Должностная модль поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:57, реферат

Описание

Двойственность поведения в организации задаётся двумя базовыми факторами «интересы организации - личные интересы». Это проявляется в должностном поведении, где один фактор отражается в сознании личности как «задача - ответственность», а другой - как «справедливость - стимулы».
Фактор «задача - ответственность» определяется рабочими местами в организации, которые изучаются, описываются, корректируются представителями службы управления персоналом. На этой основе составляются Положение о подразделении, должностные инструкции, порядок проверки, перечень инструктивно-методических материалов. Эти документами определяются служебные рамки поведения руководителей и специалистов. Выполнение должностных правил предполагает обеспечение организационной стабильности путём согласования явлений, которые можно изобразить графически на примере руководителя подразделения, где центральным компонентом организационного поведения является его ответственность.

Работа состоит из  1 файл

Должностная модель поведения.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)

                     Должностная модель поведения 
 

       Двойственность поведения в организации задаётся двумя базовыми факторами «интересы организации - личные интересы». Это проявляется в должностном поведении, где один фактор отражается в сознании личности как «задача - ответственность», а другой - как «справедливость - стимулы».

       Фактор «задача  - ответственность» определяется рабочими местами в организации, которые изучаются, описываются, корректируются представителями службы управления персоналом. На этой основе составляются Положение о подразделении, должностные инструкции, порядок проверки, перечень инструктивно-методических материалов. Эти документами определяются служебные рамки поведения руководителей и специалистов. Выполнение должностных правил предполагает обеспечение организационной стабильности путём согласования явлений, которые можно изобразить графически на примере руководителя подразделения, где центральным компонентом организационного поведения является его ответственность. 

       Предписания руководящему должностному лицу и составляют организационно-психологическую основу организации. Однако на практике, руководители делают не всегда то, что им предписано, а то, что необходимо по работе. Их поведение может быть как правомочным, так и неправомочным. Если «вес» правомочного поведения снижается, а неправомочного повышается, значит необходимо пересмотреть инструктивные документы, скорректировать их под новый объём задач.

Бывает, что должностное лицо, подчиняясь диктату руководителя, делает то, что не зафиксировано в инструктивных документах. В этих случаях необходимо оценивать поведение либо с помощью санкций, либо вознаграждений.

       Если должностное лицо отказывается  выполнять круг задач, не зафиксированных  в Положении о подразделении, в должностных инструкциях, если всё реже выходит на запланированный в бизнес-плане результат, если круг обязанностей не соответствует правам должностного лица, то у руководства возникает осуждаемое поведение, а поведение должностного лица оценивается как нежелательное в случае:

если  должностное лицо отказывается выполнять  круг задач, не зафиксированных в  Положении о подразделении, в  должностных инструкциях, если всё  реже выходит на запланированный  в бизнес-плане результат, если круг обязанностей не соответствует правам должностного лица.

      Если должностному лицу не  удаётся скорректировать ситуацию, то возможны четыре варианта  его поведения: подаёт заявление  об уходе; работает, ставя себе  ограничения (продержаться сколько  можно); самовольно наделяет себя полномочиями; фальсифицирует отчётность, скрывая то, что не смог выполнить, и приукрашивая то, что выполнил.

В последних двух случаях должностное  лицо может оказаться «без вины виноватый», т. к. не мог выполнить часть работы из-за отсутствия необходимых полномочий по вине руководителя. Получается, что руководитель перекладывает свою вину на подчинённого, обвиняя его в ошибках, в нежелании работать. Так формируетсянегативная управленческая установка на подчинённых и возникает отстранённый тип поведенияруководителя. Подчинённые начинают обвинять его в некомпетентности, безответственности. Всё это перерастает в конфликтное поведение.

