«Ресурсное проклятие» – теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание

В настоящей работе обсуждаются и сопоставляются различные теории «ресурсного проклятия». Особое внимание уделено результатам, демонстрирующим, что увеличение объема сосредоточенных ресурсов может иметь положительные, либо отрицательные последствия для экономического роста в зависимости от качества институтов и экономической политики. Рассматриваются механизмы, порождающие неэффективность использования ресурсов; показано, что в основе каждого из них лежит эффект взаимодействия ресурсного богатства с рыночным несовершенством того или иного типа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ «РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ» 5
1.1. Что такое «ресурсное проклятие» 5
1.2. История понятия «ресурсное проклятие» 6
ГЛАВА 2. ПРИРОДА ТЕОРИИ «РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ» 10
2.1. Количественные показатели избыточности природных ресурсов и характеристика стран, с богатыми ресурсами 10
2.2. Механизмы ресурсного проклятия 15
2.3. Инструменты стимулирования роста при изобилии ресурсов 18
2.4. Отрицательные эффекты в условиях ресурсного проклятия 22
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 28
3.1. Экономические цели развития нефтегазового комплекса(НГК) 28
3.2. Направления развития в нефтегазовом комплексе в России 31
3.3. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса СНГ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

Курс_Ресурсн_проклятие.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Основными экономическими целями развития нефтегазового комплекса (НГК) с позиции государства являются:

▪ стабильное, бесперебойное  и экономически эффективное обеспечение внутреннего платежеспособного спроса страны нефтью и газом и продуктами их переработки (НГК = поставщик углеводородов);

▪ экономически эффективное  обеспечение внешнего платежеспособного спроса нефтью и газом и продуктами их переработки (НГК = поставщик валюты);

▪ обеспечение стабильных поступлений налогов в бюджет (НГК = поставщик налогов);

▪ генерирование платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей экономики - обрабатывающих отраслей, сферы услуг и т.п. (НГК = поставщик, генератор платежеспособного спроса на товары и услуги других отраслей).

Сами по себе природные  богатства не представляют ценности, если их не осваивать. В случае и с Азербайджаном, и с Казахстаном освоение месторождений зависит от значительного притока прямых иностранных инвестиций, поскольку внутренние финансовые ресурсы обеих стран ограниченны. В отличие от Азербайджана и Казахстана Россия испытывает гораздо меньшую потребность в иностранных инвестициях, так как на момент распада СССР российский нефтяной сектор уже был развит достаточно хорошо.

Экономическая среда  в странах СНГ осложняется  чрезмерным уровнем бюрократии, неопределенностью  в отношении правового режима, недостаточной прозрачностью и относительно низкими доходами населения. На данном фоне прямые иностранные инвестиции за пределами сектора, связанного с природными ресурсами, были небольшими. Власти рассматриваемых стран принимают меры по улучшению бизнес-климата. Например, в Казахстане правительство ведет диалог с инвесторами через Совет иностранных инвесторов.

Экономика всех трех стран  подвержена рискам при колебаниях цен  на нефть ввиду доминирующего  положения в ней нефтяного  и газового секторов. В кратко/среднесрочной перспективе данная подверженность выглядит наиболее значительной для России. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, изменение цен на нефть на 1 долл./барр. приведет к изменению темпов роста ВВП России в среднем на 0,2–0,4 процентных пункта из-за эффекта умножения.

Для России, Казахстана и  Азербайджана значительные минеральные  запасы являются очевидным благоприятным  рейтинговым фактором. В отличие от некоторых других нефтяных держав, таких, как Венесуэла, увеличивающиеся доходы от нефти, частично связанные с высокими мировыми ценами, использовались ими консервативно. Государственные бюджеты исполнялись с профицитом на протяжении нескольких лет, что способствовало стабильному снижению государственной долговой нагрузки. Кроме того, значительные поступления иностранной валюты позволили центральным банкам аккумулировать резервы и иностранные активы в нефтяных фондах.

Тем не менее, значительные запасы полезных ископаемых, а также  непредвиденные доходы, связанные с высокими ценами на нефть создают дополнительные сложности:

• Ввиду высокой зависимости  от сырьевых товаров все три рассматриваемые страны уязвимы в случае резких изменений цен на нефть, хотя и в разной степени. Более того, сдвиги в структуре налогообложения усилили зависимость госсектора от изменений цен на сырьевые товары, как и значимость стабилизирующей функции национальных нефтяных фондов.

• Повышательное давление на валютный курс, связанное со значительными нефтяными доходами и потоками прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор, усложнило кредитно-денежную политику властей.

• Укрепление реального  обменного курса затруднит развитие не нефтяного сектора. В то время как власти Казахстана заранее начали проводить активные шаги по решению данной задачи, а в Азербайджане принимались меры по ускорению темпов проведения структурных реформ, преобразования в России замедлялись, что имеет негативные последствия для долгосрочного потенциала роста.

• Наконец, в то время  как значительные поступления от нефти улучшили позиции государственного сектора по чистой задолженности, частный сектор, как в России, так и в Казахстане, использует повышение суверенной кредитоспособности для увеличения объема внешних заимствований. А значит, в отношении позиций по задолженности в стране в целом не произошло существенного улучшения. Данная тенденция влечет за собой возникновение новых рисков на уровне корпораций и банков, что может иметь последствия для экономических показателей и суверенного риска при отсутствии должного управления этими рисками.

