Внешнеэкономическая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе проблем воспроизводства, качества экономического роста, инновационности и конкурентоспособности отечественной экономики условиях глобализации и выявление комплекса стратегических направлений внешнеэкономической политики, способствующих наиболее эффективной интеграции российской экономики в современную мировую хозяйственную систему.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

       Вывод. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Система и принципы внешнеэкономической политики государства главным образом повышает эффективность функционирования внешнеэкономического комплекса с поддержкой реального сектора экономики. Необходимо стремится к гласности и предсказуемости применения мер внешнеэкономической политики. Поэтому целесообразно создавать механизм специального судебного разрешения споров, которые могут возникнуть между экономическими операторами и органами исполнительной власти в связи с решениями, затрагивающими интересы бизнеса в области внешнеэкономических связей. Одновременно административные меры регулирования необходимо свести к минимуму, обеспечивающему разумный контроль государства за осуществлением экономической деятельности. Внешнеэкономическая политика должна использоваться при взаимности и общепризнанных нормах.

 

      Глава 2. Виды внешнеэкономических связей России с другими странами

     Для того, чтобы оценить положение  России во внешней экономике, мы рассмотрим ее основные направления внешнеэкономических связей.

     Азиатско-Тихоокеанское  направление. Сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского района состоит для России в: 1) экспорте традиционных отечественных товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты; 2) налаживание в Российской Федерации производства качественных товаров широкого потребления, включая домашнюю электронику и иные товары долгого пользования, по которым эти державы занимают передовые позиции в мире и готовы внести солидный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России; 3) общие научные исследования в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения крупного океана, аэрокосмической техники, медицины.

       Российская Федерация была принята в АТЭС в начале ноября 1997 г. на саммите в Ванкувере. Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в Российской Федерации. Соответственно, уровень взаимодействия России с этим регионом год от года повышается. Например, доля АТЭС во внешней торговле в России к настоящему времени увеличилась до 18,1%, в том числе по российскому экспорту - до 16,6%. Увеличилась в структуре внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья доля стран АТЭС – с 20% до 22,6 %. Наиболее значительными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходится 87,6% внешнеторгового оборота с данной группой стран или 19,8% внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья (приложение 2). Такие влиятельные члены АТЭС, как КНР и США, входят в первую десятку наших торговых партнеров, а вместе с Японией - и в первую десятку лидеров инвестиционного сотрудничества с Россией.

     В рамках  Азиатско-Тихоокеанского региона  следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением  самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Так по данным за 2008-2009 годы импорт превысил экспорт на 0,5 %, при этом количество экспорта и импорта увеличилось в 2009 году на  2,3 % по сравнению с 2008 годом (приложение 5). Несмотря на политические разногласия между Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.).

     Европейское направление. России пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами Европы составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого Евросоюз, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и Евросоюза в ближайшие годы станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.

     Согласно  данным Европейской статистике, в период с 2005 по 2009 г. товарообмен между Россией и Евросоюзом утроился в стоимостном выражении, а его доля в общей внешней торговле Европейского Союза увеличилась в два раза. В 2007 г. на страны ЕС приходилось 51,3%  внешнеторгового оборота РФ, в 2008 г. – 52,0%, доля же ЕС в мировом ВВП ниже ¼ и имеет тенденцию к снижению. На долю стран АТЭС приходится 20,4% внешнеторгового оборота России, в то же время доля этих стран в мировом ВВП составляет примерно 25%. В 2008 г. Россия стала третьим по важности торговым партнером Евросоюза после США и Китая; на нее пришлось 8% экспорта Европы и 11% импорта. Объем экспорта из России в Европу поднялся от отметки 64 млрд евро в 2005 г. до отметки в 173 млрд евро в 2008 г., а импорт — с 23 до 105 млрд евро. Как следствие, торговый дефицит Евросоюза в отношении России значительно возрос и в 2008 г. составил 68 млрд евро, в то время как в 2005 г. он равнялся 41 млрд евро. Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран Европейского Союза остаются Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится 47,7% внешнеторгового оборота с данной группой стран (приложение 2).

     Направление Содружества Независимых  Государств. Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров. Также рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой.

     По  данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

     Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).      

 Крупнейшим  экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля  которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%) (приложение 2).

     Рассмотрев  главные направления внешней  экономики России, можно составить  общую картину ее экономического положения среди развитых стран  с рыночной экономикой, внешнеторговая политика которых в условиях глобального  финансового и экономического кризиса оказывает определяющее воздействие на конъюнктуру мировых товарных рынков.

     Данные  изменения не могут не затрагивать  Россию, поскольку ее  внешнеэкономический комплекс является важнейшим сектором национальной экономики и его значение будет постоянно возрастать.  Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что к 2007 году доля России в международной торговле (суммированном мировом экспорте товаров) возросла до 2,7%. В 2008 г. доля России в мировом экспорте несколько увеличилась вследствие повышения цен на нефть – до 2,9% (9-е место в мире), по импорту – 1,8% (в 2007 г. – 1,6%, 16-е место), и она сохранила 16-место в мире. Но для того чтобы Россия существенно влияла на развитие мировой экономики, то есть, соответствовала статусу мировой державы, ее доля в мировом экспорте,  по оценкам отечественных экспертов, должна составлять не менее 10%.

