Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:24, курсовая работа

Описание

В связи с актуальностью темы целью работы является проведение общей оценки предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии». Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.

Содержание

Задание на курсовой проект .3
Исходные данные .4
Реферат .5
Введение .6
Глава 1. Описание предприятия.
1.1 Основные виды деятельности…………………………………………..........9
1.2 Организационно-правовые особенности предприятия................................................14
1.3 Внутренняя среда предприятия …....................................................................................16
1.4 Внешняя среда предприятия …..........................................................................................18
1.5 Стратегия развития предприятия …..................................................................................19
1.6 Оценка основных конкурентов предприятия ….............................................................23
Глава 2. Анализ финансовых документов
2.1 Отчет по прибыли……………………………………....………………........25
2.2 Анализ баланса…………………………………………………………........ 27
Глава 3. Анализ ключевых индикаторов.
1. Анализ эффективности использования основного и оборотного
капитала …..........................................................................................................30
3.2 Анализ рентабельности…………………………………………………....33
3.3 Анализ доходности………………………………………………………...35
3.4 Анализ ликвидности и платёжеспособности ….........................................37
3.5 Анализ финансовой устойчивости………………………………..………39
3.6 Анализ деловой активности …........................................................................42
Глава 4. Выводы и рекомендации.
Выводы и рекомендации …..................................................................................... 45
Список используемой литературы ………………………………… …..............48
Приложение 1 …........................................................................................................... 49
Приложение 2…………………………………………………………………… 50

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Министерство  образования и науки РФ

ГОУВПО  Самарский государственный технический  университет

Кафедра «Экономика промышленности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа                                                                 по предмету «Экономика предприятия» 

Тема: «Анализ  финансового состояния           предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии»

Вариант № 27. 
 
 
 

Выполнил: 2-ИЭФ-3

Трофимова О.Ю.  
 

Принял: к.э.н., доц.

Ильина  Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2010 

Содержание

Задание на курсовой проект .3

Исходные  данные .4

Реферат .5

Введение .6

Глава 1. Описание предприятия.

1.1 Основные  виды деятельности…………………………………………..........9

1.2 Организационно-правовые  особенности предприятия................................................14

1.3 Внутренняя среда предприятия …....................................................................................16

1.4 Внешняя  среда предприятия …..........................................................................................18

1.5 Стратегия  развития предприятия …..................................................................................19

1.6 Оценка  основных конкурентов предприятия  ….............................................................23

Глава 2. Анализ финансовых документов

2.1 Отчет по прибыли……………………………………....………………........25

2.2 Анализ  баланса…………………………………………………………........ 27

Глава 3. Анализ ключевых индикаторов.

    1. Анализ эффективности использования основного и оборотного

капитала  …..........................................................................................................30

3.2 Анализ  рентабельности…………………………………………………....33

3.3 Анализ  доходности………………………………………………………...35

3.4 Анализ  ликвидности и платёжеспособности  ….........................................37

3.5 Анализ финансовой устойчивости………………………………..………39

3.6 Анализ деловой активности …........................................................................42

Глава 4. Выводы и рекомендации.

Выводы  и рекомендации …..................................................................................... 45

Список  используемой литературы ………………………………… …..............48

Приложение 1 …........................................................................................................... 49

Приложение 2…………………………………………………………………… 50 
 

   ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.  

   1. Описание предприятия  и его продукции 

   1.1. Изучите экономическую информацию  о Вашем предприятии, выберите вид его деятельности, дайте ему имя (название), опишите выпускаемую продукцию (оказываемые услуги).

   1.2. Обоснуйте выбор организационно-правовой  формы, раскройте ее особенности  и отличительные черты.

   1.3. Опишите внутреннюю среду предприятия,  основные используемые факторы  производства.

    1. Опишите внешнюю среду предприятия (макро- и микросреду), покажите влияние на спрос ее основных факторов.
    2. Опишите стратегию развития предприятия.
    3. Дайте характеристику основных конкурентов Вашего предприятия.

2. Анализ производственно-хозяйственной  деятельности 

предприятия.

  2.1. Составить отчет предприятия  «МеталлСервисТехнологии»:

        - по прибыли;

        - баланс.

   2.2. Провести анализ отчетов предприятия  за два года по следующим  группам показателей: 

                 - показатели деловойактивности;

                 - показатели рентабельности;

                 - показатели доходности (операуионный анализ с построением      графика нахождения точки безубыточности;

                - показатели ликвидности и платежеспособности.

    1. Составить заключительную объяснительную записку по результатам   анализа.

                                                                     

Исходные данные.

Таблица 1.Исходные данные (тыс.д.е)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат.

Ключевые  слова: активы, баланс, деловая активность, доходность, ликвидность, материальные активы, нематериальные активы, оборотный капитал, пассивы, платежеспособность, рентабельность, финансовая устойчивость, финансовые активы.

Курсовой  проект содержит           50 страниц;

                 4 таблицы;

                                                            4 главы;

                                                               2 графика;

                                                               3 рисунка.

В первой главе «Описание  предприятия»:

дается  анализ предприятия, раскрывается форма его работы, описывается его продукции и сбыт, конкурентный анализ, маркетинговая стратегия и обоснование цены.

Во  второй главе «Анализ  финансовых документов»:

проводится  анализ основных финансовых документов, таких как:

    -  отчет по прибыли;

    -  анализ баланса.

В третьей главе  «Анализ коючевых индикаторов»:

проводится  анализ ключевых индикаторов, таких  как:

            - эффективность использования основного и оборотного капитала;

            - рентабельность;

            - доходность;

            - ликвидность и платёжеспособность;

            - финансовая устойчивость;

            - деловая активность.

В четвёртой главе  «Выводы и рекомендации»:

сделаны выводы по проведённой работе и приведены  рекомендации.

Список  литературы содержит 6 источников.

    • ВВЕДЕНИЕ

       Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий.  С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

       Анализом  финансового состояния  предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие  службы, так  же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита  и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет  и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия.  Основными факторами, определяющими финансовое состояния  предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности  собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассива и актива, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.

       Содержание  анализа вытекает из функций. Одной  из таких функций является - изучение характера действия экономических  законов, установление закономерностей  и тенденций экономических явлений  и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Другая функция анализа - оценка результатов  деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. 

