Бизнес-план-основа успеха деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
«..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность», - писал знаменитый американский экономист Пол Самуэльсон.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)
ter"> 

 

 

 

 

 

 

 

2.СОСТАВ, СТРУКТУРА И ОБЁМ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

2.1.Краткое изложение, или резюме бизнес-плана

 

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов бизнес-плана. Состав и структура бизнес-плана также зависят от предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

              В зависимости от цели составления бизнес-плана, разделы могут разрабатываться с различной степенью конкретизации. Хотя не существует жестко регламентированная форма и структура бизнес-плана, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия. Например, возможна следующая структура бизнес-плана:

1.      Идентификация, цель и описание бизнеса (реквизиты организации, характеристика форм собственности, его текущее состояние, перспективы развития и т.д.);

2.      Краткое изложение проекта (цели и стратегии развития);

3.      Анализ рынка (сегменты рынка и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, доля рынка, барьеры выхода на рынок);

4.      План маркетинга (прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет);

5.      План производства (характеристика выпускаемой продукции);

6.      Менеджмент и кадры (управление организацией, включая краткие биографические данные руководителей);

7.      Финансы (фонды и их использование, определение сроков возврата кредита);

     Конкретный набор разделов бизнес-плана определяется, пре­жде всего, масштабами производства на предприятии и числом сфер его деятельности.

Особенность производственного бизнес-плана в том, что это продукт внутренней планово-управленческой деятельности руко­водства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых мас­штабов производства. Отличаться бизнес-планы могут принципа­ми детализации их отдельных разделов.                                          Бизнес-план предприятия не представляет­ся ни в какую финансово-налоговую службу соответствующей территории для контроля и представляет собой важнейшую коммерческую тайну. Руководство предприятия должно опреде­лить порядок, систему защиты тех сведений, которые содержат­ся в этом документе.                                                                                    Бизнес-план в более раз­вернутом виде может включать следующие разделы: план маркетинга и объем продаж; план технического развития и совершенствования органи­зации производства; технико-экономические нормы и нормативы; план материально-технического обеспечения производства; труд и трудовые доходы коллектива; план капитальных вложений; финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли; риски предприятия; план социального развития коллектива; юридический план; план внешнеэкономической деятельности; план охраны природы.                           

Бизнес-план предназначен для потенциальных инвесторов, через которых, как правило, ежедневно проходит не один бизнес-план. С первых слов инвесторы должны убедиться в экономической эффективности и реализуемости проекта. Для этого нужно грамотно составить резюме бизнес-плана.

Объем резюме не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку если оно не произведет  благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план просто не станут смотреть.              В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.[1]                                          Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.              В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.                                                        В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

 

2.2.Анализ рынка

 

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, раздел бизнес - плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.

Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:

- определение типа данных, которые нужны;

- поиск этих данных;

- анализ данных;

- реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.

Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, то есть общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных, климатических, а главное - от экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и так далее.

Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, то есть той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать.

В итоге такого анализа можно, в конце концов, определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать.

Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказание услуг) в конкретных условиях деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который необходимо установить, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.

Естественно, что при этом нужно собрать информацию и о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж.

Поэтому необходимо ответить на следующие вопросы:

      Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

      Много ли внимания и средств они уделяют рекламе?

      Их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.

      Какой уровень цен на их продукцию? Какова их политика цен?

Оценивать своих конкурентов нужно предельно трезво. Но не бояться их, а указывать те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые открывают для вас реальный шанс добиться успеха.

Ну и, естественно, четвертый этап – это реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.[1]

 

2.3.Описание проектируемой продукции, характера бизнеса

 

Эта часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описывается то продукт или та услуга, которые предлагают будущим покупателям и ради производства которых задумывается весь проект.

Здесь потребуют предельной четкости и прежде всего ответа на вопросы:

      Какие потребности призван удовлетворить продукт или услуга?

      Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг) конкурентов и предпочитать?

      Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности продукта или технологии?

