Цены и их влияние на экономику предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования цен на примере конкретного предприятия (ООО «Регион») и их влияние на его экономику.
В первой главе рассмотрим основные определения, теоретические аспекты формирования цен на предприятиях в рыночных условиях.
Во второй главе будут рассмотрены механизмы разработки ценовой политики на предприятии ООО «Регион».
В третьей главе будет сформирована политика и стратегия ценообразования на фирме ООО «Регион».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Уровень и динамика цен на продукцию отраслей конкретного предприятия.
Сущность, экономическая роль цены, система цен в рыночной экономике………………………………………………………………….5
Механизмы разработки ценовой политики.
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
Динамика объемов и продаж, товарность отдельных видов продукции.
Средний уровень цен товарных видов продукции, их сравнение с полной себестоимостью, окупаемость ими затрат.
Экономическая оценка разных каналов реализации (государственный, другими предприятиями, прямые каналы).
Формирование политики и стратегии ценообразования на предприятии.
Снижение себестоимости еденицы продукции на основе повышения интенсификации производства и режима экономии затрат в соответствии с нормативами технологических процессов.
Повышение качества, конкурентоспособности продукции, анализ спроса и предложения, выбор эффективных каналов продаж. Государственное регулирование ценообразования в производстве.
Выводы.
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

курсовик экономика организации.docx

— 71.68 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

Кафедра экономики и управления предприятиями

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»

по теме: Цены и их влияние  на экономику предприятия

 

 

 

 

Исполнитель: Минченко Е. И.,

Группа: ЛОГ-10Э1

Руководитель: Храмцова  Н. А.

 

 

 

Омск 2011

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Уровень и динамика цен на продукцию отраслей конкретного предприятия.
    1. Сущность, экономическая роль цены, система цен в рыночной экономике………………………………………………………………….5
  2. Механизмы разработки ценовой политики.
    1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
    2. Динамика объемов и продаж, товарность отдельных видов продукции.
    3. Средний уровень цен товарных видов продукции, их сравнение с полной себестоимостью, окупаемость ими затрат.
    4. Экономическая оценка разных каналов реализации (государственный, другими предприятиями, прямые каналы).
  3. Формирование политики и стратегии ценообразования на предприятии.
    1. Снижение себестоимости еденицы продукции на основе повышения интенсификации производства и режима экономии затрат в соответствии с нормативами технологических процессов.
    2. Повышение качества, конкурентоспособности продукции, анализ спроса и предложения, выбор эффективных каналов продаж. Государственное регулирование ценообразования в производстве.
  4. Выводы.
  5. Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не  просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. В связи с переходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде – ценовая политика предприятия является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию  его  имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену, чтобы получить прибыль.  Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования. Теория стоимости и в настоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросов теоретической экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами в рыночной экономике, восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественной полезности.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия  — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить  цену таким образом, чтобы она  не оказалась слишком высокой  или слишком низкой. Цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономистами после отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.

Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать выводы на основе проведенной курсовой работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические и  практические аспекты формирования цен на  примере конкретного предприятия (ООО «Регион») и их влияние на его экономику.

В первой главе рассмотрим основные определения, теоретические аспекты формирования цен на предприятиях в рыночных условиях.

Во второй главе будут  рассмотрены механизмы разработки ценовой политики на предприятии ООО «Регион».

В третьей главе будет  сформирована политика и стратегия ценообразования на фирме ООО «Регион».

Четвертая глава посвящена  выводам и предложениям, способным  улучшить деятельность предприятия  в целом.

 

 

 

1. Уровень и динамика цен на продукцию отраслей конкретного предприятия.

1.1 Сущность, экономическая роль цены, система цен в рыночной экономике.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в  равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Ценообразование представляет собой  процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование2.

В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативой (Прерогатива лат. praerogativa, от praerogativus — запрошенный первым, первым подающий голос) сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию  или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где  формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного  ценообразования заключается в  том, что цены устанавливаются здесь  в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут  регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства  становится установление общих подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в  предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в  решении таких вопросов, как определение  рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций.

Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Это  сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения  проявляются, главным образом, через  рынок. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Другое определение цены имеет  более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения  ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цены применяются в любой  экономической системе, но формируются  и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как  внешний регулятор, инструмент воздействия  со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования  рынка.

Цена - рыночный фактор, находящийся  под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

По классической схеме возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает предложение  (рынок потребителя), то цена увеличивается,  и наоборот; если спрос равен  предложению, то устанавливается  равновесная цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к  снижению цены и ее стабилизации  на определенном уровне; конкуренция  между покупателями (рынок производителя)  вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается  установлением завышенных цен  на продаваемые монополиями товары  и заниженных на покупаемые  ее товары.

Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует  как ценовой механизм, который  состоит из 2 частей:

  • цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
  • ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.

Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует:

  • нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
  • верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

Экономическая природа цены проявляется  в двойной роли, которую она  играет на рынке:

  • цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
  • цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов5.

В экономике действует множество  различных видов цен, образующих систему, которая находится в  постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено постоянно изменяющимися  условиями производства и сбыта  продукции, товаров. Цены, составляющие систему, тесно взаимосвязаны и  взаимозависимы.

Во-первых, они образуются на единой методологической основе. Под методологией понимается совокупность общих принципов, правил и методов ценообразования. Методология формирования цен является единой для всех уровней управления (предприятие, отрасль, сфера товарного  обращения), поэтому она не зависит  от того, кто и на какой период устанавливает цены. Наличие методологической основы – необходимое условие  создания системы цен, это стратегия  ценообразования всего хозяйственного комплекса, предполагающая разработку концепции ценообразования, механизма  ее реализации и создание системы  управления этим процессом.

Одним из важных методологических элементов  являются принципы ценообразования, представляющие собой постоянно действующие  основные положения, определяющие характер формирования системы цен. В экономической литературе выделяют следующие основные принципы: научность, целевая направленность, непрерывность, единство ценообразования и контроля.

Научность обоснования цен заключается  в познании и учете действия объективных  экономических законов рыночной экономики, под влиянием которых  складываются цены: закона стоимости, закона спроса и предложения. Кроме  того, реализация этого принципа предполагает глубокий анализ конъюнктуры рынка, изучение действующей системы цен  и их динамики, исследование спроса, издержек, качества товаров и продукции, выявление основных рыночных факторов, определяющих характер изменения цен  и тенденций развития производства, прогнозирование уровня спроса, издержек, цен, то есть предполагает получение  и использование объективной  информации о всех составляющих процесса ценообразования.

Целевая направленность предполагает определение приоритетных экономических  или социальных целей развития хозяйственного комплекса страны и построение такой  системы цен, которая способствовала бы их решению. Например, в современных  условиях главной задачей является обеспечение роста промышленного  и сельскохозяйственного производства в стране, следовательно, ценообразование  должно способствовать реализации этой задачи (введение налоговых льгот, торговая политика государства, субсидирование производства). Для стимулирования освоения новых технологий и выпуска  высококачественных товаров на них  устанавливаются более высокие  цены, позволяющие производителю  получить максимальную прибыль. Ценовые  приоритеты и целевая направленность ценообразования зависят от состояния  экономики, поставленных задач и  меняются на каждом этапе развития.

Информация о работе Цены и их влияние на экономику предприятия