       Таким образом, видно, какую значимость имеет  оценка финансового состояния предприятия, и что данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при  переходе к развитой рыночной экономике.

       Поэтому в настоящее время можно наблюдать  такую ситуацию: появилось достаточно большое количество переводной и  отечественной литературы на эту  тему, содержащей рекомендации по расчету  финансовых коэффициентов, но возникает  проблема выбора определенной методики, которая соответствовала бы предприятию конкретной отрасли и условиям, в которых оно находится.

       В связи с актуальностью темы целью  работы является проведение общей оценки предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии». Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.

       Для  достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • выявление изменения показателей финансового состояния предприятия;
    • выявление фактов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
    • оценка количественных и качественных изменений в финансовом положении предприятия;
    • оценка финансового положения предприятия на определенную дату;
    • определение тенденций изменения финансового состояния предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  ЗАО «МеталлСервисТехнологии». 

       
      1. Основные  виды деятельности.

                  Начав свою деятельность в 1996 году с прямых поставок качественной финской черепицы, компания выросла в мощное современное предприятие с собственной производственной базой. В октябре 2007 года в эксплуатацию был сдан завод, который осуществляет производство металлочерепицы, профнастила и водосточных систем. Мощность предприятия позволяет удовлетворить спрос строительных компаний всего региона.

       Завод "МеталлСервисТехнологии" - это современное высокотехнологичное предприятие, ориентированное на производство тонколистовых кровельных материалов. Прокат металлочерепицы компания осуществляет на новейшем финском оборудовании ("Монтеррей", "Супермонтеррей"): работают линии по производству профилированного настила С-8, 20-х профилей и водосборных комплексов (водосточных систем, желобов и пр.). Для того, чтобы спектр кровельных материалов и комплектующих был действительно полным, на заводе налажен выпуск необходимых доборных элементов.

       Долговечность и прочность не единственные требования, предъявляемые к кровельным материалам. Для заказчика важны и эстетические свойства покрытий, ведь при правильном подходе кровля становится украшением здания. "МеталлСервисТехнологии" предлагает широкий выбор цветовых решений. Производственные возможности в этой сфере постоянно расширяются, и уже сегодня в ассортименте компании порядка 100 вариантов цветов.

       Важный  аспект: изделия производятся по индивидуальным заказам, с соблюдением размерных характеристик конкретного объекта, что позволяет избежать перерасхода материалов.

        Профнастил (Профлист) – широко применяется  в строительстве, как в промышленном, так и в коттеджном. Профнастил (Профлист) - это долговечный материал, сочетающий в себе массу достоинств, он имеет небольшой вес, широкую цветовую гамму, удобен при транспортировке, и прост в монтаже.

        Профнастил (Профлист) производится из холоднокатаной горячеоцинкованной стали с различной толщиной металла – от 0,4 до 1,2мм – оцинкованный профнастил, а также с различными видами полимерных покрытий.

        Профнастил (Профлист) можно условно классифицировать по месту применения. В качестве отделочного материала для внутренней и наружной отделки стен обычно используется профнастил с небольшой высотой профиля, так как он позволяет экономить материал, а нагрузка, испытываемая им не очень велика.

        Профнастил (Профлист)часто применяется как  кровельный материал при строительстве  жилых и производственных зданий, навесов, складов. Для настила кровли обычно используется профнастил с высотой профиля не ниже 20мм, часто с дополнительными ребрами жесткости, обеспечивающими более высокую несущую способность. Кроме того, профнастил находит широкое применение при устройстве временных и постоянных ограждений, внутренних перегородок, отделочных панелей. Эффективен при замене деревянных перекрытий во время реконструкции старых зданий и в качестве несъемной опалубки при строительстве зданий без несущих перегородок.

        Профнастил (Профлист) может изготавливаться  любой длинны от 0,5до 12 м.

        Изготовление  в короткие сроки 1-2 дня. 
     
     
     

        Рисунок 1.Водосточная система  прямоугольного сечения. 

        - Тип системы - "Knudson" (амер.), усиленный  для российского климата.

        - Оцинкованный металл с покрытием  пластизол 200 мкм с тисненной структурой (Германия).

        - Структура внешнего покрытия - тиснение, толщина 200 мкм, внутренняя сторона  покрыта лаком.

        - Лучшие показатели по сопротивлению  коррозии и механическим повреждениям.

        - Держатели желобов из 4-мм горячекованной  стали с порошковой окраской.

    • Модный и современный дизайн.

        Сэндвич-панели — легкие бескаркасные трехслойные панели, состоящие из двух внешних стальных профилированных листов и слоя утеплителя из экспандированного пенополистирола или базальтовой минераловатной плиты на синтетическом связующем.

        Типы  и размеры сэндвич-панелей№ п/п Наименование панелей Тип длина, мм Ширина (монтажная), мм Толщина, мм

        1 Панель стеновая МВ 500-16000 1200 50, 60, 80, 100, 120, 125, 150, 175, 200, 225, 250, 300

        2 Панель стеновая ПП 500-16000 1200 50, 60, 80, 100, 120, 125, 150, 175, 200, 225, 250, 300

        3 Панель кровельная МВ 1000-16000 1000 50, 60, 80, 100, 120, 150, 200, 250, 300

        4 Панель кровельная ПП 1000-16000 1000 50, 60, 80, 100, 120, 150, 200, 250, 300

        По  типу изоляционного материала панели деляться на марки МВ и ПП.

        МВ  – плиты минераловатные, ПП –  пенополистирол. 

        Рисунок 2. Структура сэндвич-панелей. 

        Рисунок 3. Чердачная лестница LWS Smart.

        Чердачная лестница L WS Smart изготовлена из сосны, состоит из трех или четырех секций. Укомплектована утепленной крышкой люка (толщина крышки с утеплителем – 36 мм), облицованной ДВП древесного цвета. Органично вписывается в потолок, обшитый вагонкой.

        Чердачная лестница LWK Komfort

        Чердачная лестница LWS Komfort изготовлена из сосны  высшего качества и укомплектована утепленной крышкой люка (толщина крышки с утеплителем – 36 мм), облицованной ДВП белого цвета, что делает ее практически незаметной при установке в светлом или белом потолке. Состоит из 3- или 4-х секций.

