«Ресурсное проклятие» – теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание

В настоящей работе обсуждаются и сопоставляются различные теории «ресурсного проклятия». Особое внимание уделено результатам, демонстрирующим, что увеличение объема сосредоточенных ресурсов может иметь положительные, либо отрицательные последствия для экономического роста в зависимости от качества институтов и экономической политики. Рассматриваются механизмы, порождающие неэффективность использования ресурсов; показано, что в основе каждого из них лежит эффект взаимодействия ресурсного богатства с рыночным несовершенством того или иного типа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ «РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ» 5
1.1. Что такое «ресурсное проклятие» 5
1.2. История понятия «ресурсное проклятие» 6
ГЛАВА 2. ПРИРОДА ТЕОРИИ «РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ» 10
2.1. Количественные показатели избыточности природных ресурсов и характеристика стран, с богатыми ресурсами 10
2.2. Механизмы ресурсного проклятия 15
2.3. Инструменты стимулирования роста при изобилии ресурсов 18
2.4. Отрицательные эффекты в условиях ресурсного проклятия 22
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 28
3.1. Экономические цели развития нефтегазового комплекса(НГК) 28
3.2. Направления развития в нефтегазовом комплексе в России 31
3.3. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса СНГ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

Курс_Ресурсн_проклятие.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Однако недостаточно просто собрать налоги, необходимо еще правильно распорядиться изъятой ресурсной рентой. Пассивная стратегия состоит в том, чтобы просто сберегать доходы от сырьевого экспорта, пополняя золотовалютные резервы и стабилизационный фонд. Помимо большей устойчивости к различным макроэкономическим шокам (в частности, к изменениям мировых цен на природные ресурсы), последствием такой политики будет ослабление курса национальной валюты, благоприятное для отечественных производителей в экспортных и импортозамещающих отраслях и способствующее увеличению долгосрочных темпов роста.6 Недостаток такой пассивной политики состоит в том, что из системы изымаются ресурсы, которые могли бы быть направлены на инвестиции в производство или в развитие новых технологий.

Дальнейшее развитие этой модели предлагает Воробьев.7 Он вводит в модель Родрика два видоизменения: участие сырья в качестве фактора производства в высокотехнологичном секторе и дифференциацию рабочей силы по уровню квалификации. Автор показывает, что налогообложение ресурсного сектора более целесообразно, если собираемые средства направляются на накопление капитала, поскольку такая политика будет выгодна всем агентам,- в отличие от простого сбережения, которое будет невыгодно низкоквалифицированным работникам. Политика, ориентированная на накопление капитала, особенно выгодна в странах с плохим инвестиционным климатом, где инвестиционные риски для внешнего инвестора высоки и, соответственно, высока премия за риск, входящая в цену капитала. Направление средств на повышение минимальной заработной платы изначально признано нецелесообразным для ресурсно-ориентированных стран, поскольку в таких странах заработная плата в ресурсных отраслях выше, чем средняя по стране, и повысить ее еще больше, чтобы увеличить издержки ресурсного сектора, нереально, так как повышать придется всем.

Жукова также рассматривает в качестве средства преодоления ресурсного проклятия государственную программу инвестиций, но не в капитал, а в технологии.8 За основу берется модель “голландской болезни” Matsen, Torvik  с экстерналией типа “learning-by-doing” в промышленном секторе, из-за чего отток рабочей сил из него в сектор не торгуемых товаров при росте ресурсного богатства отрицательно сказывается на экономическом росте.9 В работе Жуковой к этой экстерналии добавляется еще одна – увеличение производительности, которое осуществляется путем государственной закупки новых технологий. В результате при росте доходов ресурсного сектора помимо эффекта “голландской болезни”, происходит еще увеличение инвестиций в технологии, из-за чего влияние ресурсов на рост оказывается немонотонным, а именно, благоприятным при небольших запасах ресурсов и отрицательным при больших запасах. Суммарное воздействие, оказываемое ресурсами, зависит также от близости страны к “переднему краю” мирового научно-технического прогресса (точнее, от близости уровня имитируемых технологий к имеющимся). Чем ближе догоняющая страна к развитым странам, тем менее эффективна имитация технологий и тем большее значение имеет эффект “голландской болезни”. Кроме того, такая инвестиционная политика может ликвидировать “голландскую болезнь” лишь в странах с развитыми институтами, хотя и в них есть пороговый уровень ресурсного богатства, связанный с эффективностью имитации технологий.

 

б) Накопление валютных резервов

Накопление валютных резервов – инструмент, используемый для достижения четырех главных целей:  1) сглаживания влияния краткосрочных колебаний цен на мировом рынке; 2) создание фонда будущих поколений при недостатке эффективных проектов капиталовложений; 3) занижения реального обменного курса; 4) привлечения FDI благодаря демонстрационному эффекту.

