Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса. От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.
Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-4
1.Рынок и закон спроса……………………………………………………......5-10
1.1.Оценка сбалансированности потребительского рынка………........10-14
1.2.Кривая спроса……………………………………………………………15
1.3.Индивидуальный и рыночный спрос…………………………………..16
1.4.Изменение в спросе…………………………………………………..16-17
1.5.Сложные случаи в изменении спроса и предложения………………...18
1.6.Парадокс Гиффена………………………………………...............…18-19
1.7.Изменение величины спроса……………………………………………19
1.8.Спрос на ресурсы…………………………………………………….19-20
1.9.Изменение в спрос е на ресурсы………………………………………..21
2.Эластичность спроса……………………………………………………….21-23
2.1.Ценовая эластичность………….…………………………………….23-25
2.2.Формула ценовой эластичности………………………………………...25
2.3.Оценка ценовой эластичности по показателю общей выручки………26
2.4.Свойство эластичности………………………………………………26-27
2.5.Реакция экономики на сокращение совокупного спроса
и предложения……………………………………………………………28-29
2.6.Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса……………29
2.7.Факторы ценовой эластичности спроса………...……………………...29
2.8.Перекрёстная эластичность……………………………………………..30
2.9.Эластичность спроса по доходу……………………………………..30-31
2.10.Сравнение кратко- и долгосрочного
коэффициентов эластичности………………………………………………31
2.11.Подход к платежному балансу с точки зрения эластичности……….32
2.12.Ценовая эластичность спроса на экспорт и на импорт…………...33-34
3.Взаимодействие спроса и предложения……………………………………...34
3.1.Эконмический кругооборот……………………………………………..35
3.1.1.Таблица «Изменения, влияющие на спрос и предложения»………..36
3.1.2.Графики: «Динамика спроса» и «Аренда и продажа
торговых помещений»……………………………………………………....37
4.Последствия кризиса в России…………………………………………….38-40
Заключение…………………………………………………………………41-43
Список использованной литературы…………………………………….…..44

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

   Спрос на деньги, его виды и факторы

Виды спроса на деньги обусловлены двумя основными  функциями денег: 1) функции средства обращения и 2) функции запаса ценности. Первая функция обусловливает первый вид спроса на деньги – Трансакционный. Поскольку деньги являются средством обращения, т.е. выступают посредником в обмене, они необходимы людям для покупки товаров и услуг, для совершения сделок.

Трансакционный  спрос на деньги (transaction demand for money)–  это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. для покупки товаров  и услуг. Этот вид спроса на деньги был объяснен в классической модели, считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественной теории денег, т.е. из уравнения обмена (предложенного американским экономистом И.Фишером) и кембриджского уравнения (предложенного английским экономистом, профессором Кембриджского университета А.Маршаллом).

    Из уравнения количественной теории денег (уравнения Фишера): M x V= P x Y следует, что единственным фактором реального спроса на деньги (M/Р) является величина реального выпуска (дохода) (Y). Аналогичный вывод следует и из кембриджского уравнения. Выводя это уравнение А.Маршалл предположил, что если человек получает номинальный доход (Y), то некоторую долю этого дохода (k) он хранит в виде наличных денег. Для экономики в целом номинальный доход равен произведению реального дохода (выпуска) на уровень цен (Р х Y), отсюда получаем формулу: М = k РY, где М – номинальный спрос на деньги, k – коэффициент ликвидности, показывающий, какая доля дохода хранится людьми в виде наличных денег, Р – уровень цен в экономике, Y – реальный выпуск (доход). Это и есть кембриджское уравнение, которое также показывает пропорциональную зависимость спроса на деньги от уровня совокупного дохода (Y). Поэтому формула трансакционного спроса на деньги: (М/Р)DТ = (М/Р)D (Y) = kY. Примечание. Из кембриджского уравнения можно получить уравнение обмена, так как k = 1/V).

Поскольку трансакционный спрос на деньги зависит только от уровня дохода (и эта зависимость  положительная) (рис. 1.(б)) и не зависит  от ставки процента (рис. 1.(а)), то графически он может быть представлен двумя способами:

Точка зрения о  том, что единственным мотивом спроса на деньги является использование их для совершения сделок, существовала до середины 30-х годов, пока не вышла в свет книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В которой Кейнс к трансакционному мотиву спроса на деньги добавил еще 2 мотива спроса на деньги - мотив предосторожности и спекулятивный мотив - и соответственно предложил еще 2 вида спроса на деньги: предусмотрительный и спекулятивный.

