Внешнеэкономическая деятельность и ее типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:12, контрольная работа

Описание

Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения не являются стабильными, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма управления внешнеэкономическими связями тесно взаимосвязаны - без активного и успешного осуществления общей экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической сферы.

Содержание

Понятие внешнеэкономической политики…………………………3
1.1.Типы внешнеэкономической политики…………………………….4
Платежный баланс …………………………………………………..6
Способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………..9
Список использованных источников ………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

кр экон_т внешнеэконом_политика - копия.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Понятие внешнеэкономической политики…………………………

3

1.1.

Типы внешнеэкономической политики…………………………….

4

1.2.

Платежный баланс …………………………………………………..

6

1.3.

Способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………..

9

 

Список использованных источников ………………………………...

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие внешнеэкономической политики государства

 

Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения не являются стабильными, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма управления внешнеэкономическими связями тесно взаимосвязаны - без активного и успешного осуществления общей экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической сферы.

Развитие внешнеэкономической деятельности в странах с переходной экономикой было связано с необходимостью перенимания рыночного опыта у развитых стран, выходом на новые рынки сбыта, необходимостью развития конкуренции, повышения уровня производства, получения иностранных инвестиций, новых технологий, финансовой поддержки для рыночной трансформации их экономик. Однако, это было невозможно при старой системе организации внешнеэкономических связей, при которой эти связи осуществлялись только специализированными внешнеторговыми организациями. Для решения проблемы развития внешнеэкономической деятельности необходимо было расширение прав предприятий предоставление им права непосредственного выхода на внешнеэкономический рынок. Кроме этого, необходимо было осуществление собственной внешнеэкономической политики, что предполагает определение основных целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с группами стран или отдельными странами, а также выработку методов и средств, обеспечивающих решение поставленных задач.

Внешнеэкономическая политика регулирует все виды внешнеэкономической деятельности:

международную торговлю товарами и услугами, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. С помощью инструментов внешнеэкономической политики государство может оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, а в отдельных случаях и внешнеэкономических связей других стран.

Современное государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется странами с помощью широкого круга различных мер, число которых постоянно растет. Это объясняется тем, что расширение внешнеэкономических связей стран требует все новых инструментов для регулирования их участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от колебаний валютных курсов, циклических спадов, недобросовестной конкуренции, для содействия укреплению национальных производителей на мировом рынке.

Следовательно,  внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является  создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.

 

 

1.1    Типы внешнеэкономической политики

 

Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство. 

Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства, это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала и утверждения мануфактурного производства. Его теоретической базой явилось учение меркантилистов, видевших источник богатства общества в активном балансе внешней торговли, обеспечивающей приток в страну золота и серебра. В последующем государства поощряли развитие отечественной промышленности путем расширения казенного строительства, выплаты субсидий, предоставления прибыльных заказов.

Основные виды протекционизма:

      селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

      отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

      коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

      скрытый протекционизм — протекционизм при помощи не таможенных методов;

      местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;

      зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права;

      коррупционный протекционизм — когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

 Первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли.

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

В чистом виде это означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. В реальности государство не устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Политика свободной торговли имеет следующие основные характеристики:

      стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом.

      позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ.

      дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей, производителей и потребителей.

      расширяет границы рынка - она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.

      свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

 

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.  В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

       уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;

       преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;

       использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;

       аграрный протекционизм;

       избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.

Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.

 

 

1.2    Платежный баланс

 

Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.

Платежный баланс – это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

      расходов граждан за рубежом.

      платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

      предоставления денежных займов другим странам

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и ее типы