Очень важный и часто забываемый деловыми людьми момент – наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью технологии. Об это камень регулярно спотыкаются в переговорах с зарубежными бизнесменами ученые и конструкторы.

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому в бизнес-план надо обязательно поместить фотографию или очень хороший рисунок   товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление.

В данном разделе бизнес-плана должна быть указана примерная цена товара и стоимость затрат, которые пойдут на его производство. Из этого ориентировочно можно определить и размер прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.                                                                                                                Очень важно четко охарактеризовать основные качества товара, преимущество его дизайна и особенности упаковки, в которой он будет продаваться. Всё это имеет особое значение для товара, предназначенного для продажи на мировом рынке, а теперь и – на внутреннем.

При отборе продуктов, которые предназначаются для внешнего рынка, полезно рассмотреть и оценить успешность их реализации на внутреннем рынке. Необходимо помнить, что продукты, которые предназначаются для внешнего рынка, требуют специфических оценок с точки зрения функций, цены и эстетики.    

Цель раздела характер бизнеса бизнес-плана заключается в том, чтобы объяснить: на чем вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.

Решение о том, каким видом деятельности заняться, что она будет представлять собой в течение ближайших пяти лет, по существу, самое важное, которое предстоит принять. Всякий бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. Поэтому центральным становится вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на представлениях о будущем деле. Если здесь будет допущена серьёзная ошибка, то шансы на успех заметно уменьшается.

Данный раздел бизнес – плана должен содержать ответы на следующие вопросы:

1.      Каким бизнесом занимаетесь? С каким видом деятельности он в основном связан – с торговлей, промышленностью, сферой услуг? Какие товары будете производить или какие услуги оказывать? Кто является потребителем продукции?

2.      Каково предложение дел в фирме? Что это – стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной?

3.      Каково юридический статус фирмы – единоличное владение, партнёрство или корпорация? Если только начинаете своё дело, то юридические и налоговые предпосылки создания нового предприятия достаточно сложны,  понадобится совет юриста или бухгалтера.

        1. Почему дело обещает быть прибыльным или иметь хорошие перспективы для развития?
        2. Когда фирма начинала (начнёт) функционировать?

6.      Какова продолжительность рабочего дня или недели?

Трудно всего дать ответ на первый вопрос, поскольку он является стержневым и включает в себя все другие вопросы. Здесь определённо нельзя отделяться одной фразой вроде: « специализируется на продаже даров моря оптовым и розничным покупателям»[1]. Имея чёткое представление о целях предприятия, сможете осмысленно подойти к планированию будущей прибыли.   

 

2.4.План маркетинга

 

Для того чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных, предприятию необходимо иметь план маркетинга. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать производимую продукцию.

Маркетинг применяется при следующих условиях:

1.      Насыщение рынков товарами. «Рынок покупателя».

2.      Острой конкуренции, усиление борьбы за покупателя.

3.      Свободных рыночных отношений.

4.      Полной самостоятельности фирмы в выборе целей, задач, управления, структур, окладов. В распределении средств по статьям бюджета и т.д.

При реализации плана маркетинга необходимо основываться на следующих принципах:

1.      Принцип понимания потребителей.

Основан на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры.

2.      Принцип «Борьба за потребителей»

Реализуется воздействием на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, реклама, сервис, дизайн, цена и т.д.) Суть этого принципа – борьба за потребителя, а не сбыт товаров

3.      Принцип «Максимального приспособления производства к требованиям рынка»

Данный принцип состоит в том, чтобы вся деятельность фирмы основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Он ставит производство товаров и услуг в функциональную зависимость от запросов рынка и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.

              При определении стратегии маркетинга необходимо исходить из 5 возможных концепций маркетинговой деятельности:

1.      Концепция совершенствования производства (производственная).

Утверждающая, что товары и услуги фирмы найдут  сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по ценам.

2.    Концепция совершенствования товара.

Утверждает, что на рынке найдут сбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшим качеством, лучшими характеристиками и эксплуатационными показателями.

3.    Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая).

Информация о работе Бизнес-план-основа успеха деятельности организации