Говоря о третьей  функции, иногда используют термин «протекционизм валютного курса».  Накопление валютных резервов - важнейший инструмент промышленной политики низкой степени селективности. При определенных условиях он позволяет ускорить рост за счет экстерналий, стимулируя экспорт и защищая отечественных производителей. Речь идет об экстернальном воздействии развития экспортного сектора на всю экономику, либо об эстерналиях, порождаемых развитием внутренних отраслей на стадии интенсивного заимствования технологий.10 Кроме того, при сильном демонстрационном эффекте, означающем экстернальное воздействие на иностранных инвесторов,  приток инвестиций   может идти со скоростью, превышающей накопление резервов, тем самым стимулируется рост. Но, конечно, накапливать резервы удается лишь в случае относительно эффективного управления.11

 

в) Занижение цен на топливо

Обычно в развивающихся  странах уровень внутренних цен  ниже уровня цен мирового рынка. Развивающиеся страны, богатые ресурсами, и даже некоторые развитые страны (в частности, США) часто занижают цены на топливо даже в сравнении с общим уровнем внутренних цен. Занижение цен на углеводородное сырье и топливо, наряду с накоплением золотовалютных резервов, -  важнейший инструмент промышленной политики низкой степени селективности. Фактически он эквивалентен дотированию всего внутреннего производства (при этом «ставки дотаций» различны для разных секторов).  Целесообразность такой политики совсем не очевидна. Занижение цен на углеводороды должно приводить к неэкономному их расходованию и, следовательно, к снижению энергоэффективности производства. Таким образом, должны наблюдаться два разнонаправленных эффекта: с одной стороны, увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем рынке, защита внутреннего производителя от конкуренции со стороны импорта, привлечение прямых иностранных инвестиций, а с другой – увеличение издержек.

2.4. Отрицательные  эффекты в условиях ресурсного  проклятия

 

а) Конфликты

Природные ресурсы могут провоцировать конфликты в обществе, при которых различные группы и фракции борются за возможность распоряжения ими (рентоориентированное поведение). Иногда этот конфликт проявляется открыто, как сепаратистский конфликт в регионах, где добываются эти ресурсы (например, такой, как в нефтедобывающей провинции Кабинда в Анголе), однако чаще они принимают скрытые формы, такие, как борьба между министерствами или департаментами за доступ к бюджетным средствам, приводящая к снижению эффективности государственного управления в целом.

Выделяют следующие основные типы взаимосвязи между природными ресурсами и вооруженными конфликтами. Во-первых, эффекты проклятия ресурсов подрывают качество государственного управления, повышая тем самым уязвимость государства для конфликтов, вызванных другими факторами. Во-вторых, конфликты могут возникать непосредственно вокруг контроля и использования ресурсов, а также распределения поступлений от их добычи. В-третьих, доступ к доходам от ресурсов одной из участвующих в конфликте сторон, способствует продолжению конфликтов.12

В научных исследованиях широко цитируется тот факт, что для типичной страны, доля экспорта первичных ресурсов которой составляет порядка 25 % ВВП, вероятность возникновения конфликта составляет 33%, а при доле экспорта 5% ВВП - снижается до 6%.13

 

б) Налогообложение

В стандартной ситуации, когда общество не является ресурсно-зависимым, правительство облагает налогами граждан, которые, в свою очередь, требуют эффективного и ответственного управления. Это взаимодействие получило название социального контракта между правительством и гражданами. В странах, экономика которых основана на природных ресурсах, правительство не имеет необходимости облагать налогами своих граждан, так как оно имеет гарантированный источник дохода от добычи природных ресурсов. В этих условиях социальный контракт нарушается, так как правительство не чувствует себя связанным обязательствами эффективно управлять государством. Более того, часть общества, получающая доход от добычи ресурсов, может считать эффективные государственные институты и гражданское общество угрозами своему благосостоянию, и намеренно подрывать их формирование. В результате этого государство плохо выполняет свои прямые обязанности и может препятствовать формированию гражданских обществ, используя для этого доходы от природных ресурсов. Страны, экономика которых зависит от природных ресурсов, имеют тенденцию быть более тоталитарными, коррумпированными и плохо управляемыми.

 

в) Голландская болезнь

Голландская болезнь  представляет собой экономическое  явление, при котором большие  доходы от экспорта природных ресурсов оказывают негативное воздействие на развитие других секторов экономики, повышая номинальный и реальный обменные курсы национальной валюты, а также заработную плату в добывающих отраслях. Повышение обменного курса и заработной платы приводит к снижению конкурентоспособности на мировых рынках других отраслей, работающих на экспорт, прежде всего, сельскохозяйственного и обрабатывающего.

Кроме того, увеличение бюджетных  доходов, связанное с экспортом  ресурсов, часто влечет за собой повышение государственных расходов (на здравоохранение, оборону и др.), что приводит к дальнейшему повышению реального обменного курса и заработной платы.

Результирующий спад в экспортных секторах и, как следствие, еще большая  зависимость от природных ресурсов, делает экономику чрезвычайно уязвимой к неблагоприятным изменениям на рынках природных ресурсов.