      Произвольное поведение - это соотношение обязанностей и прав в пользу больших полномочий. Данное поведение характеризуется вмешательством руководства в управленческие процессы так, как ему кажется правильно, навязывая нижестоящим руководителям свою волю, блокируя обратные связи. И тогда возникают ошибки по его вине, которые будут исправлять подчинённые. Такое поведение использует владелец фирмы, который по должности числится президентом, но глубоко не вникает в процессы управления, часто отъезжая по своим личным делам. Произвольное поведение может быть оправдано в критических ситуациях, когда от усилий руководителя зависит их быстрое разрешение.

      Маневренное поведение определяется сбалансированностью прав и ресурсов (человеческих, материальных, временных). Действовать ловко и предусмотрительно руководитель может только в случае грамотного просчёта будущей ситуации в своём бизнес-плане, а именно: 

- грамотного подбора сотрудников; 

- компетентности работников; 

- соответствия их количества объёму  работ; 

- своевременного поступление денег; 

- безотказной работы оборудования; 

- взаимодействия с консультантами.

      

       Руководящие должностные лица включаются в работу организации через осознание своей ответственности, которая и становится главным регулятором их организационного поведения: «За что я отвечаю конкретно?», «За что я не могу отвечать?». Ответственное поведение может рассматриваться в двух вариантах: 

- перекладывание её друг на  друга; 

- влияние группового давления. 

       Искажённые способы ответственного  поведения возникают в ситуации, когда должностное лицо оказывается  подотчётным одновременно нескольким  руководителям в иерархической лестнице. Ответственность, не предписанная должностными инструкциями, может стать примером для регулярного повторения такого поведения.

Должностные модели организационного поведения  предполагают и регламентацию в  соответствии с набором стимулов. В этой модели доминирующим является удовлетворённое или неудовлетворённое чувство справедливости.

      

        Ответственное поведение должностного  лица оказывается зависимым от  того, как отработана эта процедура.  Если имеются показатели работы на год, полугодие, квартал, месяц, зафиксированные в планах, то они мобилизируют его поведение на их достижение, но при условии, что воспринимаются им справедливыми.

     

         Фактор «стимулы - справедливость» есть оценка работником распределительных отношений на основе выявления соответствий или несоответствий, которые являются главной силой в мотивации персонала.

Н-р, показатели не соответствуют выполненному объёму работ, занижены или завышены требования, материальные вознаграждения не соответствуют ожиданиям работника, штрафные санкции несправедливы. Такого рода несоответствия в организации представляют угрозу мотивации персонала.

Самым уязвимым местом в системе справедливых отношений оказывается субъективизм. Чтобы его снизить, необходимо с  каждым должностным лицом персонально отработать критерий оценок, а не навязывать их «сверху».

       Переживание должностными лицами  чувства справедливости или несправедливости  их оценок зависит от их  мотивации. Можно выделить 4 типа  мотивации.

       Стремление к творческой самореализации. Работник ценит в работе возможность реализовать свои способности, всесторонне использовать знания, получит удовлетворение от профессионального роста. Для него важно социальное признание его профессиональных успехов. Если это не происходит, он начинает испытывать чувство разочарования.

        Чувство долга по отношению к работе. Такой работник отдаёт всего себя организации, а руководители не ценят в нём преданного сотрудника. Возникает переживание несправедливого отношения к себе со стороны высшего руководства, разочарование.

        Обеспечение достатка  самому себе. Должностное лицо работает ради денег. Эта прагматическая ориентация позволяет остро чувствовать несправедливость, если работника недооценили, недоплатив ему вознаграждение. В этом случае он может выступать в защиту своих прав. Другая сторона такой модели поведения - терпение, унижение за «хорошие деньги».

       Карьерный интерес. Должностное лицо работает в этой организации либо для того, чтобы выстроить себе карьеру, либо для использования работы в своих личных интересах. Поэтому он может быть не очень чувствительным к несправедливым оценкам, т. к. для него важно продержаться в организации для накопления профессионального опыта.

Информация о работе Должностная модль поведения в организации