        Основные  достоиства вентилируемого фасада с облицовкой металлическим сайдингом.

         • Высокие прочные характеристики.

         • Длительный срок службы (не менее 30 лет)

         • Пожаробезопасен.

         • Не выгорает на солнце.

         • Значительные температурные деформации, сохраняет прочность при низких и высоких температурах (от -60°С до +120°С).

         • Обеспечивает надежную защиту стены и утеплителя от погодных воздействий.

         • Широчайший выбор цветов и покрытий, в т. ч. "металлик" и "хамелион".

         • Индивидуальный раскрой, минимизирующий отходы.

         • Полная комплектация системы.

         • Подконструкция позволяет сглаживать неровности стены до 150 м.

         • Монтаж без "мокрых" процессов может выполняться в любое время года. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       
      1. Организационно-правовые особенности предприятия.

          Данное предприятие «МеталлСервисТехнологии» является закрытым акционерным обществом (ЗАО).

         Закрытое  акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).

       Закрытое  акционерное общество, создается, с  целью получения прибыли и  может заниматься любой не запрещенной  законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности — не ограничен, если иное не установлено Уставом Общества.

       Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых  другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.

       Уставный  капитал общества составляется из номинальной  стоимости акций общества, приобретенных  акционерами. Минимальный уставной капитал 100 МРОТ (десять тысяч рублей). Уставной капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества. Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

       При внесении не денежного вклада для  определения рыночной стоимости требуется оценка, производимая независимым оценщиком и учредители, по соглашению между которым оценивается имущество вносимое в оплату акций не могут оценить выше, чем оценил независимый оценщик.

       Высшим  органом управления в ЗАО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах"). Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом.

       Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например Генеральный  директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным  исполнительным органом общества (например директор и дирекция либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

       Совета  директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство  деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

       Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью общества общим собранием  акционеров избирается ревизионная  комиссия (ревизора) общества. Члены  ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

    Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

    Закрытое  акционерное общество —является  довольно распространенной формой ведения предпринимательства в Российской Федерации после общества с ограниченной ответственностью. При относительно небольших затратах на его создание, и относительно простой отчетностью—эта организационно-правовая также является одной из наиболее привлекательных форм ведения бизнеса. При этом акционерное общество считается более солидной формой ведения бизнеса (особенно при ведении бизнеса с иностранными партнерами). Если участник захочет выйти из общества с ограниченной ответственностью, то ему должна быть выплачена его доля, в действительном размере, на основании данных бухгалтерского учета. В акционерном обществе акционер может продать акции. Требовать покупки акций обществом акционер может лишь в строго определенных Законом случаях.

      1. Внутренняя среда предприятия.

             В сфере развития персонала ЗАО «МеталлСервисТехнологии» основывается на том, что персонал – одна из главных его ценностей, и деятельность компании в этой области направлена на повышение профессионального уровня сотрудников, обеспечение полной реализации их потенциала и создании личной заинтересованности в достижении компанией поставленных целей.

               Ежегодно реализуемая различные программы,  включающие  в себя мероприятия по осуществлению качественного подбора работников, обучению и повышению квалификации персонала, работе с молодыми специалистами, совершенствованию системы морального и материального стимулирования кадров, созданию условий для участия сотрудников в рационализаторской и научно-исследовательской деятельности.

               Формами материального стимулирования персонала являются оплата труда с регулярной индексацией, обеспечивающая достойный уровень жизни, а также система поощрений и премий, выплачиваемых в зависимости от качества решения поставленных задач и степени достижения запланированных результатов в производственной деятельности.

              Одной из важнейших форм деятельности предприятия является социальная программа, которая берёт на себя обязанность заботиться о сотрудниках предприятия их семьях и близких.

               Данная программа обеспечивает достойную заработную плату, в том числе и без задержек, обеспечение иногородних работников жильём, а так же перспективами карьерного роста.

                 Важным аспектом внутренней жизни предрриятия является и бесплатное обучение и переобучение сотрудников, создания различных Научных центров для самореализации и саморазвития.

        Не  мало важным фактором внутренней среды  предприятия является его инфраструктура. В частности ЗАО «МеталлСервисТехнологии» для нужд своих работников содержит и развивает собственную социальную инфраструктуру. В нее входят дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, дом культуры, стадионы и спортзалы, пансионаты и т.д. И всем этим может пользоваться любой работник предприятия. При этом предприятия берет на себя все основные расходы.

              В планах компании так же дальнейшее расширение производственных мощностей, освоение новых технологий, оснащение завода современным оборудованием, позволяющим увеличить число наименований продукции. Успех компании держится на трех китах: качестве продукции, технологичности производства и профессионализме сотрудников. 
     
     

       1.4 Внешняя среда  предприятия.

       С компанией "МеталлСервисТехнологии" уже сотрудничают многие строительные предприятия и собственники объектов недвижимости. Каждому клиенту компании гарантированы индивидуальный подход и предельное внимание к заказу.

       По  мимо этого «МеталлСервисТехнологии» сотрудничает только непосредственно с заводами-изготовителями либо с их официальными представителями-дилерами, торговыми домами, избегая услуг различных посреднических фирм.

          Одним их надежных сотрудников  для «МеталлСервисТнехнологии»  является ЗАО "Металлпроф". Перспективы  дальнейшего развития с данным предприятием связаны на базе сотрудничества и  объединения производств.

          Особое внимание предприятие  уделяет качеству реализуемых товаров. В каждом сбытовом обществе созданы и функционируют собственные испытательные лаборатории анализа качества продукции, в которых осуществляется тщательный контроль качества на всех этапах движения производства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       
      1. Стратегия развития.

         Стратегическое  планирование есть систематизированный  и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время  оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

             Стратегии предприятий должны  быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

         ЗАО «МеталлСервисТехнологии» придерживается стратегии стабилизации, помимо нее  существуют следующие виды стратегий:

         Стратегия роста.

         Она состоит из пяти этапов:

    1. Стадия  планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.
    2. Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап  очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируются узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.
    3. Стадии проникновения.
    4. Ускоренный рост.
    5. Переходная стадия.

