Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию безработица, исследовать ее причины и виды;
2. Проанализировать конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы;
3. Рассмотреть инвестиционную политику и занятость;
4.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы, а так же основные направления государственного регулирования рынка труда.

Содержание

Введение
1. Сущность безработицы
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды. Естественный уровень безработицы и его измерение. Кривая А. Филлипса
1.2 Конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы
1.3 Инвестиционная политика и занятость
2. Экономические и социальные последствия безработицы
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа безработица.doc

— 450.50 Кб (Скачать документ)

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в  недопроизводстве валового национального  продукта, отставании фактического ВВП  от потенциального ВВП. Наличие циклической  безработицы (когда фактический  уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (gapGDP) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

,(1.6)

где Y - фактический  ВНП,

Y* - потенциальный  ВВП.

Зависимость между  отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической  безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

,(1.7)

где u - фактический  уровень безработицы,

u* - естественный  уровень безработицы,

(u - u*) - уровень  циклической безработицы,

в - коэффициент  Оукена (в> 0).

Этот коэффициент  показывает, на сколько процентов  сокращается фактический объем  выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается  отставание), если фактический уровень  безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

,(1.7)

где Yt - фактический ВВП данного года,

Yt-1 - фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам,

ut - фактический уровень безработицы данного года,

ut-1 - фактический уровень безработицы предыдущего года,

3% - темп роста  потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом;

2 - коэффициент,  показывающий, на сколько процентов  сокращается фактический ВВП  при росте уровня безработицы  на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%).

Этот коэффициент  был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

2. Особенности  состояние безработицы в Республике  Мордовия

В 2006 - 2008 годах  в Республике Мордовия наблюдалась  тенденции экономического роста. Об этом свидетельствуют рост большинства  макроэкономических показателей и  другие существенные позитивные изменения. Хорошими темпами развивается промышленное и сельскохозяйственное производство, увеличиваются объемы строительства жилья, успешно реализуются приоритетные национальные проекты, растет жизненный уровень населения.

Улучшение инвестиционного климата в республике позволило привлечь финансовые средства как для развития уже действующих производств, так и для открытия новых. Приоритет в развитии экономики принадлежит высокотехнологичным и наукоемким производствам.

Указанные процессы сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, а расширение сферы услуг, развитие инновационных направлений деятельности - возникновением новых профессий.

Несмотря на позитивные изменения в экономике  республики, ситуация в сфере занятости населения оставалась сложной.

2009 год - год  мирового кризиса. Безработица,  сокращения штатов и массовые  увольнения - эти понятие, которые  казалось "канули в лету", опять  тревожат население многих стран,  Россию в целом, так и ее  отдельные регионы в особенности.

По данным Федеральной  службы государственной статистики численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей  численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2009 г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2 %, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7 %.[19,с.5].

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, в 2008 году численность экономически активного населения составила 474,4 тыс. человек, из них 463,0 тыс. человек (97,6%) были заняты в экономике (Приложение А). Занимались поиском работы и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицировались как безработные 11,4 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных в 2008 году находилась в пределах 5,2 тыс. человек (45,6 % от общего числа безработных). Динамика уровня безработицы по методологии МОТ представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы по методологии  МОТ, %

Неравномерное распределение рабочих мест, а  также различия в социально-экономическом  положении сохраняют дифференциацию муниципальных районов республики по уровню безработицы и коэффициенту напряженности на рынке труда. Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное более чем в 3,6 раза, а коэффициент напряженности - в 79,6 раза.

На рынке труда республики сохраняется дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. Модернизация производства, развитие и расширение применения новых наукоемких технологий привело к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. За годы реформ большинство организаций свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем на образовательном рынке услуг  наблюдается подъем, проявляющийся  как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Структура профессионального  образования смещена в пользу высшей школы. Доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в экономически активном населении с 2006 по 2008 год возросла с 25,6 до 27,3 процента[8,с.11].

Однако потребность  работодателей в специалистах с  высшим профессиональным образованием ниже, чем соответствующее предложение на рынке труда. В банке вакансий республики 88,8 процента вакансий приходится на рабочие профессии, большинство из которых связаны с использованием мужского труда. Основную долю в составе безработных граждан составляют женщины (67,8%), лица с низкой конкурентоспособностью (инвалиды; молодежь без практического опыта работы; женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе, и другие). Доля безработных граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 46,9 %, не имеющих основного общего образования - 1,8 %. (Приложение Б).

Рынок образовательных  услуг не готов оперативно реагировать  на изменение спроса, что не позволяет  решить проблему дефицита квалифицированных  рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рынке труда. Профессиональное переобучение (переподготовка, повышение квалификации) не стало массовым и продолжает ориентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающиеся в трудоустройстве[5,с.10].

Негативное  влияние на республиканский рынок  труда оказывают также такие  факторы, как недостаточная информированность  молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда; наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором; низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях. Низкий уровень оплаты труда привел к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы экономики, а также к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, то есть невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Низкое качество рабочих мест привело к высокой  текучести и нехватке рабочей  силы на работах, связанных с тяжелым  физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, а также к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями[6,с.2].

После 2005 года, когда в трудоспособный возраст  вошло поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, происходит не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения. В настоящее время естественная убыль населения имеет устойчивый и долговременный характер вследствие снижения рождаемости и высокой преждевременной смертности. Потери населения трудоспособного возраста составляют ежегодно около 4,0 тыс. человек[9,с.15].

Сокращение  численности населения в трудоспособном возрасте, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, становится существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста в отдельных отраслях.

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует повышенная миграционная активность населения. Но в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем миграции (сумма прибытий и выбытий) уменьшился за счет сокращения числа прибывших на 15,4% и числа выбывших на 7,4 %. Две трети всего миграционного объема республики приходится на внутриреспубликанскую миграцию. Этот вид миграции, как и в прошлые годы, характеризуется оттоком населения из сельской местности в городскую местность. Республика Мордовия теряет своих постоянных жителей за счет межрегиональной миграции: в другие регионы России убывает людей в 2 раза больше, чем приезжает в республику. Миграционная убыль по этому потоку в 2008 году составила 2408 человека.

Приоритетные  задачи социально-экономического развития республики требуют модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда республики, внедрения инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения.

3. Государственная  политика занятости

3.1 Содержание  государственной политики занятости

Согласно российскому  закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда[7,с.27].

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных  пределов повышение уровня занятости  населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

- развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защиту национального рынка труда;

- обеспечение  равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

- осуществление  мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; и др.);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, прежде всего для граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

- объединение  усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия