Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:51, контрольная работа

Описание

Целью написания контрольной работы является изучение теоретических аспектов обеспечения внешней торговли России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Рассмотреть состояние и перспективы развития внешней торговли России;
2) Определить значение внешней торговли для современной экономики России;
3) Проанализировать конкурентные преимущества внешней деятельности РФ.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….2
2. Внешняя торговля России. Состояние и перспективы…………….3
3. Значение внешней торговли для современной экономики России..9
4. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы………….12
5. Статистика внешней торговли России за январь-июль 2008 г….. 15
6. Заключение……………………………………………………………19
7. Список литературы………………………………………………….21
Приложение…………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по международным отношениям.docx

— 60.18 Кб (Скачать документ)

     2. Значение внешней  торговли для современной  экономики России

     Россия  на протяжении длительного времени  была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям  экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

     Существенные  изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

     В системе внешнеэкономических приоритетов  России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной  Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как  в России, так и в восточноевропейском  регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические  преобразования, направленность которых  неизбежно повлекла за собой радикальные  изменения в сфере экономики.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она  имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения  во внешнюю торговлю преступных элементов  и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

     Главной целью развития внешнеэкономических  связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных  экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах  страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует  ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность  по отдельным видам продукции  может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых  технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного  качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными  преимуществами, скажем, в стоимости  трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность  некоторых своих товаров или  услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают  конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как  правило, является постепенным, так  как в той мере, в какой системе  торговли дозволено функционировать  без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

     Однако, без создания механизма эффективной  поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья  и импорта продовольствия останется  самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

     Таможенная  политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая  система в области внешнеэкономической  деятельности, ее структура, цели налоговой  политики окажут огромное влияние и  на функционирование экономики в  целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую  активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение  является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

     Таможенная  политика – это мощный рычаг, при  помощи которого государство может  и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая тем  самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

     Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами  задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских  мер. На сегодняшний день в импорте  Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая  деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной  сферой деятельности государства, то сегодня  ситуация изменилась: Российская Федерация  пошла по пути либерализации внешней  торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих  субъектов.

     Основная  задача государства в области  международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно  больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

     Средства  регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

     Наиболее  распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

     3. Конкурентные преимущества  России: плюсы и  минусы

     Будущая модель вхождения России в мировое  хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете  существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести  следующие:

     – крупные и в основном комплексные  минерально-сырьевые ресурсы, имеющие  по некоторым категориям мировое  значение;

     – наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;

     – многочисленные трудовые ресурсы с  высоким общеобразовательным уровнем  и хорошей профессиональной подготовкой;

     – крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

     Одновременно  на внешнеэкономических связях и  всей экономике страны сказываются  слабости, устранить которые в  сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя. А именно:

     – преобладание неконкурентоспособных  по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);

     – колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего  накопления;

     – слабая мотивация и низкая интенсивность  труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;

     – резкая неравномерность в экономическом  развитии регионов и разрывы в  стандартах жизни между ними;

     – ощутимая особенно после распада  единого народно-хозяйственного комплекса  СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;

     – большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с  платежами по достигшей крупных  масштабов внешней задолженности;

     – разрыв после распада СЭВ и  СССР сложившихся линий хозяйственных  и торговых связей, отсутствие опыта  бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

     В конкретных условиях начала переходного  периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост  разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических  заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной  конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее  к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных  ранее рынков зарубежья. Главной  целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных  экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     4. Статистика внешней  торговли России  за январь-июль 2005 г.

     По  данным таможенной статистики в январе-июле 2005 года внешнеторговый оборот России составил 181,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июлем 2004 года увеличился на 34,7%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 153,9 млрд.долларов США (рост на 39,7%), со странами СНГ - 27,8 млрд.долларов США (рост на 12,3%).

     Сальдо  торгового баланса в январе-июле 2005 года сложилось положительное  и составило 78,9 млрд.долларов США против 55,2 млрд.долларов США в январе-июле 2004 года.

     Экспорт России за 7 месяцев 2005 года составил 130,3 млрд.долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличился на 37,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 113,0 млрд.долларов США (рост на 41,4%), в страны СНГ - 17,3 млрд.долларов США (рост на 14,3%).

     В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес  топливно-энергетических товаров в  январе-июле 2005 года составил 65,1% от всего  объема экспорта в эти страны (в  январе-июле прошлого года - 60,1%), металлов и изделий из них - 16,7% (17,6%), продукции  химической промышленности - 5,7% (6,1%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 3,7% (4,3%).

     В январе-июле 2005 года экспорт нефти  сырой составил 124,2 млн.тонн. Цена на нефть, достигшая в июне отметки 337,2 долл./тонну, продолжала свой рост и составила в июле 368,8 долл./тонну. Поставки природного газа в январе-июле 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 12,7%, нефтепродуктов - на 16,7%, в том числе бензина - на 34,6%, дизельного топлива - на 10,1%, мазута - на 18,7%. Выросли физические объемы экспорта каменного угля на 15,5%, калийных удобрений - на 24,8%, круглого леса - на 16,0%, лесоматериалов обработанных - на 13,9%, целлюлозы - на 6,1%, газетной бумаги - на 6,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 20,7%, ферросплавов - на 42,3%, алюминия - на 11,1%. На 39,4 % (по стоимости) увеличился экспорт черных металлов.

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-июле 2005 года доля продукции  топливно-энергетического комплекса  составила 42,5% от всего объема экспорта в эти страны (в январе-июле прошлого года - 44,2%), металлов и изделий из них - 12,1% (9,5%), машин и оборудования - 19,7% (22,3%).

     По  сравнению с январем-июлем 2004 года стоимостные объемы экспорта машиностроительной продукции выросли на 13,1%, продукции  химической промышленности - на 24,5%, металлов и изделий из них - на 61,8%. Экспорт  проката плоского из железа и нелегированной стали (физические объемы) увеличился на 65,4%, черных металлов - на 65,0% (по стоимости).

     Импорт  России в январе-июле 2005 года составил 51,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июлем 2004 года вырос на 29,0%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 40,9 млрд.долларов США (рост на 35,3%), из стран СНГ - 10,5 млрд.долларов США (рост на 9,1%).

     В товарной структуре импорта из стран  дальнего зарубежья доля машин и  оборудования составила 46,7% (в январе-июле 2004 года - 44,7%), продукции химической промышленности - 18,4% (18,0%), продовольственных  товаров и сырья для их производства - 18,1% (18,2%).

     В январе-июле 2005 года по сравнению с  январем-июлем 2004 года увеличились  закупки в странах дальнего зарубежья (физические объемы) мяса птицы - на 31,4%, свежемороженой рыбы - на 33,3%, цитрусовых - на 13,1%, кофе - на 28,1%, сахара-сырца - на 46,4%, медикаментов - на 22,9%, каучука натурального и синтетического - на 32,4%, автомобилей легковых - на 49,0%.

Информация о работе Внешняя торговля России