Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание

Вмешательство государства в экономические процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все времена в той или иной мере вмешивается в экономические процессы, однако степень этого вмешательства в различные периоды не одинакова.

Содержание

1.Обоснование необходимости государственного регулирования экономики.
2. Опыт государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах мира.
3. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Тема13 сельскох. рынки.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

 

Тема 13: Государственное регулирование  рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Содержание:

1.Обоснование необходимости  государственного регулирования  экономики.

2. Опыт государственного  регулирования сельского хозяйства  в развитых странах мира.

3. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обоснование  необходимости государственного  регулирования экономики.

Вмешательство государства  в экономические процессы имеет  длительную историю. Сущность этого  вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит  от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все  времена в той или иной мере вмешивается в экономические  процессы, однако степень этого вмешательства  в различные периоды не одинакова.

Дальнейшее развитие рыночного  государства на определенном этапе  порождает новые явления в  экономике: цикличность производства, высокий уровень ее монополизации  и интернационализации, большие  социальные и экономические требования к результатам производства. Это  в значительной мере ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма, т.к.:

рыночный механизм в этих условиях самостоятельно не может противостоять  таким негативным явлениям макроэкономического  уровня как затяжной спад производства, высокий уровень долговременной инфляции, чрезмерный уровень безработицы;

рыночный механизм не может  самостоятельно обеспечивать удовлетворения всех общегосударственных потребностей, поскольку он реагирует лишь на те из них, которые проявляются через  платежеспособный спрос;

рыночный механизм не может  самостоятельно ликвидировать или  минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения  по уровню доходов, неравномерное развитие отдельных регионов. Нарушение экологических  условий жизни людей. Эти негативные явления могут быть компенсированы лишь через специальный государственный  механизм.

Т. о. экономика любой страны требует регулирования экономических  процессов и координации действий хозяйствующих субъектов, именно для  этого необходим хозяйственный  механизм макроэкономического уровня.

В настоящее время в  большинстве сформировался хозяйственный  механизм регулирования рыночной экономики. Реформы в постсоциалистических странах направлены на создание именно такого хозяйственного механизма. Он характеризуется:

А) полной экономической  самостоятельностью всех хозяйствующих  субъектов;

Б) рыночной системой связей между производителями и потребителями, рыночным механизмом распределения  ресурсов;

В) ограниченным вмешательством государства в экономическую  деятельность.

Государству отводится центральная  роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы, оно законодательно вводит «общие правила  игры», т.е. систему нормативных актов, регулирующая деятельность субъектов  рынка, защищает права собственности.

В настоящее время роль государства усилилась, что проявляется:

1) в росте удельного  веса расходов и доходов государства  в ВНП; 

2) в увеличении государственного  сектора экономики;

3) в перераспределении  через госбюджет значительной  доли национального дохода;

4) в регулировании определенных  видов деятельности на макроуровне. 

Степень активности государства  диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного  вмешательства государства в  функционирование рынка, т.к это  приводит к снижению эффективности  экономики. Роль рынка заключается  в том, что он дает информацию каждому  производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько  производить).

Успешные действия рыночного  механизма возможны при условии  свободной конкуренции, когда количество продавцов и покупателей довольно большое, никто не может повлиять на цену, между ними не возможен сговор сотрудничества, товары достаточно простые  и однородные, продаются в больших  количествах, покупатели обладают свободной  надежной информацией о рыночной конъюнктуре, ценах, обеспечивает вступление новых предприятий в отрасли, отсутствуют монополии, олигополии.

Механизм свободной конкуренции  действовал до ХХ века. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают  так называемые провалы рынка, когда  ценовой механизм не работает. Это  объясняется:

существованием различного рода монополий, которые деформируют  рыночный механизм;

существование экстерналий (внешних эффектов), которые не способны уловить рыночные механизмы. Экстерналии  возникают при нечетком определении  прав собственности, когда 1 человек  может нанести ущерб др. без  каких-либо финансовых последствий  для себя. Экстерналии могут быть как отрицательными (загрязнение  воздуха), так и положительными, т.е. благоприятное внешнее воздействие (фундаментальные исследования). Для  ликвидации отрицательных внешних  эффектов государство должно принять  специальные меры. К ним относятся  ограничения, запреты, дополнительные сборы.

Наличием в экономике  общественных благ (товаров), которые  не потребляются индивидуальными потребителями. Производство и потребление таких  товаров следует поддерживать в  интересах всего общества.

Гелбрейт писал: «Наша  система - это сложная система  рыночной мотивации, государственной  регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся  о социальных нуждах, в котором  власти активно вмешиваются в  экономические процессы для смягчения  и стабилизации их последствий». Государство  должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него. Прежде всего, государству вменяется альтернативные инвестиции в образование, охрану здоровья, производство продовольствия, регулирование рождаемости. Снижение уровня бедности, создание более совершенной правовой и административной структуры, мобилизация ресурсов для финансирования государственных затрат. Главная задача государства - это создание стабильной макроэкономической основы, без чего трудно достичь социально-экономического процветания страны.