         Начальная стратегия

               Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

         Стратегия проникновения.  

             Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.

            После достижения этих целей и проведя все необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к следующей стратегии.

         Стратегия ускоренного роста.

              Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попыток разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации,  следующей стратегии. 
     

            Стратегия переходного периода.

           Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть, не допуская длительной стагнации.

            Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

            Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях:

    • начало предпринимательской деятельности;
    • молодая компания, борющаяся за своё  выживание;
    • одно-продуктовое специализированное предприятие;
    • диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.

             Именно поэтому стратегических альтернатив роста в хозяйственной практике может быть предложено очень много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность.

         Стратегия стабилизации и выживания.

              В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной  в наступательно оборонительную стратегию  -  стратегию стабилизации.

         Стратегия стабилизации.

             Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:

    • экономия с чётким намерением быстрого оживления;
    • сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;
    • стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

           Стратегия выживания.

              Стратегия  выживания - чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является  стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных  действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием  быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы:

    • перестройка управления,
    • финансовая перестройка,

         ●         перестройка маркетинга 

         1.6 Характеристика основных  конкурентов предприятия.

           Несмотря  на то, что каждый рынок имеет  свой  уникальные  особенности, всё  же есть нечто общее в том,  как  осуществляется  конкуренция  на  разных рынках  и,  следовательно,  суть  конкуренции  может  быть  выражена   единой аналитической  концепцией,  используемой  для  выявления  природы  и  оценки интенсивности конкуренции.

           Соперничество среди  конкурирующих  продавцов.  Каждая  фирма  следует своей  собственной конкурентной стратегии для завоевания  лучшей  позиции и выгод от конкурентного преимущества.

           Сила, мощь,  с  которой  продавцы  товара  борются  за  более  сильную рыночную позицию в отрасли  или в конкурентном преимуществе  является  лучшим индикатором «пульса»  конкуренции.

           Прибыль  побуждает  конкурирующие  фирмы  развивать  свои   стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

           Черты  конкурентных   взаимодействий   фирм   можно   охарактеризовать следующим образом:

    • Фирмы  борются  за  более  выгодную   рыночную   позицию,   которая проявляется,  в  конечном  счёте,  в  стремлении  каждого   завоевать   свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);
    • Конкурирующие  стратегии  фирм  и  пути  реализации  этих  стратегий различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о  том,  что  и как будет работать на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что  вообще юридически   законно    (антимонопольное    законодательство,    разрешающее конкурентные действия и т.д.).

           Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения позиции или  с  целью  защиты  уже   завоёванных   преимуществ).   Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит,  с  одной  стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой  стороны,  от действий  фирм-соперников. Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

           Конкуренция    со    стороны    товаров,    являющихся    заменителями конкурентоспособных  с точки зрения цены. Часто  фирмы,  принадлежащие к одной отрасли,  находятся в тесной конкурентной  борьбе  с фирмами в других  отраслях  из-за  того,  что их продукция является  хорошим заменителем.  Конкурентные  силы,  возникающие вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.

                 Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей создают потолок  цен для производителя, в то же время,  потолок  цен  ограничивает  потенциальную величину прибыли.

                 Во-вторых,  производитель   товаров   или   услуг   может   выделить товар/услугу качеством,  уменьшением  цены  путем  сокращения  издержек  или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем  больше зависят продажи товара от изменения цен  заменителей,  тем  сильнее  влияние конкурентных сил заменителей.

                 В-третьих,  конкуренция  со  стороны  заменителей  зависит  от   того, насколько легко покупатель может  предпочесть  заменитель  (это  зависит  от стоимости «переключения» покупателя на товар-заменитель).

                 Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления  на производителя со стороны производителей заменителей является  темп  прироста продаж.

          Структура рынка поставок и производства черепицы  в нашей стране достаточно разнообразна. Прямую конкуренцию продукциям предприятия составляют такие предприятия как «МеталлСервис-Москва» и «МеталлСервис-Новосибирк», за границей в странах СНГ конкуренцию составляет предприятия подобной деятельности на Украине, в Белоруссии. Явными преимуществами продукции  является качество производимой продукции. Показателями качества являются множество грандов и дипломов полученных в этой номинации.

    Глава 2. Анализ финансовых документов.

       2.1 Отчёт по прибыли.

              Отчет по прибыли отражает изменение чистого остатка активов (капитала владельцев компании) в результате коммерческих операций компании. Остаток нераспределенной прибыли на конец периода входит составной частью в капитал владельцев фирмы. Это одна из основных форм бухгалтерской отчетности. Является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения величины чистой прибыли.

          Таблица 2. Отчёт по прибыли (тыс.д.е.)  
     
     

          Из отчета по прибыли видно, что выручка из реализации в 2010 году стала больше по сравнению с 2009 годом на 6,35% (это объясняется увеличением спроса на продукцию и, следовательно,  увеличением продаж),производственные издержки увеличилось на 7,69% (затраты на сырьё, материалы) это связано с тем, что  предприятие закупило больше объема сырья у организации, занимающийся промышленными заготовками, которые необходимы для производства; возросли административно-управленческие издержки на 4%, реализационные издержки увеличились на 7,14%, прибыль до вычета 20% составила 1900 тыс.д.е. по сравнению с 2009 годом, когда она равнялась 2000 тыс.д.е.  Издержки по выплате процентов снизились на 40% по сравнению с 2009 годом, прибыль без экстраординации результатов увеличилась и составила 1600 тыс. д.е. в 2010 году. Величина балансовой прибыли увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 6,67%  - 100 д.е., налог на прибыль увеличился  на 6,67%,хотя и не изменилась процентная ставка, чистая прибыль увеличилась и составила в 2010 году 1280 тыс.д.е.

          Проанализировав данный отчет можно сделать вывод, что для предприятия 2010 год стал более выгодным ,чем 2009 год. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        2.2 Анализ баланса.

         Бухгалтерский баланс — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении, призванный характеризовать её финансовое положение на определённую дату, элемент бухгалтерской отчетности.

         Имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: в одной части — активы, то есть требования и вложения; во второй — пассивы, то есть обязательства и капитал.

         Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

         Таблица 3. Баланс предприятия . (тыс.д.е.) 

