Баланс розничного товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 19:47, контрольная работа

Описание

Розничный товарооборот – один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………..3
Задание 2………………………………………………………………….16
Задание 3………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  динамики товарооборота позволяет  выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления  отдельных товаров, перспективы  изменения товарооборота в целом  и по товарным группам. На основе установленных закономерностей изменения товарооборота прогнозируется ого развитие.`

     При анализе динамики товарооборота  осуществляется сравнение его размера  в отчетном периоде c прошлым (базисным) периодом. Выбор базы для сравнения  определяется конкретными задачами анализа. B результате сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, среднегодовой темп роста. Среднегодовой темп роста может исчисляться по средней геометрической:

      (5)

     где T – среднегодовой темп роста;

     (n – 1) – число членов рядов, за исключением базисного периода;

     Уо –товарооборот начального периода;

     Yn – товарооборот конечного, последнего периода.

     При сравнении степени выполнения товарооборота  и его интенсивности за ряд  лет или по отдельным торговым подразделениям и организациям используется показатель абсолютного значения одного процента роста или снижения розничного товарооборота. Этот показатель исчисляется как отношение его прироста в денежном выражении к приросту, выраженному в процентах.

     Имея  динамический ряд по товарообороту, следует вы явить основную тенденцию  товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как  может развиваться в дальнейшем товарооборот, т. e. рассчитать прогноз  общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста [6]. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании товарооборота. Прежде чем производить расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития товарооборота математически через какое-либо уравнение: прямой (если он растет равномерно) или кривой типа параболы второго порядка (если товарооборот растет c некоторым ускорением) и т. д.

     Уравнение прямой выражается:

     

     где а 0,1 параметры уравнения;

     t – порядковый номер периодов, моментов времени, года;

       – выравненный объем товарооборота за период t.

     Для нахождения параметров уравнения прямой (а0 и а1) репщется система уравнений:

     

     

     где n –число лет,

     y – фактический объем товарооборота.

     Кривая  параболы второго порядка выражается функцией:

     

     Параметры а0,1,2 определяются путем решения уравнений:

     

     

     

     В случаях, когда среднеквaдратическое отклонение и коэффициент вариации по параболе меньше, чем по ypавнению прямой, то экстраполировать (прогнозировать) объем товарооборота следует по ypавнению параболы [2].

     Факторный анализ розничного товарооборота.

     Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической связи c объемом реализации. Для изучения детерминированных моделей могут применяться любые аналитические приемы и способы, соответствующие типу модели [6].

     Фaкторы, связанные c товарными фондами (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:

     

     где Nр – объем розничной реализации;

     Nэaпl запасы товаров на начало периода;

     Nп – поступление товаров;

     Nвыб- прочее выбытие товаров;

     NзапII –запасы товаров на конец периода.

     Балансовая  модель позволяет определить любое  слагаемое на основе остaльных.

     Так, товарооборот (объем розничной реализации) рассчитывается:

     Nр = Nп + NзапI – NзапII – Nвыб (6)

     Каждое  из алгебраических слагаемых товарного  баланса соответствующим образом  влияет на объем розничного товарообоpота. Увеличение начaльных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации [7]. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации, их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

     Влияние на сумму реализации того или иного  слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или  путем балансовой увязки, т.e. определения разницы между фактическими и плановыми величинами.

     B случаях, когда формула, отражающая  зависимость между обобщающим  показателем и показателями-факторами,  представляет собой алгебраическую  сумму, величину влияния каждого  показателя-фактора можно исчислить проще – методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между фактическими плановым значениями показателя – фактора. Влияние:

     начального  запаса товаров: N1запI – N0 запI;

     поступления товаров: Nп1 – N0п ;

     прочего выбытия товаров: N1выб – N0выб ;

     конечного запаса товаров: N1запII –N0запII ;

     общее отклонение: N1p – N0p .

     Методику  расчета влияния различных элементов  товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

     Однако  рассмотренная модель не позволяет  оценить влияние эффективности  использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется  другая модель (вторая группа факторов) – модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

      (7)

     где Nр –объем розничного товарооборота;

     Коб – коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

     Nзап – средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

     Ускорение товароо6орачиваемости ведет при  прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению о6орачиваемости, – самостоятельный раздел экономического анализа.

     K третьей группе факторов, влияющих  на объем розничного товарооборота,  относятся трудовые факторы: численность  работников, организация и производительность  труда.

     Численность торговых работников – важный показатель торговли.. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи c открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.

     Факторная модель имеет вид:

       (8)

     где Ч – среднесписочная численность работников;

     B – выработка.

     Объем розничного товарооборота может  быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест (M), количества рабочих дней (Тр), продолжительности рабочего дня Тсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место ВЧ, число смен (Чс):

     =М∙Тр∙Тсм∙ВЧ∙Чс (9)

     Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. B качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:

  • нагрузка на 1 м2 товарной площади – H;
  • фондоотдача основных средств – Fo.

     Соответственно  факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:

     Nр  =Н ∙ Пт.з. (10)

     где Пт.з площадь торгового зала;

     Nр  =S∙Fo (11)

     где S – cреднегодовая стоимость основных средств.

     Анализ  факторных моделей товарооборота  позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торгового предприятия.

     Изучение  взаимосвязи товарооборота и  производительности труда, товарооборота  и нагрузки на 1 м2 площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться c применением корреляционно-регрессионного анализа [9].

     Кроме факторов, сгруппированных по четырем  направлениям, на товарооборот оказывает  влияние множество других факторов или параметров, таких, как:

  • ценовая эластичность спроса;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на сервисное обслуживание и т.д.

     Влияние этих факторов изучается c применением  методов математической статистики, в частности корреляционно-регpессионого  анализа.

     Методика  детерминированного факторного анализа, основанная на применении трaдиционных  методов, не позволяет дать оценку всех факторов в комплексе. Анализ проводится по описанным ранее группам факторных моделей.

     Детерминированный факторный анализ, опираясь на простейшие модели зависимости товарооборота  от размера и эффективности использования  отдельных видов ресурсов, позволяет обнаружить наиболее уязвимые звенья управления, возможности которого значительно расширяются с применением методов управленческого экономического анализа ресурсного обеспечения предприятия [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     16. Рассчитать размер оптового товарооборота  оптовой базы  по продаже бакалейных товаров предприятиям розничной торговли анализируемого региона.

     Сделать анализ,  по результатам которого представить обобщающие выводы и  дать  предложения  по увеличению оптового товарооборота и совершенствованию  его структуры.

     Таблица

     Изменение оптового товарооборота

 
 
 
Показатель
Предшествующий  год Отчетный  год Динамика, %
план факт процент  выполнения плана Отклонение (+,-)
Розничный товарооборот: Продовольственные товары (региональный  рынок), млн. р. 4230 4540 4650 102,42 2,42 109,93
В т.ч. бакалейные товары: доля  в %%                                          

              в млн. руб.

30

1269

32

1452,8

 
32,7

1520,55

104,66 4,66 119,82
Валовой оптовый товарооборот бакалейных товаров

в %% к розничному товарообороту

      в млн. руб.

29,0

368

32,0

464,9

 
37,0

562,6

121,0 21,0 152,9
Оптово-складской  товарооборот:

в сумме, млн.руб.

в процентах  к валовому оптовому товарообороту

220

59,8

350

75,3

463

82,3

132,3 32,3 210,5
Транзитный  товарооборот, всего,  млн. руб. 

В том числе:

    с  участием в оплате, в %%

           в млн. руб. 

    без  участия в оплате, в %% 

              в  млн. руб.

148 
 

32

47,4 
 

68

100,6

114,9 
 

40

34,8 
 

74,9

65,2

99,6 
 

42

42,2 
 

57,6

57,8

86,7 
 

121,3 
 
 

88,7 

-13,3 
 

21,3 
 
 

-11,3 

67,3 
 

89,0 
 
 

85,0 

Удельный  вес транзита в оптовом обороте, %  
40,2
24,7 17,7 71,7 28,3 44,0
Балансовая  прибыль, млн. руб.  
29,4
39,5 54,6 138,2 38,2 185,7
Рентабельность  оптовой торговли в % к оптовому товарообороту  
8,0
8,5 9,7 114,1 14,1 121,3

Информация о работе Баланс розничного товарооборота торгового предприятия