Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:41, контрольная работа

Описание

Подробную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственное предпринимательство 4
1.1 Сущность, формы и значение государственного
предпринимательства 4
1.2 Развитие государственного предпринимательства 7
1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства 10
Заключение 13
Глава 2. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственное предпринимательство.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

      этого имущества в аренде, залоге, доверительном  управлении, условия соответствующих  договоров, регулярность и полнота  поступлений платежей за пользование  имуществом;

      е) ввести обязательный аудит государственной собственности;

      и) упорядочить механизм управления государственным  имуществом, переданным в хозяйственное  ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора экономики;

      л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом  акций у государства в доверительное  управление непосредственному руководству  АО, назначенному по контракту после  победы на конкурсе предпринимательских  проектов (в этом случае достигается взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и необходимой для этого автономии в принятии им хозяйственных решений);

      м) развивать новые модели предпринимательской  деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);11

      н) введение на макроуровне системы  индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для казенных предприятий;  

      1.3 Перспективы развития государственного предпринимательства

      Государственная корпорация будет отличаться, прежде всего, тем, что в имущественном  обороте она выступит как собственник  имущества, которое государство  внесет в ее уставный капитал. Главным  отличием такой корпорации от других акционерных обществ с участием государства, станет способность последнего определять ее хозяйственную и управленческую стратегию.

      Государственные корпорации - объекты с делимой  на акции собственностью. Поэтому  государство сможет осуществлять динамичное перераспределение долей по уровням расположения собственника (федеральный, субъекта федерации, областной), субъектам (министерствам, ведомствам), осуществляющим его полномочия в определенных сферах народного хозяйства, исходя из задач усиления межотраслевой и региональной кооперации производства, его диверсификации, большей ориентации на конкретные географические или отраслевые рынки. Акцентируя внимание на сравнительных преимуществах государственных корпораций, обратим внимание на потенциальные резервы сокращения величины их трансакционных издержек в случае, если государство четко определит свои полномочия, стратегию и экономическое поведение применительно к каждой из них. Это позволит государственным корпорациям заключать со своими основными заказчиками, как правило, долговременные контракты. При работе с акциями названных эмитентов государство получит возможность оперативно трансформировать собственность, "подключая" к ней работников корпорации, внешних инвесторов, в том числе, иностранных. В этом случае корпорации будут преобразовываться в смешанные предпринимательские структуры.

      Становление смешанного предпринимательства позволит обеспечить, во-первых, новый уровень экономической свободы бывших госпредприятий, во-вторых, создать условия для полноценного общественного контроля и регулирования условий и результатов их деятельности. Оправданно в базовых отраслях экономики, в точках ее роста рассматривать участие государства в деятельности таких предприятий как долговременное, а для существенного их числа и постоянное. Основные экономические интересы государства в этом случае могут быть определены следующим образом:

      макроэкономический  интерес, отражающий потребность в решении задач стабилизации и пост кризисного развития экономики как целостной системы (в том числе формирования сложных диверсифицированных финансово-промышленных комплексов, способных успешно конкурировать на мировом рынке и др.);

        предпринимательский интерес, связанный  с получением стабильного дохода;

      реформаторский  интерес, реализуемый посредством  институциональных (пост приватизационных) преобразований, инициирующих у других акционеров рыночную мотивацию.