          
     
     
     

        

      Из  таблицы видно, что за 2 года активы предприятия выросли на 4,89%. Это произошло за счёт:

    1. Увеличения основного капитала на 3,80% ( земля и здания на 3,23%, оборудование на 4,17%,  транспортные средства на 5,88% ). Нематериальные активы остались прежними.
    2. Роста оборотного капитала на 5,84%, что является следствием возрастания запасов сырья на 14,29%, незавершенного производства на 13,64%, запасов готовой продукции на 4,76%, товарных дебиторов на 5,88%,но денежные средства  на расчетном счету уменьшились на 4,62% и кассовая наличность уменьшилась на 28,95%.

      Пассивы баланса характеризуются собственными и заемными средствами, собственные  снизились на 2,16%; а заемный капитал возрос: долгосрочные увеличились на 2.04%, короткосрочные обязательства возросли на 13,89%.

           Из баланса видно, что  заемные средства созданы в основном за счет короткосрочных  обязательств, поэтому финансовое положение фирмы является неустойчивым, так как с капиталом короткосрочного использования необходимо постоянная оперативная работа, направленная на контроль над своевременным их возвратом.

         Из выше сказанного следует, что руководство предприятия необходимо найти оптимальное состояние собственного и заемного капитала для повышения эффективности своей деятельности. На основании отчета по прибыли и анализа баланса предприятия необходимо рассчитать основные показатели ликвидности, платежеспособности, рентабельности предприятия, чтобы получить представление о перспективах хозяйственной деятельности и недостатков в управлении. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Глава 3. Анализ ключевых индикаторов.

      1. Анализ эффективного использования основного и оборотного капитала.

                  Капитал    в   материально-вещественном   воплощении   подразделяется   на основной и оборотный капитал.

         К   основному   капиталу   относятся   материальные   факторы   длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование, и т.д.

         Он  служит в течение ряда лет. Основной капитал в большинстве случаев  отождествляется с основными  фондами предприятия. Однако понятие  основного капитала шире, т.к. кроме основных   фондов      зданий,   сооружений,   и   т.д.,   представляющих   его значительную   часть,   в   состав   основного   капитала   включается   также незавершенное   строительство  и  долгосрочные   инвестиции  -  денежные средства, направленные на прирост запаса капитала.

         Различают     2      основных     показателя,      отражающих     эффективность использования основного  капитала: фондоотдача и фондоемкость.

    1. Фондоотдача – это показатель, который показывает, какую выручку предприятие имеет от вложения основного капитала.

               ФО= выручка от реализации/основные фонды

                ФО2009=31500/7900=3,99

                ФО2010=33500/8200=4,09

    В 2010 году фондоотдача повысилась, хотя и незначительно, что свидетельствует о том, что в этом году предприятие более эффективно использовало свои основные фонды, чем в предыдущем году.

    1. Фондоёмкость – величина, обратная фондоотдаче. Она показывает, какой необходимо иметь основной капитал, чтобы произвести и реализовать продукцию на 1 д.е.

               ФЕ=1/ФО=ОФ/РП

               ФЕ2009=1/3,99=0,25

               ФЕ2010=1/4,09=0,24

         Понижение фондоёмкости ведет к повышению  эффективности производства.

    1. Рентабельность ОКпоказывает какая прибыль предприятия получает с 1 рубля одного оборотного капитала.

               Рок= прибыль до начисления %/ср год стоймость ОК

                Р2009=2000/7900=25,32%

                Р2010=1900/8200=23,17%

         По  поллученным результатам видно, что рентабельность основного капитала снизилась. Это может быть вызвано  причинами, не зависящими от ухудшения использования производственных фондов, например, за счет производства дорогостоящих    изделий,    занижения    цен    на    новые    изделия    сужения использования рабочей силы и т.д.

         4. Коэффициент оборачиваемости - показывает какой объем реализованной продукции, мы можем получить с 1 д.е. оборотного капитала.

      Коб=выручка  от реализации/оборотный  капитал 

      Коб2009= 31500/9080= 3,47

           Коб2010= 33500/9610=3,49

       Критерием оценки эффективности оборотных средств служит фактор времени, чем дольше оборотные средства прибывают в одной и той же форме (денежных или товарных) при равных условиях ниже их использования и наоборот.

         Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использования оборотных средств. Если число оборотов совершенные оборотным капиталом растет или остается стабильном, то предприятие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы . Снижение числа оборотов совершенные в рассматриваемый период свидетельствует о спаде темпов развития предприятия. Длительность оборота в 2009 году составила — 3,47, в 2010 году — 3,49.

    1. Длительность оборота.

    Длительность  оборота - это показатель эффективности использования оборотных средств предприятия, показывающий время за которое осуществляется один оборот.

      Тоб=(365*ОбК)/РП

      Тоб 2009=(356*9080)/31500=105,21

      Тоб 2010= (365*9610)/33500=104,7

    Длительность  оборота уменьшилась.

    1. Ретабельность оборотного капитала.

    Рентабельность  оборотного капитала показывает, какую прибыль предприятие получает с одного рубля оборотного капитала.

      РОбК=(прибыль до начисления %/оботный капитал)*100%

      РобК 2009 = (2000/9080)*100%=22,03%

      РобК 2010 = (1900/9610)*100%=19,77%

    Рентабельность  оборотного капитала понизилась, что  свидетельствует о небольшом  снижении прибыли от вложения в производство оборотных средств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         3.2.Анализ  рентабельности.

        Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала.

        Предприятие является рентабельным если доходы от реализации продукции покрывают издержки производства и кроме того образуют суммарную прибыль достаточную для нормального функционирования предприятия.   
         Ключевой индикатор отражает прирост всего вложенного капитала называется уровнем общей рентабельности.

               Робщ = (прибыль доначисления %/активы)*100%

               Робщ2009 = 2000/16980=11,78%

               Робщ2010 =1900/17810=10,67%

            Уровень общей рентабельности понизился в 2010 году, что связано с тем, что понизилась прибыль до начисления процентов.

             Уровень общей рентабельности это основной ключ индикатор при анализе рентабельности предприятия. Если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня её общей рентабельности необходимо вычислить дополнительно ещё 2 ключа индикатора:

    • Рентабельность оборота
    • Число оборотов капитала

    Рентабельность  оборота – показывает какую прибыль предприятие получает с 1 руб реализуемой продукции

                        Роб = (приболь до начисления %/выручка от реализации)*100%

                         Роб2009 = 2000/31500=6,35%

                         Роб2010 =1900/33500=5,67%

          Рентабельность оборота в 2009 году составила 6.35%, а в 2010 – 5,67%. Это означает, что с каждым рублём рентабельность продукции получает соответственно 6.25 коп и 4.24. Снижение рентабельности оборота означает менее эффективное  ведение хозяйственной деятельности.

    Число оборотов капитала – отражает отношение валовой выручки ( оборота капитала )к величине его капитала.

                          Чок = выручка от реализации продукции / активы

                          Чок2009 =31500/16980=1,86

                          Чок2010 = 33500/17810=1,88

             Число оборотов капитал повысилось, это связано с тем, что выручка от реализации повысилась в меньшей степени, чем активы предприятия. 

    Рентабельность  собственного  капитала – показывает, какую прибыль предприятие получает с 1 руб собственного капитала.

                 Рск = (приболь до начисления % / собственный капитал)*100%

                    Рск 2009 = 2000/8800=27,72%

                    Рск 2010 = 1900/8610=22,06%

         Снижение  рентабельности собственного капитала связано с  уменьшением прибыли до начисления процентов.

         Рентабельность  продукции  - показывает, какую прибыль предприятие получит с 1 руб. текущих затрат.

             Применение этого показателя наиболее рационально при контроле над  прибыльностью (убыточностью) отдельных видов товара, внедрение в производство новых видов продукции и снятия с производства не эффективных видов товара.

            Рпр = прибыль до начисления % / Ʃ издержки

            Рпр 2009 = 2000/(13000+2500+14000+500+0)=2000/30000=6,67%

            Рпр 2010 = 1900/(14000+2600+15000+300+0)=1900/31900=5,96%

              Рентабельность продукции снизилась, следовательно,  продукция стала менее востребованной. 
     
     
     

      3.3 Анализ доходности 

           Доходность  отражает соотношение между доходами и тенденциями расхода предприятия. При рассмотрении показателя доходности большое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные.

    1. Постоянные издержки – под ними понимают издержки сумма, которых в данный период времени не зависит от  объема и структуры производства и реализации продукции.

           Изд пост = 30%реализационные изд+30%производственные изд +     адм  упр изд + изд по выплате %

           Изд пост2009 = 0.3*14000+0.3*13000+2500+500=11100

           Изд пост 2010 = 0.3*15000+0.3*14000+2600+300=11600

    1. Переменные издержки – это такие издержки общих величин, которые на данный период времени находятся в непосредственной зависимости от объема производства и реализации, а так же от структуры ассортимента при производстве и реализации нескольких видов продукции.

          Изд пер = 70%реализационных изд+70%производственных изд +экстраординарные расходы

          Изд пер 2009 =0.7*14000+0.7*13000+0=18900

          Изд пер 2010 =0.7*15000+0.7*14000+0=20300

    1. Величина покрытия – это разница между выручкой от реализации и величиной переменных издержек.

                   ВП = выручка от реализации – переменные издержки

                   ВП2009 = 31500-18900=12600

                   ВП2010 = 33500-20300=13200

           Коэффициент покрытия - первый ключевой индикатор, при помощи которого можно оценить степень доходности предприятия.

                Кпокр = (велечина покрытия / выручка  от реализации)*100%

                   Кпокр 2009 = (12600/31500)*100% =40%

                   Кпокр 2010 = (13200/33500)*100% =39,4%     

          Коэффициент покрытия это величина, которая зависит от цены реализации, от величины переменных издержек (т.к. от них зависит величина покрытия) и от структуры сбыта, т.е. от валовой выручки. Из расчетов видно, что коэффициент снизился на 0.59% в 2010 году по сравнению с базовым периодом.

    1. Бесприбыльный оборот – показывает соотношение между частью величины покрытия идущий на формирование прибыли и постоянными издержками. Бесприбыльный оборот соотноситься такому объему реализации, при котором величина прибыли до начисления процентов равна нулю.

        БО = постоянные издержки / коэффициент покрытия

        БО2009 = 11100/0,4 = 27750

        БО2010 =11600/0.394 = 29441,62

    1. Запас надёжности – показывает уязвимость фирмы со стороны возможного уменьшения валовой выручки и определяет как % выручки может потерять предприятие прежде, чем окажется в условии бесприбыльного оборота.

    ЗН = ((валовая выручка  – бесприбыльный  оборот) /

    валовая выручка) *100%

                          ЗН2009 = ((31500-27750)/31500)*100% =11,9%

                          ЗН2010 = ((33500-29441,62)/33500)*100% =12,11%

         Расчитанный показатель определяет, какой процент  валовой выручки (выручка от реализации продукции) может потерять предприятие  прежде , чем окажется в условиях бесприбыльного оборота.

         Расчёты показывают, что фирма стала более  приспособленной к возможному изменению  валовой выручки. 
     
     
     

      1. Анализ  ликвидности и  платёжеспособности.

            Ликвидность – организации определяет наличием у неё ликвидных средств и отражает способность в любой момент совершать необходимые расходы.

            В практике аналитической работы используют систему показателей ликвидности;3 показателя:

    1. Коэффициент текущей ликвидности – характеризует общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации (норма больше 2-2.5)

            Ктл = оборотный капитал / задолженности короткосрочные

                   Ктл2009 = 9080/7200 = 1,26

                   Ктл2010 =9610/8200 = 1,17

          Полученные значения меньше нормы, в 2010 году ещё больше уменьшилось.

                 2.      Коэффициент срочной ликвидности – определяется как отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности кроткосрочных обязательств.  Этот коэффициент показывает какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет не только наличности и ожидаемых поступлений за отпущенную  продукцию, но и выполненные работы или оказанные услуги.

        Ксрл = (ДС+КФВ+ДЗ)/Задолженность  кроткосрочная 

        Ксрл 2009 =(16980+1700)/7200=2,12

        Ксрл  2010 =(17810+1800)/8200=1,95

                  Полученный коэффициент также подтверждает неблагоприятность финансового положения данной организации, т.к она не в состоянии своевременно оплатить свои счета.

              3.   Коэффициент абсолютной ликвидности – исчисляется как отношение денежных средств и быстро реализуемых ценных бумаг краткосрочная задолженность. Коэффициент показывает какая часть текущей задолженности может быть погашена на данный состав баланса или другую конкретную дату. (норма больше 0.2)

                      Кабс.л = ДС+КФВ / З.крат

                       Кабс.л2009 = 16980/7200 = 2,36

                       Кабс.л2010 = 17810/8200 = 2,17

                  4. Важным критерием в оценки финансового положения является платежеспособность – определяется её возможность и способность своевременно погашать свои внешне обязательства. Таким образом  предприятие считаются платежеспособным если сумма оборотных активов (запасов, денежных средств) больше или равно его внешней задолженности.

    Кпс = (собственный к-л / активы) *100%

        При расчете коэффициента платежеспособности используется значение собственного капитала, т.к. именно за счет него покрываются убытки, которые могут возникнуть в процессе экономической деятельности предприятия. Если коэффициент платежеспособности больше или равен 50%, то считается нет причин беспокойства за её платежеспособность.

        Кпс2009 = (7900/16980)*100 = 46,52%

        Кпс2010 = (8200/17810)*100 =46,04%

                 Коэффициент платежеспособности меньше 50%, это значит руководство предприятия следует побеспокоится по поводу банкротства и закрытия фирмы.

                    5. Для анализа платежеспособности предприятия большое значение имеет изучение показателя чистый оборотный капитал – показывает каким объемом свободных ресурсов обладает организация для формирования оборотных активов .

          ЧОбК = оборотные активы – краткосрочные обязательства

                  ЧОбК2009 = 9080-7200 = 1880

                  ЧОбК2010 = 9610-8200 = 1410 
     

      3.5 Анализ финансовой  устойчивости 

           Финансовая устойчивость – это способность субъекта хозяйствования функционирования и развиваться, сохраняя равновесие своих активов и пассивов в изменении внутренней и внешней среде гарантирующие его платёжеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

        Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточном собственном капитале, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учётом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходов и широких возможностях привлечения заемных средств. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платёжеспособности и создания условий самофинансирования.

         Показатели финансовой устойчивости с одной стороны, характеризуются финансовой независимостью предприятия, с другой стороны, степенью защищенности привлеченного капитала.

         Они рассчитываются на основании данных пассива баланса:

    1. Коэффициент собственности:

        Ксобоб / валюта баланса

        Ксоб 2009=8800/16980= 0,52

        Ксоб 2010=8610/17810=0,48

                           Данный бухгалтерский баланс свидетельствует об уровне значения коэффициента собственности, т.е. примерно половина имущества организации формируется из собственных источников. 

    1. Коэффициент финансовой устойчивости:

        Кфу= (Ксоб ср-вадолгосроч )/ валютный баланс

        Кфу 2009=(8800+980)/16980=0,58

        Кфу2010 =(8610+1000)/17810=0,54

                  Этот коэффициент показывает удельный вес технических источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. 

    1. Коэффициент финансирования:

        Кф= Собств ср-ва / Заемные ср-ва

        Кф2009=8800/(980+7200)=1,08

        Кф 2010=8610/(1000+8200)=0,94

         Этот  коэффициент показывает, какая часть  организации финансирования из собственных средств, а какая из заемных. Чем выше этот коэффициент, тем надежнее для банков и кредиторов финансирование.

         Если  коэффициент Кф<1, то это может  свидетельствовать об опасности  платёжеспособности и затруднении  получения кредита.

         Особое  внимание при оценки структуры источников имущества предприятия должно быть уделено способу их размещения в  активы. Считается оптимальным, если за счет собственного капитала сформированы основные средства и часть оборотных  средств. С этой целью рассчитывается показатель инвестирования.

    1. Показатель инвестирования:

    Показатель  инвестирования = Собств ср-ва / ОК

                     ПИ2009=8800/7900=1,11

                     ПИ2010=8610/8200=1,05

           Т.е. собственные средства покрывают  основной капитал и небольшую  часть оборотных средств.

           Способность предприятия выполнять свой обязательный анализ и через структуру собственного капитала, по данным баланса построим аналитическую таблицу: 
     

    Таблица 4.Размещение собственного капитала (тыс.д.е.) 

           КОСС=ОбКсоб/ОбК  (норма больше 0,1)

           КОСС2009=900/9080=0,099

           КОСС2010 = 410/9610=0,043

           Как видно по данным таблицы собственный  капитал предприятия не только полностью  покрывает фактическую стоимость  внешних оборотных активов, но  и направлено на формирование оборотных  средств т.е. организация располагает  собственными оборотными средствами

           Данный  КОСС показывает, что в 2009 году предприятие  вполне укладывается в установленный  норматив, но в 2010 году значение этого  показателя уменьшилось на 0,056, что  говорит о том, что предприятие  в 2010 году перестало располагать достаточными значениями собственных оборотных средств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3.6  Анализ деловой  активности.

            Деловая активность коммерческих организаций проявляется  в динамике её развития для достижения поставленных целей и задач, что  отражает натуральные стоимостные показатели эффективности использования экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.

            Показатели деловой  активности отражают уровень оборачиваемости, как всего имущества предприятия, так и отдельных её частей, а  так же оборотных собственных  и заемных средств.

    1. Общий коэффициент оборачиваемости капитала, характеризует объём реализованной продукции на 1 руб средств вложенных в деятельность предприятия. Его рост в динамике рассматривается, как благоприятная тенденция.

          Кобщ  об= Выручка от реализации/Активы

          Кобщ  об 2009= 31500/16980=1,86

          Кобщ  об 2010=33500/17810=1,88

          Общий коэффициент оборачиваемости снизился в 2010  году, что свидетельствует  о неблагоприятной тенденции  развития предприятия.

             2. Коэфициент оборачиваемости товарных запасов:

                    Коб тз=Выручка/Товарные запасы

                    Коб тз2009=31500/2100=15

                    Коб тз2010=33500/2200=15,23

         Данный  коэффициент незначительно повысился  в 2010 году по сравнению с 2009 г.