В реальной жизни и в  практической деятельности предприятий  возникают всевозможные, часто непредвиденные ситуации: предприятие обанкротилось  или не выполняет договорные отношения; нарушены права собственности (на чистую воду, землю, имущество, произведенную  продукцию и т. д.); под участком, находящимся в частной собственности, нашли нефть, и т. д. При этом возникает  необходимость в выработке правил экономического поведения и обеспечении  их соблюдения всеми экономическими субъектами.

Известно, что избыток  денежной массы ведет к росту  цен, инфляции, а ее недостаток вызывает экономический спад, безработицу. Значит, требуется механизм управления денежной массой.

Усиление монополизма  ведет к сокращению объемов производства и повышению цен, нанося таким  образом ущерб обществу; кроме  того, существуют естественные монополии; в отдельных случаях, наоборот, требуется  создание монополии, например путем  закрепления права собственности  изобретателя. Возникает необходимость  в управлении этими процессами с  целью их стабилизации.

Иногда нужно установить право собственности для решения  внешних проблем, например устранения загрязнения окружающей среды, обеспечения  общественных благ (защита государственных  границ, безопасность государства —  как продовольственная, так и  от внешней агрессии, реализация крупных  проектов и программ по здравоохранению, освоению космоса и т. д.). ясно, что  ни одно предприятие, каким бы крупным  оно ни было, к в состоянии решить эти проблемы, это под силу лишь государству, а в отдельных случаях — даже группе государств.

Перечисленные ситуации и  многие другие в конечном итоге предопределяют необходимость регулирования экономики  в условиях рынка. 
Регулирование экономики — это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Выступает в формах директивного планирования, рыночного саморегулирования и индикативного регулирования. 
Директивное планирование — это форма управления экономикой, при которой деятельность экономических субъектов регулируется преимущественно административными методами без учета их материальных интересов и экономических выгод.

Рыночное саморегулирование  — стихийная корректировка воспроизводственного процесса под влиянием действия законов  стоимости и цен.

Индикативное регулирование  — воздействие государства на производство при помощи экономических  рычагов, таких, как государственные  инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы  и т.д.

В рыночной экономике в  отличие от экономики централизованного  планирования резко сокращается  сфера директивного планирования при  прогрессивно возрастающих рыночном и  индикативном регулировании.

Существует как государственное, так и негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование  связано с деятельностью ассоциаций, банков, товарных и фондовых бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, валютных аукционов, информационных систем, а  также с соглашениями о рынках сбыта и ценах.

Государственное регулирование— это воздействие государства  на деятельность хозяйствующих субъектов  и рыночную конъюнктуру с целью  обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Государственное регулирование сельскохозяйственного  рынка необходимо по следующим причинам.

1. Внутриполитическая  и внешнеполитическая значимость  аграрного сектора. Государство несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность страны и ее политическую независимость.

2. Особенности  сельского хозяйства. Влияние природно-климатических факторов на конечные результаты производства приводит к необходимости создания системы государственного страхования. Неустойчивость цен и их зависимость от конъюнктуры рынка требуют быстрой реализации продукции. Особенностью отрасли являются также неустойчивость доходов сельского населения, низкая степень монополизации по сравнению с другими отраслями экономики, необходимость развития социальной и производственной инфраструктуры, экологизации сельскохозяйственного производства, слабая привлекательность сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство (из-за высокой капиталоемкости отрасли, низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости).

Потребность в создании в  стране механизма государственного регулирования АПК, включающего  весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого  сектора в рыночной экономике. Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в силу его специфики  в полной мере и на равных участвовать  в межотраслевой конкуренции. Относительно низкодоходное сельское хозяйство, зависящее от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, отсталость в технологическом отношении, не позволяют получать от вложенных  в него капиталов достаточную  отдачу. Кроме того, увеличение объемов  производства сельскохозяйственной продукции  вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельхозтоваропроизводителей (рис. 1). Благоприятная погода может привести к перемещению кривой предложения из положения S1 в положение S2, что ведет к сокращению доходов предприятия с (а + b) до (а + с), или на величину (b — с), за счет резкого снижения цен на сельскохозяйственную продукцию вместо их увеличения.

Рис. 1. Последствия благоприятной  погоды для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет  реализовывать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким  ценам.

Следует также отметить, что сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию  не дают возможности предприятиям аграрной сферы осуществлять производство с  необходимой степенью интенсивности. 
И наконец, большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной продукции являются в последние годы причинами упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны.

Итак, государственное регулирование  необходимо для обеспечения сельскохозяйственным предприятиям равных с предприятиями  других отраслей народного хозяйства условий в осуществлении расширенного воспроизводства и получении достаточного дохода.

3. Структурные  и финансовые преобразования  и деформации в сфере аграрной  экономики. В сельском хозяйстве создается рыночная инфраструктура, осуществляются социально-экономические преобразования, преодолевается кризис сбыта, постепенно изменяется модель поведения предприятий; формируется система управления. К деформациям, требующим государственного регулирования, относится диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Информация о работе Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве