Венчурный бизнес и его роль в развитии малого инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание

Особое значение для преумножения национальной силы государства с позиций мирового сообщества имеет первостепенное развитие индустрии собственно знаний и превращения знания в эффективное производство. Важную роль в процессах создания невещественных факторов и их превращения в новую технику, технологию, продукцию и услуги играет венчурная деятельность. Перед венчурным предпринимательством стоят важнейшие задачи превращения научного знания в фактор производства.

Содержание

Глава I Теоретические основы Инновационного предпринимательства
1.1 Сущность венчурного бизнеса как составляющей инновационного развития экономики 5
1.2 Венчурное финансирование в рамках малого инновационного предпринимательства 7
1.3 Зарубежный опыт развития венчурного бизнеса 12

Глава II Становление, развитие и проблемы венчурного бизнеса в россии
2.1 Основные этапы становления венчурного бизнеса в России 16
2.2 Оценка современного состояния венчурного бизнеса и его государственная поддержка 19
2.3 Проблемы развития венчурного бизнеса в современной России 22

Глава III Перспективы развития венчурного бизнеса в россии и усиление его роли в развитии малого инновационного предпринимательства 26

Заключение 29
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсашке.doc

— 579.50 Кб (Скачать документ)

Тем не менее проводившаяся ударными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.[2].

В марте 1997 г. пионеры венчурного бизнеса в России объединились в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов.

Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России, по меньшей мере, на несколько лет. Одним из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам фондового рынка среди широких слоев населения.

Кризис 1998 г. больно ударил по отрасли, существенно снизив доходность и поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Предстояло получать обратно предоставленное до кризиса в долларовом исчислении финансирование. Осенью 1998 г. многие фонды произвели переоценку стоимости своих вложений, в ряде случаев было списано 40—60% их стоимости.[10].

Трудная осень 1998 г. способствовала диверсификации инвестиционных групп (управляющих компаний). Значительная часть инвесторов к весне 1999 г. продали свои российские проекты либо, прекратив новые инвестиции, искали возможности выхода из них (в особенности это относится к американским инвесторам). В частности, свернули свою деятельность в России Providence Capital, Junction Investors, CEENIS Property Fund/PBO New Europe Property Fund; Russian Venture Capital Fund of America. Из большого разнообразия инвестиционных фондов «первой волны» деятельность в России продолжили около 50—60%. Покупателями являлись либо смежные отраслевые группы, либо более успешные и более укоренившиеся в России управляющие компании.[10].

В этих условиях инициативу по развитию венчурной индустрии в России берет в свои руки государство. 10 марта 2000 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 362-р об учреждении венчурного инновационного фонда — некоммерческой организации, создаваемой для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Одной из целей деятельности этого фонда была названа поддержка формирующихся отраслевых и региональных венчурных фондов через долевое участие в их уставном капитале.

Начиная с 2000 г. регулярно проводятся венчурные ярмарки, призванные содействовать привлечению инвестиций для перспективных проектов российских предпринимателей. Следует отметить, что на современном этапе помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России.

 

2.2 Оценка современного состояния венчурного бизнеса и его государственная поддержка

В России венчурный бизнес делает только первые шаги: существует ряд региональных венчурных центров, созданных в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития; определенные шаги в этом направлении предпринимают в последнее время Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство по науке и технологиям; Фонд поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, несмотря на крайне ограниченные финансовые возможности, пытается реализовать схему венчурного финансирования по внедрению НИОКР, вышедших на предпроектную стадию благодаря предшествующему грантовому финансированию.

По различным оценкам, сегодня в России насчитывается 160—170 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала порядка 17 млрд. долл. [13] рис.5:

Рис.5 Число венчурных фондов в России [13]

Традиционными источниками средств для вновь образуемых венчурных фондов являются: средства государства, выделяемые различным министерствам и ведомствам на реализацию разнообразных программ поддержки предпринимательства; иностранные инвестиции; инвестиции банков, средства страховых компаний, пенсионных фондов, собственные средства корпораций, накопления и сбережения населения.

При этом в экономически развитых странах создание и поддержка венчурных фондов, специализирующихся на работе с компаниями, находящимися на ранних стадиях развития (seed и start-up), происходит в основном за счет государственных инвестиций, а венчурные фонды, специализирующиеся на инвестициях на более поздних стадиях, образованы в основном за счет инвестиций частных и корпоративных инвесторов. [9]

Для российской экономики в настоящее время характерна высокая степень дифференциации регионов по уровню инвестиционной привлекательности, что связано с множеством факторов, в частности инвестиционным потенциалом региона, который определяется ресурсно-сырьевой, кадровой, производственной, финансовой обеспеченностью, и уровнем инвестиционных рисков, связанных с экономическими и политическими изменениями условий ведения хозяйственной деятельности.

Что касается государственной поддержки венчурного предпринимательства в России, то одним из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы является ОАО «Российская венчурная компания»,созданная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р. Основные цели деятельности ОАО «РВК» — стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний в сентябре 2011 года достигло 76. Совокупный объем проинвестированных средств — около 8,3 млрд. руб. [19].

Еще одной важной структурой является Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), которая видит своей основной целью содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России. Идея создания РАВИ была высказана на семинаре для менеджеров Региональных фондов венчурного капитала Европейского Банка Реконструкции и Развития (РФВК ЕБРР) в Санкт-Петербурге в декабре 1996 года. Задачами РАВИ являются:

                  Формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности.

