развитых странах

     В США этот рынок переживает период стремительного развития. Увеличивается как его общий объем, так и объем ежегодно выпускаемых муниципальных облигаций. Объем рынка составляет более 2 трлн.долл.

     Эмитентами  муниципальных облигаций могут  быть власти штатов, муниципалитеты, предприятия  коммунальной сферы и пр. Муниципальный орган власти может выпускать различные облигации под различные проекты, каждый из которых может быть гарантирован различными компаниями.

     Рынок муниципальных облигаций в достаточной  степени сегментирован по территориям штатов.

     Исторически сложились три группы владельцев муниципальных облигаций: банки, страховые компании, индивидуальные инвесторы, инвестиционные фонды. В связи со значительным усложнением анализа выпускаемых муниципальных облигаций все большая их доля приобретается индивидуальными инвесторами через муниципальные инвестиционные трасты и взаимные фонды. Доля банков во владении муниципальными облигациями резко снизилась, что объясняется в основном изменением в 80-е гг. налогового законодательства для банков, вылившимся в отмену льгот по отношению к инвестициям в муниципальные облигации и введением льгот для других инструментов финансового рынка. Инвестиции страховых компаний в муниципальные облигации обусловлены стремлением получить доход, пользующийся льготами при налогообложении.

     До 1975 г. фактически не существовало никакого законодательного регулирования рынка муниципальных облигаций. Однако, после того как муниципалитет Нью-Йорка не смог выполнить свои обязательства по векселям на сумму почти 2 млрд.долл. по номиналу, конгресс счел необходимым обратить внимание и на этот сектор финансового рынка. Сейчас общее регулирование рынка муниципальных облигаций осуществляется Законодательным советом по муниципальным ценным бумагам, образованным конгрессом в том же 1975 г.

     В настоящее время увеличивается  число создаваемых муниципалитетами новых структур, имеющих право выпускать собственные облигации, осуществляя независимое заимствование. Данная тенденция имеет следующие результаты:

  • увеличивается объем выпускаемых доходных облигаций;
  • усложняется анализ выпускаемых облигаций с точки зрения оценки их обеспеченности, а также относительной рыночной стоимости. По оценкам многих аналитиков, данный факт в конечном итоге может привести к общему ухудшению кредитного рейтинга новых муниципальных облигаций. Значительно усиливается законодательное регулирование этого рынка. Одна из основных проблем заключается в том, что постоянная на протяжении последних лет недостаточная ликвидность вторичного рынка может привести к сокращению первичного рынка и, как следствие, к росту объемов невыполненных финансовых обязательств. Похожая ситуация сложилась в 1990 г. на рынке высокодоходных корпоративных ценных бумаг.

     Основными целями эмиссии муниципальных облигаций  в Японии являются финансирование сфер строительства, образования, сельского хозяйства, утилизации отходов и борьба со стихийными бедствиями. Основные эмитенты (по объему эмиссии) - власти крупнейших городов и префектур.

     По принятой терминологии, правительственные и муниципальные облигации объединяют в группу государственных облигаций, что аналогично положениям российского законодательства.

     Эмиссия муниципальных облигаций регулируется нормативами и законами, принятыми соответствующими органами местного самоуправления. Как правило, первичная продажа выпусков проходит в форме либо открытого предложения через банки и брокерские фирмы, либо закрытого размещения, когда местные банки выступают в качестве андеррайтеров.

     Основными инвесторами в муниципальные облигации являются (в порядке убывания доли владения): банки, взаимные фонды, религиозные группы, школы, компании и индивидуальные инвесторы (доля последних невелика).

     До 1992 г. все муниципальные облигации, размещаемые публично, эмитировались с обязательным созданием «фонда погашения». Это предполагает, что эмитент по истечении оговоренного, так называемого отсроченного, периода (grace period) обязуется досрочно погашать эмитированный выпуск определенными долями. При этом досрочное погашение долей начинается со дня первой купонной выплаты, следующей после отсроченного периода, и заканчивается вдень последней купонной выплаты перед погашением. Досрочное погашение осуществляется по номинальной стоимости облигаций.

     С начала 1992 г. муниципальные облигации  эмитируются с условием частичного или полного «погашения в любое время». Досрочное погашение в данном случае проводится по цене, немного превышающей текущую рыночную цену облигаций. Тем не менее вероятность досрочного погашения «в любое время» очень невысока, поскольку оно непривлекательно для инвесторов (кроме того, на него требуется специальное разрешение Министерства финансов). В этой связи подавляющее большинство выпусков муниципальных облигаций погашаются полностью в установленный срок.

     Муниципальное устройство Франции - 22 региона (и 4 заморские территории), 100 департаментов и более 36,5 тыс. коммун. По числу муниципальных образований Франция опережает все остальные страны ЕС, вместе взятые, значительно уступая по численности населения, приходящегося в среднем на один муниципалитет.

     В отличие от других европейских стран  муниципальные органы во Франции могут осуществлять заимствование без получения федерального одобрения. Заимствование может осуществляться либо через банки, либо посредством выпуска облигаций или размещения на внутреннем или внешнем рынке. Тем не менее существуют определенные требования, которые муниципальные органы должны соблюдать:

  • заимствование может иметь своей целью лишь финансирование инвестиций; выплата прежнего долга и покрытие операционных расходов не могут быть целями нового заимствования;
  • обслуживание долга (процентов и основной суммы) должно быть заложено в бюджет; при этом должен быть обеспечен бюджетный баланс;
  • муниципальные органы власти не могут предоставлять финансирование третьим сторонам (за исключением специально оговоренных средств из федерального бюджета). Небольшая доля облигационного заимствования объясняется отсутствием налоговых стимулов по отношению к муниципальному долгу в отличие от рынка муниципального долга в США: высокой конкуренцией со стороны банковского сектора с традиционно низкими процентными ставками; несоответствием природы единовременной выплаты облигационного долга финансовым нуждам муниципальных органов власти; относительно небольшой величиной финансовых возможностей муниципальных органов, не позволяющей обосновать выпуск облигаций.

     Законодательство  Франции о банкротстве исключает государственные структуры из своего рассмотрения. Как следствие, кредиторам муниципальных органов власти не могут передаваться активы последних в случае невыполнения ими своих финансовых обязательств. В то же время муниципальные органы власти законодательно обязаны выполнять все существующие обязательства, включая облигационные и гарантийные. Центральные органы Франции тем не менее не гарантируют обязательств муниципалитетов.

     В то время как возможность полной потери вложенных средств практически равна нулю, существует определенный риск, что исполнение обязательств каким-либо муниципальным органом будет задержано. Причина этого заключается в том, что исполнение долговых обязательств (по выплате основной суммы долга и процентов) относится к «необходимым расходам» и должно быть заложено в бюджете муниципального органа, закон не устанавливает временных границ осуществления таких «расходов».

     В условиях жестких бюджетных ограничений, испытываемых центральным правительством, практика помощи государства муниципальным органам, выражающаяся в предоставлении необходимого кредита, встречается все реже. Риск вложения в муниципальные облигации может быть верно оценен только при анализе конкретного случая.

     В Великобритании в настоящее время  объем рынка муниципальных облигаций продолжает быстро снижаться, причем за последние годы новых эмиссий не происходило вообще. Это связано в первую очередь с тем, что муниципальные власти имеют возможность занимать необходимые денежные средства под довольно низкие проценты и на достаточно длительные сроки напрямую у центрального правительства через специальный Совет по займам.

Информация о работе Государственные и муниципальные облигации