     Внешнеторговый  оборот России за последние 18 лет значительно  увеличился, но его рост происходил в основном за счет повышения стоимости  нефти и других энергоносителей и увеличения их доли в общей структуре экспорта. Постоянно увеличивается экспортная квота: в советский период она не превышала 8%, в середине 1990-х гг. составляла 20%, в 2008 г. составила  26,6% (примерно в полтора-два раза выше, чем у развитых стран), что делает экономику страны весьма уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков.

     Основной  проблемой внешнеэкономической  деятельности  России в настоящее  время является низкая товарная диверсификация экспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению. В географической структуре экспорта, динамика торговли со странами СНГ почти сравнялась с динамикой торговли со странами дальнего зарубежья (+32,7% против +33,1% соответственно). В 2008 году опережающими темпами продолжал расти экспорт топливно-энергетических товаров (142,1%), в связи с чем увеличилась их доля (на 4,4 процента). В структуре экспорта снизился удельный вес других товарных групп, кроме продукции химической промышленности (приложение 3).

     В обмен на вывоз необработанного  сырья и энергоносителей страна импортирует в основном готовые  изделия (приложение 4). На долю стран СНГ в январе 2008 г. пришлось 13,9% внешнеторгового оборота России, в том числе – 13,5% экспорта и 14,7% импорта. По сравнению с январем 2007 г. доля стран СНГ в экспорте уменьшилась на 1,1 процентных пункта, а в импорте - на 2 процентных пункта. Импорт машин, оборудования и транспортных средств вырос на 28,5%, за счет стоимостного роста основных товаров: средств наземного транспорта – на 16,4%, железнодорожных вагонов – на 4,3% и оптических инструментов – в 1,7 раза. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) увеличился в 1,7 раза [5,С.497].

     Товарный  импорт России в 2008 г. по сравнению с 1999 г. увеличился в 6,5 раз. В настоящее  время он является основным сдерживающим фактором развития отечественного производства, поскольку ориентирован в первую очередь на насыщение потребительского рынка (примерно 40% от общего импорта России), что в несколько раз выше, чем в развитых странах. Импорт в России не выполняет главную задачу – стимулирование  повышения конкурентоспособности российских производителей, поэтому уровень инновационной активности в России значительно (в 5–7 раз) ниже, чем в развитых странах.

     Несовершенная структура внешней торговли России привела к тому, что положительное  сальдо торгового баланса страны за 7 месяцев 2009 года, по данным  Федеральной таможенной службы (ФТС), составило 65,1 млрд долларов, что примерно  в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

     Объем российского экспорта значительно  сократился. Главной причиной  сокращения его стоимостного объема послужило снижение уровня средних цен на основные сырьевые товары российского экспорта, тогда как физические объемы экспортных поставок остались на уровне прошлого года. Индекс средних цен экспорта в июле 2009 года составил 67,9%, тогда как индекс физического объема составил 99,2%.

     Объем импорта в Россию также уменьшился. Ситуация с ним прямо противоположна экспорту: снижение обусловлено в основном падением физических объемов поставок. В июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года индекс физического объема импорта снизился до 56,6%, тогда как индекс средних цен импортных товаров сократился незначительно и составил 94,1%. Россия, таким образом, в настоящее время лишается необходимых финансовых ресурсов для модернизации национальной экономики. Более того, российская обрабатывающая промышленность ограничивается в использовании собственной сырьевой базы, так как более половины углеводородов и 2/3 минерального сырья из добываемых уходят на экспорт. Следовательно, все более затруднительным становится переход национальной экономики к инновационной модели развития.

     Выходом из создавшейся ситуации могло бы стать  значительное снижение энергоемкости национальной экономики за счет внедрения энергосберегающих технологий и развития альтернативной энергетики, что позволило бы, с одной стороны, сохранить свое место на мировом рынке энергоресурсов, учитывая стабильный и долговременный спрос на энергоносители; с другой стороны – поэтапно перевести промышленность на более  высокий технологический уровень.

     Вследствие  перечисленных обстоятельств назрела  необходимость введения частичной государственной монополии на экспорт продукции, имеющей стратегическое значение для развития страны, в первую очередь для ее инновационного сектора. Так, за последние 15 лет (1993–2008 гг.) положительное сальдо торгового баланса превысило триллион долларов, но эти средства лишь частично получены государством (а из них лишь незначительная часть направлена непосредственно на цели инновационного развития).

     Если  в торговле товарами Россия имеет  постоянное положительное сальдо, то в торговле услугами это сальдо отрицательное. Это является серьезной проблемой нашей  внешней торговли, учитывая, что в мировой торговой системе динамика торговли услугами выше,  чем торговли товарами (табл. 1).

Таблица1

Динамика  внешней торговли услугами в Российской Федерации 2002–2008 гг. (млрд долларов)

  Экспорт Импорт
2005 25,0 4,4 9,9 4,2 38,8 4,9 16,9 3,9
2006 31,1 5,0 12,0 5,3 44,7 5,1 18,8 4,9
2007 39,4 8.1 15,9 6,3 59,1 6,1 25,8 6,2
2008 51,3 11,2 20,7 7,1 76,4 7,4 32,7 7,9

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России