Член-пайщик - социальная основа кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:25, реферат

Описание

В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и роль пайщика как основы потребительской кооперации.
2. Сформулировать перечень прав и обязанностей члена-пайщика согласно действующему законодательству.
3. Изучить нравственные качества работников современной потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 5
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЙЩИКА 9
2.1 Экономические права и обязанности пайщиков 9
2.2 Льготы и услуги пайщикам 10
3. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 13
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

Член-пайщик - социальная основа кооперации.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Потребительская кооперация Беларуси находится в стадии реформирования. Основой преобразований служат Гражданский  кодекс РБ и Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации»

Гражданский кодекс и  Закон определили направления реформирования потребительской кооперации, расширили  правовое поле системы, создали объективные  предпосылки ее развития. Потребовался новый механизм реализации на практике тех возможностей, которые открываются для стабилизации и последующего развития потребительской кооперации.

Условия деятельности потребительской  кооперации РБ в переходной экономике  требуют поиска новых решений  для возвращения системы в  международное кооперативное сообщество на принципах и ценностях Международного Кооперативного Альянса.

Реформирование потребительской  кооперации в первую очередь означает изменение отношения к пайщикам, признание пайщика главной фигурой  потребительской кооперации, а экономическое участие пайщика в деятельности кооператива - главным условием его существования;

Закон определил пайщика  центральной фигурой в потребительской  кооперации, законодательно закрепил пайщиков в статусе социальной базы системы.

Значимость темы работы заключается в том, что пайщики являются основным структурообразующим звеном потребительской кооперации, без которых она просто не может существовать. В связи с этим исследование статуса пайщиков, их льгот, прав и обязанностей, их роли в жизни потребительского кооператива является актуальной задачей.

В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить следующие  задачи:

1. Раскрыть сущность  и роль пайщика как основы  потребительской кооперации.

2. Сформулировать перечень  прав и обязанностей члена-пайщика  согласно действующему законодательству.

3. Изучить нравственные качества работников современной потребительской кооперации.

Структурно работа состоит  из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе работы рассматриваются  члены-пайщики как основа потребительской кооперации. Второй раздел посвящен изучению экономических прав и обязанностей пайщиков, предоставляемых им льгот. В третьем разделе рассматриваются вопросы нравственных качеств современных пайщиков.

В ходе написания работы использовались такие источники, как учебники по теории потребительской кооперации, законодательство РБ, газетные и журнальные публикации.

 

 

1. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ  И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ

 

Объявленная Законом  цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

Потребительские кооперативы  во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации [1, c.25].

Во многих кооперативных  организациях наблюдается тенденция  сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция  характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом [1, c.27].

Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.

Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.

Таким образом, потребительское  общество - это кооператив пайщиков, функционирующий в их интересах, а производственный кооператив - это кооператив работников, предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.

Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования  в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места персонала [2, c. 12].

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией  статус некоммерческой организации, которая  может претендовать на республиканские  и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции  выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской  кооперации состоит в том, что  она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Центральная проблема реформирования – создать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики [2, c.15]:

- во-первых, станут покупателями  преимущественно магазинов кооператива; 

- во-вторых, будут заинтересованы  сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своему кооперативу;

- в-третьих, свободные  денежные средства вложат в  хозяйственно-финансовую деятельность  своего кооператива. 

Основная ошибка теории и практики кооперативного движения Беларуси состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. В России после деноминации рубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело к политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений - резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствует уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.

Экономическое участие  пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения  прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.

Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия  пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют:

- личная мотивация  членов;

- совпадение целей  пайщиков и кооператива;

- регламентация, то  есть четкий порядок учета  экономического участия и кооперативных выплат;

- масштаб экономического  участия пайщиков, обеспечивающий  достижение целей потребительского  общества.

В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация  кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС  ПАЙЩИКА

2.1 Экономические  права и обязанности пайщиков

 

Права и обязанности  пайщиков определены Законом РБ о  потребительской кооперации и «Положением  о пайщике потребительской кооперации», а также уставами потребительских обществ.

Пайщик имеет право:

- на добровольной основе  вступать в потребительское общество  и выходить из него;

- участвовать в деятельности  потребительского общества, выбирать  и быть избранным в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

- получать кооперативные  выплаты и пользоваться льготами  в соответствии с решением  общего собрания;

- приобретать в потребительском обществе преимущественно перед другими гражданами товары (услуги), осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла, сдавать в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье на переработку, в том числе на давальческих началах;

- в первоочередном  порядке быть принятым на работу  в потребительское общество в  соответствии с профессиональной  подготовкой, образованием и с  учетом потребности в работниках, а также получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- пользоваться объектами  социального назначения на условиях, определяемых собранием потребительского  общества;

- получать информацию  от органов управления и контроля потребительского общества об их деятельности;

- обращаться к общему  собранию потребобщества с жалобами  на неправомерные действия других  органов управления и контроля  потребительского общества;

- обжаловать в судебном  порядке решения органов управления потребобщества, затрагивающих их интересы.

Пайщик потребительского общества обязан:

- соблюдать устав,  выполнять решения общего собрания  потребительского общества, других  органов управления и органов  контроля потребобщества;

- выполнять свои обязательства  перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

 

2.2 Льготы и  услуги пайщикам

 

Льготы, предоставляемые потребительской  кооперацией по социальной поддержке  пайщиков, населения и бюджетных  организаций:

- льготы, предоставляемые пайщикам за счет доставки товаров в отдаленные населенные пункты;

- реализация социально-значимых  товаров (например – хлеба)  ниже себестоимости;

- содержание планово убыточных  магазинов;

- отпуск товаров в долг организациям  социальной сферы и бюджетным  учреждениям;

- отпуск товаров населению в  долг;

- другие расходы по оказанию  социальной помощи населению.

Наряду с этим пайщик может пользоваться индивидуальными правами и льготами, в том числе приобретать (получать) преимущественно перед другими  гражданами товары и услуги в предприятиях торговли и бытового обслуживания, среди которых наиболее распространены [3, c.21]:

- прием заказов на товары, временно  отсутствующие в продаже;

- доставка приобретенных товаров  пайщикам по льготным тарифным  ставкам на перевозку автотранспортом;

- выделение автотранспорта пайщикам  на льготных условиях;

- изготовление столярных изделий;

- организация гарантированного  сбыта излишков сельскохозяйственной  продукции и сырья, произведенных  в личных хозяйствах пайщиков;

- предоставление пайщикам на льготных условиях помещений и необходимого инвентаря для проведения юбилейных, ритуальных и других мероприятий;

- организация приемов  заказов на товары на дому  и доставка их престарелым  пайщикам и инвалидам;

- переработка сельскохозяйственной продукции и сырья на кооперативных предприятиях;

- выработка колбасы  и колбасных изделий из давальческого  мяса;

- организация пошива  постельного белья, полотенец  и нижнего белья по заказам  предприятий потребительской кооперации (для пайщиков на льготных условиях);

Информация о работе Член-пайщик - социальная основа кооперации