Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание

Экономическая мысль древнего мира развивалась в период рабства, зародившегося на Востоке в IV тысячелетии до н. э., а в Древней Греции и Древнем Риме - в 1 тысячелетии до н. э., и достигло своего расцвета в V-IX вв. до н. э. Основными чертами экономического уклада Древнего мира было рабовладение и господство натурального хозяйства. Общая черта экономической мысли древнего мира это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции нравов, морали и этики того времени, развивающиеся товарно-денежные отношения (в основном в виде торгово-ростовщических операций).

Содержание

Введение
Экономическая мысль Древнего Востока
Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Трактаты Древнего Китая кр.docx

— 22.89 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

Введение

Экономическая мысль Древнего Востока

Трактаты  Древнего Китая: управление общественным хозяйством

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Экономическая мысль древнего мира развивалась  в период рабства, зародившегося  на Востоке в IV тысячелетии до н. э., а в Древней Греции и Древнем  Риме - в 1 тысячелетии до н. э., и достигло своего расцвета в V-IX вв. до н. э. Основными  чертами экономического уклада Древнего мира было рабовладение и господство натурального хозяйства. Общая черта экономической мысли древнего мира это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиции нравов, морали и этики того времени, развивающиеся товарно-денежные отношения (в основном в виде торгово-ростовщических операций). Торговля и ростовщичество, по мнению древних мыслителей, нарушали эквивалентный обмен, свойственный натуральному хозяйству, и не соответствовали так называемому «естественному порядку».

В этот период экономические воззрения носили «донаучный» характер, т. е. не были вычленены в отдельную отрасль  знаний, не имели специфической терминологии и были уделом узкого круга людей, взгляды которых дошли до нас  в виде сводов законов правителей государств, различных трактатов  мыслителей, трудов религиозных деятелей от пророков до монахов (Библия, Кодекс, Хаммурапи, Артхашастра и др.)

С появлением первых государственных образований  и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

В широком  смысле истоки современной цивилизации  мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого - Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции.

Цель  данной контрольной работы рассмотреть  экономическую мысль Древнего Востока  через изучение Трактата Древнего Китая: управление общественным хозяйством.

Задачами  данной контрольной работы являются:

  1. Рассмотрение экономической мысли всего Древнего Востока;
  2. Изучение Трактата Древнего Китая: управление общественным хозяйством;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая мысль Древнего Востока

 

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально  экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций  в экономической теории, принимаемой  в результате всеобщего одобрения  в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной  политики.

Экономические воззрения мыслителей восточных  цивилизаций – Китая, Индии, Ирана  – тесно связаны с особенностями  хозяйственного строя этих стран, созданием  государственных образований еще  в период слабого развития рыночных отношений.

Важную  роль в эволюции Востока играли природная  среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и  методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок  и нередко тормозившая прогрессивные  сдвиги в развитии производства.

В ранних цивилизациях, как отмечал А. Маршалл, «влияние экономических факторов оказывается  скрытым под поверхностью»(1). Их последствия проявляются не через  годы, а через поколения, они трудно уловимы. Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями и рекомендациями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Особенности государственно - регламентирующей системы  хозяйственной организации стран  Востока нашли отражение в  памятниках древности: хрониках, философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

Главная особенность восточного рабства  заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

 

 

2.Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством

Экономическая мысль Китая складывалась под  влиянием идей Конфуция (551-479 до н.э.), его последователя Мэн-цзы (372-289 до н.э.), философские и этико-политические воззрения которых были достаточно специфичны. Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

О социальных принципах деления общества говорится  в политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуаньцзы» (IV-III в. до н.э.). «Не могут, например, все в государстве быть знатными. Если бы все были знатными, некому было бы работать и страна осталась бы без доходов». Обосновывается незыблемость социального деления, мудрость правителей: «Династия - руководящее начало справедливости. Это значит, что социальные позиции установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты, и справедливость может стать принципом».

Крестьяне «приготовляют орудия для полевых  работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холоде удаляют сухие  колосья в ожидании пахоты ... Когда  приходит период дождей - они берут  мотыги и очищают поле от сорняков». «Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц ... ведут  бойцов нападать друг на друга».

Отвечая на вопрос, как закрепить оседлость, организовать труд народа, Гуаньцзы - министр в княжестве Ци (VI в. до н.э., записи его высказываний были сделаны позже) говорил: « ... ученым, крестьянам, ремесленникам и торговцам, четырем группам народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вперемежку. Если они будут жить вперемежку, возникнет путаница в речах и неустойчивость в делах».

Были  обоснованы принципы и организация  налогового обложения, различных повинностей (трудовой повинности, промысловой  подати), установлен принцип подворного обложения. Крестьяне не только платили  налоги, но и определенное число  дней участвовали в строительстве  укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.

С древних  времен сложилась государственная  монополия на соль. В соответствии с «законом о соли» были установлены  нормы ее добычи, коллективная ответственность  за сбор и поставку готовой продукции, наказания за незаконную торговлю солью, система поощрений за доносы властям  о нарушении закона.

Мужчины, женщины, дети «все потребляют соль»; «если  приказать, что с каждого шэна соли взимается по пол-монеты или по одной монете или две монеты тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет».

 

В «Гуаньцзы» и древнем источнике, именуемом «Ши хо» (буквально: «Продовольствие и товары»), содержится описание государственного хозяйства, рассматриваются принципы управления хозяйственной деятельностью. Государство создает и поддерживает системы ирригации, организует борьбу со стихийными бедствиями, ведет строительство оборонительных сооружений.

«Правила  поведения», нормы хозяйственных  работ детально регламентируются. «Каждая  женщина для работы должна иметь  одну иглу, один нож. Каждый пахарь для  работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для  работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску».

В древних  трактатах, хрониках «Страны внутри морей» встречаются любопытные упоминания о торговле, рыночных отношениях. «Торгуя, обменивали то, что (у кого) было, на то, чего (у него) недоставало, в результате каждый получал то, что ему нужно» («Ши хо»).

«Рынок  является регулятором всех вещей. Поэтому  если все вещи дешевы, то не будет  излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все  отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет выровненным» («Гуаньцзы»).

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и также, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

В мозаике  экономических представлений, которые  находим в документах, хрониках, трактатах китайских мыслителей древности, отражены особенности жизни  и быта, специфика социально-экономического и культурного развития страны, системы  азиатского способа производства. Довольно детально обрисованы система налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики.

По словам Й. Шумпетера, в Древнем Китае «мы обнаруживаем высокоразвитое общественное управление, повседневно занимающееся аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в дошедшей до нас китайской классической литературе».

 

 


Информация о работе Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством