Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-4
1.Рынок и закон спроса……………………………………………………......5-10
1.1.Оценка сбалансированности потребительского рынка………........10-14
1.2.Кривая спроса……………………………………………………………15
1.3.Индивидуальный и рыночный спрос…………………………………..16
1.4.Изменение в спросе…………………………………………………..16-17
1.5.Сложные случаи в изменении спроса и предложения………………...18
1.6.Парадокс Гиффена………………………………………...............…18-19
1.7.Изменение величины спроса……………………………………………19
1.8.Спрос на ресурсы…………………………………………………….19-20
1.9.Изменение в спрос е на ресурсы………………………………………..21
2.Эластичность спроса……………………………………………………….21-23
2.1.Ценовая эластичность………….…………………………………….23-25
2.2.Формула ценовой эластичности………………………………………...25
2.3.Оценка ценовой эластичности по показателю общей выручки………26
2.4.Свойство эластичности………………………………………………26-27
2.5.Реакция экономики на сокращение совокупного спроса
и предложения……………………………………………………………28-29
2.6.Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса……………29
2.7.Факторы ценовой эластичности спроса………...……………………...29
2.8.Перекрёстная эластичность……………………………………………..30
2.9.Эластичность спроса по доходу……………………………………..30-31
2.10.Сравнение кратко- и долгосрочного
коэффициентов эластичности………………………………………………31
2.11.Подход к платежному балансу с точки зрения эластичности……….32
2.12.Ценовая эластичность спроса на экспорт и на импорт…………...33-34
3.Взаимодействие спроса и предложения……………………………………...34
3.1.Эконмический кругооборот……………………………………………..35
3.1.1.Таблица «Изменения, влияющие на спрос и предложения»………..36
3.1.2.Графики: «Динамика спроса» и «Аренда и продажа
торговых помещений»……………………………………………………....37
4.Последствия кризиса в России…………………………………………….38-40
Заключение…………………………………………………………………41-43
Список использованной литературы…………………………………….…..44

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

                                                       

Классический  подход. 
 
 

Сдвиг кривой спроса приводит к спаду         AD1                    

                    AS1

Совокупное предложение
                                              AD2 E0 AS2
  E1    
По  мере падения цен на ресурсы, объём  выпуска возвращается к естественному  уровню                            

    E2

Естественный  уровень реального выпуска продукции

 

На рисунке  противопоставлены кейнсинская  и классическая версии реакции приспособления к левостороннему сдвигу кривой совокупного  предложения из точки Е0 в точку  Е1. В классическом варианте ожидаемый  фирмами уровень цен снижается, что ведёт к смещению кривой совокупного предложения вниз до состояния нового равновесия в точке Е2 при достижении естественного уровня реального выпуска.

   Кейнс  считал, что сопротивление, которое  не позволяет снизить уровень  номинальной заработной платы,  будет препятствовать смещению вниз кривой совокупного предложения. Поэтому экономическая система будет оставаться в точке Е1, а не скользить вниз – вдоль кривой совокупного спроса. Более того, Кейнс полагал, что даже если бы номинальная заработная плата и цены на другие ресурсы снизить, кривая совокупного спроса все равно слишком неэластична, чтобы дать возможность установиться новому равновесному состоянию, соответствующему уровню реального выпуска. Поэтому, даже если цены на конечную продукцию и на ресурсы будут продолжать падать и в дальнейшем, экономика будет характеризоваться подавленным, депрессивным выпуском и высоким уровнем безработицы в течение длительного периода времени.  

2.6. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса.

   Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение её на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

   Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

   Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянном на любом произвольно взятом интервале. 

2.7. Факторы ценовой эластичности спроса.

  1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
  2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.
  3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно являются неэластичными, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
  4. Факторы времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.
 
 

2.8. Перекрестная эластичность.

    Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товара X) к изменению цены какого-то продукта (товара Y). 
     

                          %˄ объёма предложения                  %˄ Q

    Exy =                                                             =

                                 %˄ цена товара                           %˄ P 
     
     

Эта концепция  позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, тоесть количество спрашиваемой продукции X варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты X и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары X и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, тоесть являются независимыми товарами. 
 