                 3.    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

    Для того, чтобы охарактеризовать оборачиваемость дебиторской               задолженности рассчитаем следующий показатель:

    • Удельный вес дебиторской задолженности

                      УВдз=ДЗ/ОбК

                      Увдз2009= 1700/9080=0,18722

          Увдз2010=1800/9610=0,1873

             Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает  сколько раз за изучаемый период дебиторской задолженности оборачиваемость в денежные средства или средний срок, в течение которого предприятие получает оплату за свою продукцию.

                  Кобдз=выручка от реализации/среднегодовая велечина ДЗ

                                       Кобдз2009=31500/1750=18

                                       Кобдз2010=33500/1750=19,14

                             Сред ДЗ= (ДЗ2009+ДЗ2010)/2=(1700+1800)/2=1750

              4. Длительность оборота дебиторской задолжности:     

                            Tдз=365/КОб дз

                             Тдз2009=365/18=20,28

                                          Тдз2010=365/19,14=19,07

            5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:

       Коб.соб.к = выручка от реализации/соб.капитал  сг

                                         Срг.соб.к=(соб.к2009+соб.к2010)/2

                                          Срг.соб.к = (8800+8610)/2 = 8705

                                          Коб.соб.к2009 =31500/8705 = 3,62

                                           Коб.соб.к 2010 =33500/8705 =3,85

          Коэффициент оборачиваемости собственного капитала увеличился, т.е. с 1 рубля собственного капитала, в 2010 году можно было получить больше реализованной продукции, чем в 2009 году.

    6.  Длительность одного оборота собственного капитала

                                    Tсоб.к =365/Коб.соб.к

                                    Tсоб.к2009 = 365/3.62 = 100,83

                                    Tсоб.к2010 = 365/3.85 = 94,81 

     
     
     
     
     
                                    Длительность одного оборота собственного капитала уменьшилась, что говорит о правильном использовании собственного капитала.

    7.  Коэффициент оборачиваемости  денежных средств:

          Коб.ден.ср = выручка от реализации/ден.ср.+крат.обяз (срг)

          Коб.ден.ср2009 = 31500/9295=3,39

          Коб.ден.ср2010 = 33500/9295=3,61

               Дн.ср.+крат.обяз (срг) = (1680+1510+7200+8200)/2 = 9295 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выводы  и рекомендации.

            Анализ финансового  состояния предприятия необходим. В заключение анализа финансового  состояния необходимо обобщить все результаты анализа и сделать более точный диагноз финансового состояния, а также его прогноз на перспективу развития и выживания предприятия. Следует разработать также конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояния. Прежде всего это мероприятия, направленные на увеличение производства и реализации продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, а также оценить свои возможности и выбрать стратегию. В современных условиях рынка устойчивая деятельность предприятия зависит от внутренних возможностей данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

            В результате проведенного анализа финансовой деятельности ЗАО  «МеталлСервисТехнологии», можно сделать  следующие выводы о финансовом состоянии предприятия:

            В первый год своего функционирования ЗАО «МеталлСервисТехнологии» более эффективно использовало свои основные средства в целом (землю  и здание, оборудование, транспортные средства и нематериальные активы.)

            Рентабельность основных фондов предприятия постепенно увеличивается, что определяет достаточный объем прибыли по отношению к затраченным основным средствам.

            Если посмотреть на результаты расчета коэффициента оборачиваемости для ЗАО «МеталлСервисТехнологии», то можно сказать, что есть основания для беспокойства. Так как понижение числа оборотов, которые совершаются в данном периоде, свидетельствуют о понижении темпов развития предприятия, о его финансовом состоянии.

            Для того чтобы повысить эффективность использования оборотных  средств рекомендуется повысить коэффициент оборачиваемости, а именно увеличить количество оборотов, и уменьшить их длительность.

            Показатели рентабельности являются важными показателями при оценке финансового состояния предприятия. В 2010г. общая рентабельность выросла. Это стало возможным за счет вложения значительных сумм в основные средства, создания больших запасов продукции.

            Ещё один важный показатель - это платёжеспособность. Говоря о платёжеспособности, ЗАО «МеталлСервисТехнологии» в 2009 году платежеспособно, но в 2010 году платежеспособность уменьшилась и значение этих показателей стало меньше допустимых пределов (50%). Определив значение коэффициента текущей ликвидности видно, что он меньше 2, это означает, что фирма может обанкротиться, то есть не может своевременно погасить свои срочные обязательства.

            Делая выводы о показателях  доходности, можно сказать, что в  течение двух лет коэффициент  покрытия ЗАО «МеталлСервисТехнологии» изменился, причиной чего послужило  изменение цен реализации, средних  переменных издержек и структуры сбыта. Бесприбыльный оборот в 2010 году повысился по сравнению с 2009 годом.

            Современное производство должно соответствовать следующим  параметрам:

            1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

            2. Технология    производства   осложнилась    на    столько,    что    требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

    1. Требования  к  качеству не просто  возросли,  а совершенно  изменили характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации пост продажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
    2. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует   принципиально   новых   подходов   к  управлению   и   организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы. 

    1.  Экономика предприятия: Учеб. Пособ./ А.А. Прохоренко, И.Г. Беркович, М.Н. Беркович; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса. Самара, 2006. 264 с.
    2. Савицкая Г.В.     Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 
      Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400с. - 
      (Серия «Высшее образование»)
    1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая 
      энциклопедия. - СПб., Издательство «Лань», 2002. - 880 с.,ил. - 
      (Учебники для вузов. Специальная литература).
    1. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности 
      предприятия /Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: 
      Учебное пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и 
      М.С. Сапрыкина. - СПб.: Химиздат, 2004. - 288 с.:ил.
    1. Экономика предприятия: Учеб. Пособ./ А.А. Прохоренко, И.Г. Беркович, М.Н. Беркович; Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский институт бизнеса. Самара, 2006. 264 с.
    1. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: 
      Учебно - практическое пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: 
      Издательство «Дело и сервис», 2004 - 272 с.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 1. График бесприбыльного оборота 2009 года. 
     
     
     

    Р, д.е.

     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 2. График бесприбыльного оборота 2010 года. 
     
     

     

    Р, д.е.

               

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «МеталлСервисТехнологии»