      Реализация  потребности в реструктуризации производства и обновлении материально-технической базы основного числа смешанных предприятий сопряжена с привлечением значительных финансовых ресурсов. Ограниченность бюджетных средств и неразвитость рынка капитала обусловливают включение в "ядро" основных акционеров наряду с государством других стратегических собственников. Оказывать определяющее влияние на выбор предприятием хозяйственной и управленческой стратегии государство сможет, имея контрольный пакет акций, размер которого колеблется от "классического" в 51% до величины в несколько раз меньшей, зависящей от уровня диффузии корпоративного капитала. Возможности такого воздействия определяются не только размером доли государства в уставном капитале акционерного общества. Самостоятельную и важную роль в их расширении играет присутствие, тем более доминирование, инвесторов с интересами, близкими или совпадающими с интересами государства. Их нахождение в числе участников предполагает наличие условий, стимулирующих приобретение и длительное сохранение ими статуса акционера. Таким образом, приоритетной для государства задачей, решаемой на этапах акционирования и пост приватизационном, является содействие (экономическое, организационно-правовое) формированию "ядра" таких акционеров. Их отличительными признаками должны быть: заинтересованность в долговременном устойчивом развитии предприятия, а следовательно, доминирование стратегических интересов; способность организационно обеспечить (в том числе, посредством передачи полномочий на управление профессионально подготовленным менеджерам) полноту использования внутрипроизводственных резервов; наличие финансовых ресурсов или возможностей их привлечения в объеме, достаточном для реструктуризации предприятия, обновления его материально-технической базы.

      Актуальными являются и другие задачи, в том  числе, осуществления эффективного контроля за менеджментом, обеспечения  связи между концентрацией власти в руках профессиональных управляющих  и развитием внешних инструментов контроля их деятельности.

      Важное направление институциональных преобразований - существенное расширение перечня задач, входящих в компетенцию органов управления государственной собственностью. Таковыми должны стать:

        информационно-аналитические (проведение  постоянного мониторинга предприятий, где имеется государственный капитал, выявление тенденций развития предприятий, сходных по отраслевой принадлежности, профилю деятельности и размерам, оценка факторов и условий, определяющих результаты их хозяйствования);

      нормативные (разработка принципов политики в сфере распределения доходов предприятий с доминирующей долей государства, критериев оценки деятельности госпредприятий разных типов, условий предоставления финансовой поддержки государства);

      предпринимательские (продажа государственных паев, покупка акций частных эмитентов, совместное с частным капиталом финансирование отдельных инвестиционных проектов и др.). 

      Заключение

      Из  всего выше перечисленного можно  сделать следующие выводы: государственное предпринимательство - это хозяйственная деятельность государства, направленная на получение государственными предприятиями прибыли на рынке товаров и услуг. Роль государственного предпринимательства не ограничивается производством общественных благ. Оно выполняет функции стимулирования приоритетных направлений научно-технического прогресса и функции естественных монополий.

      Коммерческая  деятельность государства в странах  с  рыночной экономикой позволяет  получить материальные и финансовые ресурсы для решения общенациональных задач. Однако государственное предпринимательство имеет своей основной задачей не  максимизацию прибыли, а  максимизацию общественного благосостояния.

      Государство  осуществляет предпринимательскую  деятельность в различных секторах хозяйства также и в целях  преодоления частной  монополии и сохранения конкуренции, как ключевого механизма рыночной экономики.

 

       Список использованной литературы

      Нормативные акты

      1. Гражданский кодекс РФ

      Литература

      2. Шимшилов С.С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.

      3. Экономическая теория / Под ред. Камаева В. Д. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

      4. Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.

      Интернет-ресурсы

      5. www.sovetikus.ru

 

      

    Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций 
 

Название  организационно-правовой формы Участники и  форма участия Min и max число участников Учредительные документы Формирование  уставного капитала Ответственность участников Распределение прибыли (убытков) Условия выхода участников Организация управления Условия ликвидации и реорганизации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Открытое  акционерное общество Один вид членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо численность не ограничивается Устав, учредительный  договор, заявление о регистрации Минимальный уставный капитал ОАО – не менее 1000-кратного размера минимальн оплаты труда. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. Чтобы «выйти»  из ОАО акционер продает все свои акции любому лицу. общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором) Добровольно по решению общего собрания акционеров
Закрытое  акционерное общество Один вид  членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо численность не ограничивается Устав, учредительный  договор, заявление о регистрации Минимальный уставный капитал ЗАО должен составлять не менее 100-кратного размера минимальной  оплаты труда Акционеры несут  ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций. Чтобы «выйти»  из ЗАО акционер продает свои акции обществу или его акционерам. Органы  управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором) Добровольно по решению общего собрания акционеров
Общество  с ограниченной ответственностью Предусматривает один вид членства — участник. Им может быть физическое или юридическое лицо. их возможная численность — от 1 до 50. Устав, учредительный  договор, протокол органи зационного собрания, заявление о регистрации не менее 100-кратной  величины минимального размера оплаты труда Участники несут  риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал общества Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. При выходе участник вправе: получить долю деньгами, натурой, передать часть её или всю другому лицу. Органы  управления: общее собрание участников, дирекция. Добровольно по единогласному решению его участников
Общество  с дополнительной ответственностью Предусматривает один вид членства — участник. Им может быть физическое или юридическое лицо их возможная численность — от 1 до 50 Устав, учредительный  договор, протокол организационного собрания, заявление о регистрации не менее 100-кратной  величины минимального размера оплаты труда Участники солидарно  несут ответственность своим  имуществом в равном для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. При выходе из ОДО участник вправе: получить свою долю деньгами, натурой, передать часть её или всю другому участнику Органы  управления: общее собрание участников, дирекция. Добровольно по единогласному решению его участников
Полное  хозяйственное товарищество Один вид  членства — полный товарищ. Ими могут быть индивидуальные предприниматели (ИП) и (или) коммерческие организации Число участников — не менее двух. Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления на ИП и регистрацию ПТ. Складочный  капитал этих организаций образуется в сумме долей (вкладов) учредителей (участников). Участники солидарно  несут субсидиарную ответственность  своим имуществом по обязательствам ПТ (включая тех, кто не является учредителем). Направляемая  на дивиденды прибыль, распределяется между полными товарищами пропорционально их долям в складочном капитале. При выходе из ПТ участник вправе: получить стоимость своей доли в СК (натурой — по соглашению), передать её часть или всю другому участнику (третьему лицу — с согласия остальных полных товарищей). Органы  управления: собрание участников, уполномоченный (если предусмотрен). Прекращение его  без перехода прав и обязанностей к другим лицам
Хозяйственное товарищество “на вере” Два вида членства — полный товарищ и вкладчик Численность полных товарищей и вкладчиков не ограничивается. Учредительный договор, протокол организационного собрания, заявления от полных товарищей (они становятся ИП), заявление на регистрацию ТНВ Складочный  капитал этих организаций образуется в сумме долей (вкладов) учредителей (участников). Полные товарищи несут ответственность всем своим имуществом, вкладчики — риск убытков в размере стоимости своих вкладов в складочный капитал. Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале. При выходе из ТНВ полный товарищ получает долю участия в складочном капитале, а вкладчик — стоимость своего вклада. Органы  управления: собрание полных товарищей, уполномоченный (директор) ТНВ. При выбытии  всех участвовавших в нем вкладчиках
Производственный  кооператив Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях) Не должно быть менее пяти Устав, протокол организационного собрания, заявление  о регистрации. Минимального размера паевого фонда в производственном кооперативе не существует Члены кооператива  несут субсидиарную ответственность  по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем 0.5 % обязательного Прибыль, распределяемая между участниками, делится на 2 части: дивиденды, выплачиваемые пропорционально взносам ассоциированных членов и дополнительным паям членов; кооперативные выплаты При выходе из ПК участник вправе: получить стоимость своего паевого взноса деньгами, натурой, передать его часть или весь другому Участнику (третьему лицу — с согласия остальных участников). Органы  управления: общее собрание членов; наблюдательный совет, правление или  председатель По решению  общего собрания его членов
Унитарные государственные и муниципальные предприятия Участником  предприятия является его Учредитель — уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. численность не ограничивается Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления Уставный фонд – это имущество, закрепленное за предприятием собственником  По своим  обязательствам всем своим имуществом. Не отвечает по обязательствам учредителя. Условия использования  прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем Ликвидация  предприятия осуществляются по решению учредителя — собственника его имущества Все решения  по управлению предприятием принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества По решению  его учредителей

Информация о работе Государственное предпринимательство