2.9. Эластичность спроса по доходу.

   Эластичность  спроса по доходу позволяет  измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

    

                %˄ объёма спроса                   %˄ Q                где J- доход покупателя  

Ei = =

      %˄  дохода потребителя       %˄ J                  
 
 

   Для большинства  товаров этот коэффициент будет  иметь положительное значение (для  товаров высшей категории). Значение  коэффициента будет значительно  варьироваться от товара к  товару. Отрицательное значение  коэффициента эластичности спроса  по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

   Практическое  значение коэффициента эластичности  по доходу заключается в облегчении  прогнозирования того, какие именно  отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем её доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. 
 

2.10. Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности.

   При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года - краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

   Для многих  товаров спрос более эластичен  от цены для длительного периода, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

   Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного периода, а не долгосрочного периода. Это товар длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объёмом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к  большому в процентном выражении изменению объёма покупок.

   Эластичность  спроса от дохода также различна  ля долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования – обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объёма текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности – спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют «цикличными» - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе. 

 

2.11. Подход к платёжному балансу с точки зрения эластичности.

   Этот подход описывает влияние девальвации национальной валюты на текущий платёжный баланс страны. Впервые он был изложен в работах Альфреда Маршалла и Аббы Лернера, а затем расширен Джоан Робинсм (1937) и Фрицем Махлупом (1955).

Основные  допущения анализа.

   Модель  опирается на ряд упрощающих  допущений: обращая особое внимание  на условия спроса, она предлагает, что эластичность предложения  внутренних экспортных товаров  и зарубежных экспортных товаров  совершенна, так что изменения  в объёме спроса не оказывают влияние на цены. На практике такие допущения означают, что внутренние и зарубежные цены являются фиксированными, поэтому изменения в относительных ценах происходят вследствие изменений номинального валютного курса.

   Центральная  идея подхода с точки зрения эластичности состоит в том, что существуют два непосредственных эффекта девальвации валюты на платёжный баланс: Один действует в сторону сокращения дефицита текущего баланса, а другой – в сторону ухудшения состояния текущего счета по сравнению с тем, который наблюдался до девальвации. Такой вывод противоречит результатам, которые мы получили в нашей простой модели валютного рынка.

   Введем  некоторые обозначения. Текущий  счет платежного баланса (СА) можно  выразить через стоимость национальной  валюты:

                                    CA=PXv- SP *Mv (01)

Где P – уровень внутренних цен,

       Xv – объём экспорта,

       S – обменный курс (количество национальной валюты за одну единицу иностранной валюты)

       P* -уровень цен за рубежом,

       Mv – объём импорта.

   

   Примем  уровень внутренних и зарубежных  цен за единицу и обозначим  стоимость экспорта, выраженного  в национальной валюте (PXv), как  X, а стоимость импорта, выраженного  в иностранной валюте (P*Mv),- как  М. Используя эти упрощения,  запишем уравнение в такой форме: 

                                      CA= X- SM                                   (02)

   Дифференцируем  уравнение и получим: 

                                      dCA= dX- SdM- MdS                     (03)

Разделим уравнение на изменение обменного курса dS:

                                                        (04) 

2.12. Ценовая эластичность спроса на экспорт и ценовая эластичность спроса на импорт.

   Теперь нам надо ввести два определения. Ценовая эластичность спроса на экспорт  h (price elasticity of demand for export) определяется как процентное изменение экспорта вследствие процентного изменения в цене, представленное процентным изменением в обменном курсе; это позволяет определить ценовую эластичность спроса на экспорт как:

      h

или: 

                             dX=h                                           (05) 

Ценовая эластичность спроса на импорт h - это процентное изменение импорта вследствие процентного изменение его цены, представленное процентным изменением в обменном курсе; это позволяет определить ценовую эластичность спроса на импорт: 

                                     h

или: 

      dM=-h  (06)

Представляя (05) и (06) в (04), мы получаем: 

                              

Информация о работе Эластичность спроса