Голландская болезнь («ресурсное проклятие»). В то время как Казахстан и Азербайджан близки к резкому увеличению добычи нефти, газа и росту соответствующих доходов, а Россия испытывает на себе благоприятное влияние более умеренного роста добычи и все еще высоких мировых цен на нефть, краткосрочный экономический прогноз выглядит довольно радужно для всех трех стран. Тем не менее "легкие" доходы за счет природных богатств уже не раз оборачивались "несчастьем" для многих стран, когда, имея значительные запасы природных ресурсов, они не смогли раскрыть свой экономический потенциал.

Неравномерное распределение  доходов может привести к концентрации власти, конфликтам и коррупции. Кроме того, растущие доходы от нефти, особенно в условиях высоких цен на нее, могут привести к слишком быстрому укреплению реального курса валюты, снижая конкурентоспособность компаний не нефтяного сектора, а также затрудняя развитие и диверсификацию экономики.

3.2. Направления  развития в нефтегазовом комплексе в России

 

Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов экономического роста в стране, обеспечивая при этом значительную часть поступлений в бюджет. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в 2009 году составила более 40%. Доля нефтегазового комплекса во всех таможенных платежах превышает 85%, а в суммарном объеме НДПИ – 90%.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 41 крупных нефтеперерабатывающих заводов, мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс.км. и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

Структуру отрасли составляют 9 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР" и "Газпром-нефть". Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геологоразведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры. Единая система газоснабжения имеет более 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов с пропускной способностью более 580 млрд. куб.м, 6,1 тыс. км. конденсатопродуктопроводов. В стране насчитывается около 530 тыс. км распределительных газопроводов.

Природный и попутных нефтяной газ является в настоящее  время основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах.

Приоритетные направления  развития в нефтегазовом комплексе:

• реализация перспективных  проектов строительства трубопроводов;

• стимулирование инвестиций в разработку месторождений и  развитие транспортной инфраструктуры;

• формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа; Разработка месторождений на шельфе;

• повышение эффективности  использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;

• стимулирование внедрения  перспективных технологий добычи и  переработки нефти и газа.

Предусматривается возможность  осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженного природного газа.

По разведанным запасам  нефти в 1992 г. Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Запасы бывшего СССР на 1991 г. составляли 23,5 млрд. тонн. По сегодняшним оценкам British Petroleum разведанные запасы нефти Росси составляют 74,2 млрд.баррелей, что ставит ее на 7 место в мире. По запасам газа 44,38 трлн.куб.м. – первое место в мире.

Добыча нефти за десять лет к 2009 г. возросла в 1,6 раза до 494,2 млн.тонн в год.

На территории Российской Федерации находятся три крупных  нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Основная из них - Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. На территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.

Вторая по значению нефтяная база - Волго-Уральская. Она расположена в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский район дает 24% нефтедобычи страны.

Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации.

Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 млрд. тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов США с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации.

Главной особенностью, размещения нефтедобывающей промышленности России – это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, сложная экологическая обстановка в регионе, дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа.

По объему запасов  природного газа продолжают лидировать страны бывшего СССР, на них приходилось 56,7, включая РФ – 48,1, далее следовали государства Ближнего и Среднего Востока – 49,5, включая Иран – 23. Таким образом, на указанные два региона по-прежнему приходиться свыше 70% мировых ресурсов газа. Доля стран Северной Америки – около 5%, Западной Европы – 4%.

Западно-Сибирская нефтегазоносная  провинция находится в Западно-Сибирской низменности, где открыты 300 нефтяных и газовых месторождений – основные запасы природного газа страны. Наиболее крупные газовые месторождения – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское – открыты в Тазово-Пурпейской газоносной области на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе.

Березовская газоносная область, расположенная вблизи Урала, включает Пунгинское. Игримское, Похромское и другие месторождения газа. В третьей газоносной области – Васюганской, которая находится в Томской области, самыми крупными месторождениями являются Мыльджинское, Лугинецкое, Усть-Сильгинское. В последние годы осваиваются ресурсы нефти и освоение крупного Русского нефтегазового месторождения.

3.3. Проблемы  и перспективы развития нефтегазового комплекса СНГ

 

Региональная экономическая  интеграция на постсоветском пространстве и в особенности в ее российско-центральноазиатском сегменте является принципиально важным условием выживания и инновационно-промышленного развития всех ее участников в условиях:

- имевшего места системного  разрыва традиционных экономических  связей в результате распада СССР;

- сырьевой ориентации  и низкой конкурентоспособности  национальных экономик;

- продолжающейся дезинтеграции  постсоветского пространства и его переформатирования в рамках навязываемых извне схем и концептов;

- высоких рисков глобализации, в том числе связанных с  современным мировым финансово-экономическим кризисом.

Нефтегазовое направление  могло бы стать здесь локомотивным и магистральным, особенно с точки зрения его политической поддержки, масштабов, глубины и интенсивности сотрудничества России со странами Центральной Азии. Все это оправданно позволяет говорить о необходимости максимально эффективного использования данного, по сути ключевого, а возможно, и последнего единственно реального направления для активизации региональных интеграционных процессов.

Здесь придется решать комплекс проблем, связанных с ярко выраженной экспортно-сырьевой ориентацией нефтегазовых отраслей России и основных центрально-азиатских экспортеров углеводородов – Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Россия и Казахстан – два крупнейших на постсоветском пространстве производителя нефти и газового конденсата экспортируют свыше 70% от общего объема добычи этих стратегических ресурсов. В свою очередь Туркменистан экспортирует на внешние рынки около 67% от общего объема добываемой в стране нефти и примерно 75% природного газа. Причем вряд ли будет оправданным стремление России и отдельных стран Центральной Азии еще более увеличивать объемы экспорта сырья, войти в число крупнейших поставщиков углеводородов на мировом рынке и за счет этого повысить свою роль в мировой экономике и международной политике.

Информация о работе «Ресурсное проклятие» – теория и практика