Влияние экономических реформ на эффективность производства в россии в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – проанализировать влияние российских Реформ кон. XX- нач. XXI вв. на эффективность производства. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Раскрыть экономическое содержание реформы в макроэкономике;
Дать понятие и выявить сущность социально-экономических реформ;
Установить содержание российских социально-экономических реформ кон. XX- нач. XXI вв.;
проанализировать влияние реформ в экономике на эффективность производства в России
дать характеристику состоянию промышленного производства в России в кон. XX – нач. XIX вв

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание реформы в макроэкономике 5
1.1. Понятие и сущность социально-экономических реформ 5
1.2. Содержание российских социально-экономических реформ 7
Глава 2. Анализ влияния реформ в экономике на эффективность производства в России 16
2.1. Состояние промышленного производства в России в кон. XX – нач. XXI вв 16
2.2. Анализ влияния российских социально-экономических реформ на показатели эффективности производства (1991-2011гг.) 17
2.3. Оценка перспектив отечественной экономики 21
Заключение 22
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Последствия приватизации

  1. В России произошёл переход от социализма к капитализму.
  2. В России образовалась группа лиц, которые называются «олигархи» и владеют собственностью, доставшейся им за относительно малые деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. многие из которых продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной мере к пересмотру её итогов;
  4. На сегодня на повестке дня стоит дальнейшая приватизация – тех объектов, которые не были приватизированы ранее;
  5. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.

Последнее следствие – наиболее серьезное, и непосредственно относится к теме настоящей работы.

 

1.2.2. Либерализация цен

Либерализация (освобождение) цен, или отпуск цен - элемент экономической политики правительства России в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного управления в области ценообразования.

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на основную часть производимых товаров (работ, услуг). Дискуссии между высшим руководством страны о потенциалах, содержащихся в переходе к свободным ценам, начались за несколько лет до распада СССР.

В 1991 г. кризис привёл к утрате управления увеливающейся денежной массой в экономике, а продолжающийся производственный спад - к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от твердых цен к договорным не ликвидировали имеющихся сложностей. К концу 1991 г. соотношение денежной массы к товарному предложению достигло троекратного значения, что говорило об угрожающем экономическом неравновесии. Данный факт проявлялся в нарастающем дефиците товаров, особенно - продовольствия в больших городах. Для большей части специалистов стало понятным, что требуется перевод экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного управления в области ценообразования. Предполагалось прямо передать функции ценообразования субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конъюнктуры, исходя из имеющегося сейчас спроса и предложения.

Радикальное освобождение потребительских цен фактически было осуществлено 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»4 и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»5, в итоге чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного управления. При чем надзор и управление за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством. Поначалу маржа на такие товары была лимитирована, а затем в марте 1992 г. данные ограничения были отменены, чем воспользовалась основная часть регионов. Кроме либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд остальных экономических реформ, в частности, освобождение зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Последствия либерализации цен. Освобождение цен стало одним из самых важных этапов на пути перехода экономики страны на рыночные начала. По утверждению самих создателей реформ, в частности, Гайдара, при помощи либерализации магазины страны в довольно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для создания в обществе рыночных хозяйственных механизмов.

До начала реформ Правительства России предполагало, что освобождение цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. В соответствии с общепринятой точкой зрения, твердые цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало увеличенный спрос, а данный факт - в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в итоге такой коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого приблизительно в три раза, что гарантирует экономический баланс.

Тем не менее, освобождение цен не было согласовано с монетарной политикой. По причине либерализации цен к середине 1992 года отечественные организации остались на самом деле без оборотных средств. Начиная с апреля, Центральный Банк начал производить масштабное предоставление кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и денежную эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За таким шагом последовала инфляция, которая по итогам 1992 года составила 2600 %.

Освобождение цен привело к «галопирующей» инфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а кроме того - к усугублению проблемы нерегулярных выплат зарплаты. Комбинация названных моментов с экономическим спадом, с выросшим неравенством в доходах и с неравномерным распределением средней зарплаты между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для большой части населения и его обнищанию. Это в свою очередь привело к слишком резкому падению потребительского спроса, что поначалу лишь усилило экономический спад.

По мнению ряда экономистов, в обстоятельствах полной монополизации производства, освобождение цен фактически привело к смене органов, которые их регулируют: взамен Государственного Комитета по ценам таковыми стали сами монопольные структуры, следствием чего явилось резкое увеличение цен и одновременное уменьшение объёмов производства6. Таким образом проявился типично монопольный результат.

По мнению ряда экономистов, освобождение цен привело к тому, что темпы увеличения цен заметно превзошли темпы увеличения денежной массы, следствием чего являлось истинное сжатие денежной массы. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли приблизительно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился приблизительно в 280 раз7. В итоге «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не наблюдалось соответсвующего возрастания скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Ситуация усугублялась тем, что в итоге приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обороту акций, облигаций и иных ценных бумаг, которые прежде не служили объектами сделок.

При дефиците денег они стали дорогими - в той мере, в какой реальный сектор экономики оказался лишен финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике, кроме того, ускорило динамику остальных негативных процессов: падения темпов экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

Освобождение цен, не сопровождавшееся созданием сдерживающих факторов, привело не к созданию рыночного механизма конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем неоправданного увеличения цен. К тому же допущенные ошибки инициировали гиперинфляцию затрат, которая не только расстроила производство, но и привела к обесценению доходов и сбережений граждан.

 

1.2.3. Либерализация внешней торговли

 

В 1992 году в одно время с либерализацией внутренних цен было произведено освобождение внешней торговли. Либерализация внешней торговли была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Из-за этого продажа определенных сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, горючего) в обстоятельствах низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого управления и надзора на таможне, стала сверхприбыльной.

Инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям. Данный факт способствовал росту коррупции и преступности, увеличению неравенства, увеличению внутренних цен и спаду производства".

В остальном последствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на отечественный рынок и привёдший к обрушению российской лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала выпускать менее 10% от объема производства до начала реформ.

 

Глава 2. Анализ влияния реформ в экономике на эффективность производства в России

2.1. Состояние промышленного производства в России в кон. XX – нач. XXI вв

 

К началу 80-х гг. СССР смог достичь нового научно-технического уровня, обладая развитыми отраслями промышленности (электроникой, точным приборостроением, атомной промышленностью и др.). Массовым явлением стало формирование объединений производственного, научно-производственного, агропромышленного типов. Сложились и успешно работали общие энергосистема, транспортный комплекс, комплекс автоматической связи, система нефте- и газоснабжения. Увеличилась степень хозяйственных связей союзных республик и регионов. Тем не менее сохранялись административно-командный принцип управления, практика планирования и опека директивных органов над организациями.

Руководством страны на съездах КПСС многократно принимались резолюции, направленные на преодоление приоритета ведомственной бюрократии, на эволюцию экономических способов хозяйствования, на увеличение автономии организаций. Тем не менее данные резолюции оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический процесс действовал слабо. По-прежнему старая система управления сдерживала современные изменения. Серьезные деформации накопились в планировании. Допускались просчеты в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные виды сотрудничества. Ослаб экономический надзор и управление за применением видов хозяйствования. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

Курс на увеличение доходов населения, на увеличение его образования и улучшения качества жилищных условий способствовал повышению нужд, увеличению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Тем не менее производство товаров народного потребления, организация обеспечения продовольствием, динамика развития сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицины были на невысоком уровне. К концу 80-х гг. возникла глубокая необходимость в социально-экономическом обновлении, в проведении новой политики, новых приоритетов. Тем не менее данная потребность не была реализована. В итоге деформации в экономической и социальной жизни страны все более усиливались.

2.2. Анализ влияния российских социально-экономических реформ на показатели эффективности производства (1991-2011гг.)

 

Для настоящего анализа возьмем данные ГосКомСтата по динамике промышленного производства за период 1991-2011гг.

 

Таблица 2.1.

Динамика промышленного производства в России за 1991-2011гг, в %% к предыдущему году

 

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

 -

%% к предыд.году

100

84,0

86,3

78,4

95,4

92,4

101,0

 -

в безразмерных ед. к предыдущему году (=i)

1

0,84

0,86

0,78

0,95

0,92

1,01

 -

в безразмерных ед. к базисному (1991) году

1

0,84

0,72

0,57

0,54

0,5

0,51

 -

 

 

 

 

 

Таблица 2.1. (продолжение)

 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

 -

%% к предыд.году

95,2

108,9

108,7

102,9

103,1

108,9

108,0

 -

в безразмерных ед. к предыдущему году (=i)

0,95

1,09

1,09

1,03

1,03

1,09

1,08

 -

в безразмерных ед. к базисному (1991) году

0,48

0,52

0,57

0,59

0,6

0,66

0,71

 -

 

 

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 2011/ 1991

%% к предыд.году

105,1

106,3

106,8

100,6

90,7

108,2

104,7

87,8

в безразмерных ед. к предыдущему году (=i)

1,05

1,06

1,07

1,01

0,91

1,08

1,05

0,88

в безразмерных ед. к базисному (1991) году

0,75

0,79

0,85

0,85

0,77

0,84

0,88

-


 

В целом картина наблюдается следующая (рис. 2.1.).

 

Рис.2.1. Динамика промышленного производства в РФ за 1991-2011гг, в долях от уровня 1991г.

 

С 1991г до 1996г наблюдается устойчивое сокращение российского производства. При этом на графике видно, что такое снижение происходило достаточно быстро.

В 1996-1998гг производство находится на своеобразном «дне», «отрицательном плато». После 1998г (очевидно – после августовского Кризиса, произошедшего в названном году) снижение и трехлетний застой сменяются относительно медленным, но устойчивым подъемом, продолжающимся до 2007г.

Информация о работе Влияние экономических реформ на эффективность производства в россии в переходный период