                  Информационное обеспечение и создание коммуникативных площадок для участников российского венчурного рынка.

                  Формирование слоя квалифицированных специалистов для компаний венчурного бизнеса [20]

В 2009 г. появилась Национальная ассоциация бизнес-ангелов (НАБА) – общероссийское отраслевое объединение венчурных инвесторов ранней стадии.

В апреле 2010 года было подписано Соглашение о взаимодействии в целях обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. В Соглашении принимают участие: Внешэкономбанк, ОАО «РВК», РОСНАНО, ОАО «Российский банк развития», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», РАВИ, ЗАО «ММВБ» и Федеральное агентство по делам молодежи, к которым в апреле 2011 года присоединился и фонд «Сколково».

 

2.3 Проблемы развития венчурного бизнеса в современной России

Для большего понимания проблем российского венчурного предпринимательства уместно представить его характеристики в синтетическом виде, что позволит сравнить российский венчурный бизнес с формами венчурного бизнеса, получившими распространение в США и Западной Европе. Эти характеристики представлены в табл. 3:

Из приведенной таблицы следует, что в России на сегодняшний день по всем перечисленным условиям обеспечения рентабельности венчурного инвестирования существуют, мягко говоря, недостатки, на которые следует обратить внимание, если Россия хочет идти по пути развития венчурного капитала на своей территории.

Следует признать, что одной из проблем венчурного бизнеса являлось и является до сих пор недостаток качественных и доходных проектов, например, об этом заявляет Sputnik Technology Ventures: «Мы ограничены не объемом средств фонда, а скорее дефицитом качественных проектов» [10].

Табл.3 Характеристики венчурного бизнеса в США, Европе и России [7]

Венчурное предпринимательство в России проходит начальную фазу своего развития. Подавляющее большинство проектов являются по западным меркам крайне небольшими. В то же время затраты на экспертизу проектов можно условно считать постоянными и примерно сопоставимыми для проектов различной величины. В силу этого многие проекты не рассматриваются по причине возможных высоких удельных издержек.

Большинство отечественных проектов достаточно проработаны с технической стороны. Однако при этом общими недостатками являются:

                              отсутствие четкого позиционирования продукции и торговой марки компании на рынке, отсутствие качественного сравнительного анализа с конкурентами;

                              во многих случаях неурегулированность вопросов собственности и патентной защищенности разработок.

Одна из ключевых проблем, с которыми сталкивается инвестор при выборе объекта инвестирования, — неразвитость инфраструктуры рынка, отсутствие на нем необходимых для успешного развития сервисов. Роль инфраструктуры велика: она позволяет венчурным инвесторам снижать транзакционные издержки, что удешевляет венчурный процесс и повышает доходность инвестиций.

Наряду с этим, сдерживающим фактором следует считать неразвитость информационной инфраструктуры, нацеленной на обслуживание интересов как инвесторов, так и венчурных предпринимателей [7].

Если рассматривать законодательную базу, регулирующую инновационную деятельность, то следует отметить, что сегодня не существует специального законодательства, посвященного венчурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности надлежит использовать общие законы, регулирующие инновационную деятельность. Не существует и системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного бизнеса, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

При поддержке Интернет-издания «Бизнес журнал» проведен опрос: «Чего не хватает сегодня венчурным инвесторам в России больше всего?» Результаты видно из рис.6:

Рис.6 Результаты опроса [21]

 

Выводы ко II главе

                  С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно срав­нить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70—80-х годов.

                  На современном этапе помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях.

                  В России венчурный бизнес делает только первые шаги.

                  По различным оценкам, сегодня в России насчитывается 160—170 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала порядка 17 млрд.

                  Одна из ключевых проблем, с которыми сталкивается инвестор при выборе объекта инвестирования, — неразвитость инфраструктуры рынка, отсутствие на нем необходимых для успешного развития сервисов.

                  Сегодня не существует специального законодательства, посвященного венчурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности надлежит использовать общие законы, регулирующие инновационную деятельность.


Глава III  Перспективы развития венчурного бизнеса в россии и усиление его роли в развитии малого инновационного предпринимательства

Говоря о перспективах венчурного предпринимательства в России, следует отметить существенные темпы проводимых рыночных преобразований. Данный факт позволяет сделать предположение, что отсутствие необходимой инфраструктуры является временной проблемой и с учетом растущего спроса на услуги инфраструктурного плана, ее построение может занять не более 5-7 лет. Подобный период примерно соответствует сроку функционирования среднестатистического венчурного фонда на Западе.

Разработка механизмов и инструментов поддержки инноваций должна стать одним из приоритетов в политике правительства России.

Особым покровительством государства должно пользоваться малое наукоемкое венчурное предпринимательство. Его возможности используются в России совершенно неудовлетворительно. Мировой опыт показывает исключительную эффективность данного сегмента малого бизнеса.

Анализ опыта новых индустриальных стран свидетельствует о необходимости изменения политики правительства России в стимулировании инноваций. Пока в России не будет тщательно разработанных программ развития инновационной деятельности, частный сектор не станет участвовать совместно с государством в финансировании проектов. Некоторые меры в поддержку венчурного бизнеса российским правительством уже были предприняты.

Информация о работе Венчурный бизнес и его роль в развитии малого инновационного предпринимательства