Цены в предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание

Общественное питание представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства со своими специфическими особенностями, которая наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения и торговлей решает важные социально-экономические задачи.

Работа состоит из  1 файл

Введение (!).doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Общественное питание  представляет собой крупную, широко разветвленную отрасль народного хозяйства со своими специфическими особенностями, которая наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения и торговлей решает важные социально-экономические задачи.

Роль специалиста общественного  питания,  до недавнего времени  сводилась в основном к знаниям технологии приготовления пищи, проектированию предприятий общественного питания исходя из нормативных потребностей

населения: планированию и выполнению экономических показателей хозяйственной деятельности под управлением государства.

За последние годы значительные изменения в сфере  потребительского рынка привели  к полной самостоятельности субъектов  хозяйствования, иным взаимоотношениям между ними и органами государственной власти. Изменились и подходы к требованиям в организации общественного питания. В условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг хозяйственная деятельность предприятий требует постоянного развития, совершенствования и обновления. Предприятия самостоятельно вырабатывают стратегию и тактику своей деятельности на основе маркетинговых исследований рынка, внедрения последних достижений научно-технического прогресса, новых технологий, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства и инициативы.

Данная тема актуальна  для изучения и проведения анализа, так как на современном этапе  развития предприятий общественного  питания очень велико. Мне как  начинающему специалисту, думаю, понадобится  этот проект для своего бизнеса.

Для разработки и выполнения курсовой работы мной поставлены цели: определить предприятия общественного питания как специфический объект хозяйствования.

Для достижения целей  мной поставлены задачи. В них входит:

- Определить основные признаки функционирования предприятия общественного питания;

- Перечислить классификацию  организаций по различным признакам  (по отраслевой принадлежности, по  экономическому назначению, по уровню  специализации, по размерам);

- Узнать организационно  – правовые формы предприятий общественного питания;

- Определить производственную  и организационную структуру  предприятий общественного питания.

Итоги проведенной курсовой работы будут изложены в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

На основании ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 21.02.1994 г. N 35 и введенному в действие с 01.07.1994 г. (далее - ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Основным субъектом рыночных отношений является предприятие. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ, для производства и реализации продукции, товаров и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия общественного питания функционируют в соответствии с теми принципами, которые предусмотрены законом для предприятий других сфер деятельности. 

Раскрывая экономическую сущность предприятия общественного питания, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом; хозяйственном; отраслевом.

С юридической точки зрения предприятия общественного питания выступают как юридическое лицо, имеют те же права и обязанности в соответствии с законом, как и предприятия других сфер деятельности. Выделяют четыре основополагающих признака, на основании которых предприятие признается юридическим лицом:

1.  Организационное единство – наличие иерархии и соподчиненности органов управления, составляющих структуру предприятия, регламентация отношений между участниками.

2. Имущественная обособленность  – наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов, принадлежащих только данному предприятию и создающих материальную базу его деятельности.

3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность по всем обязательствам в соответствии с законом.

4. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица, т.е. осуществление своих гражданских прав, несение обязательств, выступление истцом и ответчиком в суде.

Хозяйственный аспект состоит в том, что объектом гражданских прав предприятия является “имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности”.

В состав имущественного комплекса предприятия общественного питания включаются:

- земельные участки;

- здания, сооружения, помещения;

- оборудование (тепловое, холодильное, механическое и т.д.);

- хозяйственный инвентарь (посуда, приборы, столовое белье, спецодежда и т.д);

- денежные средства;

- долги и права требования;

- права собственности (фирменные знаки, образцы);

- нематериальные активы.

Отраслевой основой является совокупность материально- вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.

  • Материально-вещественная структура – это общность материальных ресурсов: использование однотипных помещений, однородного производственно-технологического оборудования, сырья, однотипных предприятий.
  • Торгово-технологическая структура представляет собой совокупность однородных технологических процессов, связанных с обработкой сырья и изготовлением продукции, общность назначения продукции, методов обслуживания и продажи, однородность размещения и функциональной взаимосвязи производственных, складских, вспомогательных и торговых помещений.
  • Организационно - экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, общностью системы учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования экономических показателей деятельности.

Таким образом, все предприятия  общественного питания учувствуют в повседневной жизни граждан, тем  самым определяют свое экономическое  положение на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Предприятия общественного питания классифицируются по различным признакам. Каждый признак по-своему влияет на форму работы и обслуживания предприятия.

Классификация по отраслевой принадлежности.

  • административно-организационная,
  • продуктовая (чистая).

Классификация по размера.

Малые - до 50 человек.

Средние - от 50 до 500 человек.

Крупные - свыше 500 человек.

Особо крупные - свыше 1000 человек.

Классификация по уровню специализации.

Различают три основные формы специализации:

  • Предметная – это сосредоточение в отдельных отраслях и на предприятиях производства определенных готовых изделий, предназначенных для одной или нескольких отраслей народного хозяйства (хлебозавод);
  • Подетальная – это специализация предприятий и отраслей на изготовлении отдельных деталей или частей готового продукта (машиностроение);
  • Технологическая – это обособление в самостоятельные производства отдельных стадий или фаз технологического процесса (хлебопекарное предприятие специализируется на изготовлении сухарных плит).

Классификация по экономическому назначению.

В основу классификации  положены следующие основные признаки:

- экономическое назначение  выпускаемой продукции;

- характер функционирования  продукции в процессе производства;

- характер воздействия  на предмет труда;

- формы подчинения.

Отрасли и под отрасли  народного хозяйства можно разделить  на две большие группы:

- изготавливающие средства  производства;

-  создающие предметы  народного потребления.

В соответствии с этим по экономическому назначению продукции все производство делится на группы:

- А – производство  средств производства,

- Б – производство предметов  потребления.

К группе А относится продукция, предназначенная к использованию  в отраслях материального производства в качестве средств и предметов  труда. К предметам труда относится и продукция легкой и пищевой промышленности (отрасли АПК), которая поступает в дельнейшую переработку (мука, сахар). К этой группе можно отнести и отрасли сельского хозяйства, продукция которых идет на переработку в пищевую промышленность.

К группе Б  относятся виды продукции, предназначенные для непроизводственного потребления ) населения, отрасли непроизводственной сферы: просвещение и т.д.).

Продукция смешанного назначения распределяется (ткани, уголь). – между группами А и Б по их фактическому использованию (применяется метод межотраслевого баланса).

Классификация отраслей по признаку экономического назначения продукции  позволяет установить направление  экономического развития страны, установить долю продукции для народного  потребления или продукции, являющейся основой материального производства.

  1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Важной особенностью общественного питания является возможность обеспечения необходимых  условий для соблюдения определенного  способа организации питания и досуга с помощью выполняемых данной отраслью функций.

Как в индустриальном, так и в постиндустриальном обществе специалисты выделяют три взаимосвязанные  функции отрасли общественного  питания: производство кулинарной продукции, реализация кулинарной продукции, организация потребления кулинарной продукции.

Производственная функция является исходной. На предприятиях общественного питания происходит приготовление продукции. Затраты труда на эту функции составляют 70–90% всех затрат труда в отрасли. Производство продукции предназначено для восстановления человеком затраченной в процессе труда энергии.

Принципиальное отличие  от других отраслей производства заключается  в том, что продукция предприятий  общественного питания готова к  непосредственному потреблению, не выдерживает длительного срока хранения и транспортировки, требует срочной реализации. Поэтому производство продукции на предприятиях общественного питания и организация ее потребления объединяются во времени и в пространстве, т.е. территориально, как правило, в одном помещении. Предприятия общественного питания непосредственно связаны с потребителями их продукции.

Содержание производственных функций в разрезе отдельных  типов предприятий общественного  питания является глубоко дифференцированным. В процессе производства предприятия данной отрасли создают продукцию, имеющую стоимость, отличную от стоимости продуктов, использованных в качестве исходного сырья.

Таким образом, в процессе производства на предприятиях создается  новый продукт. Собственная продукция общественного питания поступает в реализацию с новыми потребительными свойствами и дополнительной стоимостью. Реализуя свою продукцию, общественное питание участвует в процессе осуществления товарообменных операций.

Необходимым условием, обеспечивающим взаимосвязь 
и непрерывное взаимодействие процессов производства, обмена и потребления в пределах комплексной деятельности предприятий общественного питания, является реализация торговой функции (функции реализации), которая предполагает обмен товарной формы произведенной продукции на денежную. Товарное обращение в сфере общественного питания проявляется в смене форм стоимости и собственника продукции. Произведенная продукция обменивается на денежные доходы населения и поступает в личную собственность, перемещаясь в завершающую стадию движения продукта – сферу потребления.

Торговая функция развивается  под воздействием ряда факторов: содержание и объем этой функции меняются в зависимости от численности  населения, пользующегося услугами общественного питания; качество ее выполнения зависит от расширения прогрессивных форм обслуживания потребителей и повышения качества услуг.

Итак, производственная функция выступает в качестве необходимой предпосылки выполнения функции организации питания, а торговая функция характеризуется сменой форм стоимости в условиях товарно-денежных отношений.

Основной функцией отрасли  является организация питания. Это объясняется тем, что, во-первых, данная функция присуща только общественному питанию; во-вторых, роль данной функции постоянно возрастает; в-третьих, другие функции общественного питания – производственная и торговая – способствуют осуществлению функции организации питания и являются исходными.

Информация о работе Цены в предприятиях общественного питания