 

г) Колебания доходов

Цены мирового рынка на природные ресурсы подвержены значительным колебаниям. Так, цена барреля сырой нефти выросла с 10 долларов в 1998—1999 гг. до более чем 140 долларов в 2008 г., а в начале 2009 г. упала до 50 долларов.

Если доход государственного бюджета  формируется в основном от экспорта природных ресурсов (например, согласно данным МВФ, 99,7 % экспорта Анголы в 2005 году составляли нефть и алмазы), эти колебания вносят хаос в государственные расходы. Связанные с этим резкие изменения экономического климата в стране приводят к массовым нарушениям контрактов, подрывая стабильность экономики.

 

д) Избыточные заимствования

Так как правительство  ожидает значительных поступлений  в будущем, оно начинает аккумулировать задолженность, даже при наличии  доходов от природных ресурсов. Это  поведение поощряется, так как  укрепление реального обменного курса, связанное с притоком капитала в страну или голландской болезнью, приводит к снижению процентных платежей. Природные ресурсы страны используются как залог, увеличивая размер возможного кредита. Однако, при снижении цен ресурсов на мировых рынках и падении реального обменного курса, у правительства оказывается меньше средств для выплаты более дорогого долга. Например, ряд богатых нефтью стран, как Нигерия и Венесуэла демонстрировали быстрый рост внешних заимствований во время нефтяного бума 70-х годов XX века. Однако, когда цены на нефть стали снижаться в 80-е годы, банки прекратили дальнейшую выдачу им займов, что привело к невозможности правительств расплатиться по текущему долгу и его разрастанию за счет штрафных санкций.

 

е) Коррупция

В богатых природными ресурсами странах часто наиболее простым способом удержания власти является перераспределение богатств в пользу определенных привилегированных  секторов, нежели проведение ориентированной на рост, сбалансированной экономической политики и формирование четких правил игры. Гигантские доходы от природных ресурсов подпитывают эту политическую коррупцию. Правительство в этой ситуации испытывает меньшую необходимость в формировании институциональной структуры, регулирующей экономику страны вне добывающего сектора, в результате чего остальные сектора начинают существенно отставать в развитии.14

 

ж) Недостаток диверсификации

Развитие экономической диверсификации может замедляться или приостанавливаться в связи со временной высокой доходностью добычи природных ресурсов. Предпринимаемые попытки диверсификации при этом часто представляют глобальные общественные проекты, которые могут неправильно планироваться и плохо управляться, вновь сводясь к перераспределению ресурсов. Даже в ситуациях, когда власти пытаются диверсифицировать экономику, они сталкиваются со значительными трудностями, в связи с тем, что добывающий сектор более рентабелен, нежели любой другой.

В связи с этим зависимость стран-экспортеров ресурсов от добывающего сектора растет с течением времени. Несмотря на то, что данный сектор дает большие поступления, он обеспечивает сравнительно мало рабочих мест и часто функционирует как изолированный анклав, имея незначительные связи с остальными секторами экономики.

 

з) Человеческий капитал

Во многих бедных странах  заработная плата в добывающей промышленности во много раз превышает зарплату в других секторах экономики. Это привлекает в него наиболее талантливых людей из частного и государственного сектора, негативно влияя на последние, так как лишает их наиболее квалифицированного персонала.

Другим возможным эффектом проклятия ресурсов является вытеснение из страны человеческого капитала. Государства, полагающиеся на экспорт природных ресурсов, могут пренебрегать развитием образования, так как они не испытывают в нем немедленной необходимости. Напротив, страны, бедные ресурсами, например, Тайвань и Южная Корея, прикладывают большие усилия для развития образования, что являлось одной из составляющих их экономического успеха. Следует отметить, что этот вывод оспаривается некоторыми исследователями.

 

 

ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1. Экономические  цели развития нефтегазового  комплекса (НГК)

 

Нефтегазовый сектор СНГ: влияние на экономику. Содружество  Независимых Государств (СНГ) является крупнейшим участником мировых энергетических рынков. На страны СНГ приходится около 13%–14% общемировых поставок нефти и 28% добычи природного газа. Россия является вторым крупнейшим экспортером нефти после Саудовской Аравии, а также самым крупным экспортером газа в мире. Значимость других стран региона также растет. Открытие в Казахстане в 2000 году нефтяного месторождения Кашаган стало одним из крупнейших за несколько десятилетий. Согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком и МВФ, доля нефтегазового сектора в ВВП России и Казахстана составляет около 25%, а в Азербайджане – около 35%. С учетом отраслей, которые косвенно с ним связаны, эта доля фактически может составлять около 30% ВВП в России, 30%–40% в Казахстане и более 45% в Азербайджане. При этом доходы от нефти и газа составляют более половины всех доходов от экспорта товаров и значительную долю поступлений в государственный бюджет. Такое доминирующее положение нефтегазового сектора отмеченных стран будет, вероятно, сохраняться в обозримом будущем.

Информация о работе «Ресурсное проклятие» – теория и практика