Предусмотрительный  спрос на деньги (спрос на деньги из мотива предосторожности – precautionary demand for money) объясняется тем, что помимо запланированных покупок люди совершают и незапланированные. Предвидя подобные ситуации, когда деньги могут потребоваться неожиданно, люди хранят дополнительные суммы денег сверх тех, которые им требуются для запланированных покупок. Таким образом, спрос на деньги из мотива предосторожности проистекает также из функции денег как средства обращения. По мнению Кейнса, этот вид спроса на деньги не зависит от ставки процента и определяется только уровнем дохода, поэтому его график аналогичен графику трансакционного спроса на деньги.

   Спекулятивный спрос на деньги (speculative demand for money) обусловлен функцией денег как запаса ценности (как средства сохранения стоимости, как финансового актива). Однако в качестве финансового актива деньги лишь сохраняют ценность (да и то только в неинфляционной экономике), но не увеличивают ее. Наличные деньги обладают абсолютной (100%-ной) ликвидностью, но нулевой доходностью. При этом существуют другие виды финансовых активов, например, облигации, который приносят доход в виде процента. Поэтому чем выше ставка процента, тем больше теряет человек, храня наличные деньги и не приобретая приносящие процентный доход облигации. Следовательно, определяющим фактором спроса на деньги как финансовый актив выступает ставка процента. При этом ставка процента выступает альтернативными издержками хранения наличных денег. Высокая ставка процента означает высокую доходность облигаций и высокие альтернативные издержки хранения денег на руках, что уменьшает спрос на наличные деньги. При низкой ставке, т.е. низких альтернативных издержках хранения наличных денег, спрос на них повышается, поскольку при низкой доходности иных финансовых активов люди стремятся иметь больше наличных денег, предпочитая их свойство абсолютной ликвидности. Таким образом, спрос на деньги отрицательно зависит от ставки процента, поэтому кривая спекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис. 2.(б)). Такое объяснение спекулятивного мотива спроса на деньги, предложенное Кейнсом, носит название теории предпочтения ликвидности. Отрицательная зависимость между спекулятивным спросом на деньги и ставкой процента может быть объяснена и другим способом – с точки зрения поведения людей на рынке ценных бумаг (облигаций). Из теории предпочтения ликвидности исходит современная портфельная теория денег. Эта теория исходит из предпосылки, что люди формируют портфель финансовых активов таким образом, чтобы максимизировать доход, получаемый от этих активов, но минимизировать риск. А между тем именно самые рискованные активы приносят самый большой доход. Теория исходит из уже знакомой нам идеи об обратной зависимости между ценой облигации, которая представляет собой дисконтированную сумму будущих доходов, и ставкой процента, которую можно рассматривать как норму дисконта. Чем ставка процента выше, тем цена облигации меньше. Биржевым спекулянтам выгодно покупать облигации по самой низкой цене, поэтому они обменивают свои наличные деньги, скупая облигации, т.е. спрос на наличные деньги минимален. Ставка процента не может постоянно держаться на высоком уровне. Когда она начинает падать, цена облигаций растет, и люди начинают продавать облигации по более высоким ценам, чем те, по которым они их покупали, получая при этом разницу в ценах, которая носит название capital gain. Чем ставка процента ниже, тем цена облигаций выше и тем выше capital gain, поэтому тем выгоднее обменивать облигации на наличные деньги. Спрос на наличные деньги повышается. Когда ставка процента начинает расти, спекулянты снова начинают покупать облигации, снижая спрос на наличные деньги. Поэтому спекулятивный спрос на деньги можно записать как: (M/P)DA = (M/P)D = - hR.

    Общий спрос на деньги складывается из трансакционного и спекулятивного: (M/P)D = (M/P)DT + (M/P)DA = kY – hR, где Y – реальный доход, R – номинальная ставка процента, k - чувствительность (эластичность). Изменения спроса на деньги к изменению уровня дохода, т.е. параметр, который показывает, на сколько изменяется спрос на деньги при изменении уровня дохода на единицу, h – чувствительность (эластичность) изменения спроса на деньги к изменению ставки процента, т.е. параметр, который показывает, на сколько изменяется спрос на деньги при изменении ставки процента на один процентный пункт (перед параметром k в формуле стоит знак «плюс», поскольку зависимость между спросом на деньги и уровнем дохода прямая, а перед параметром h стоит знак «минус», так как зависимость между спросом на деньги и ставкой процента обратная).

В современных  условиях представители неоклассического направления также признают, что  фактором спроса на деньги является не только уровень дохода, но и ставка процента, причем зависимость между  спросом на деньги и ставкой процента обратная. Однако они по-прежнему придерживаются точки зрения, что существует единственный мотив спроса на деньги – трансакционный. И именно трансакционный спрос обратно зависит от ставки процента. Эта идея была предложена и доказана двумя американскими экономистами Уильямом Баумолем (1952 г.) и лауреатом Нобелевской премии Джеймсом Тобином (1956 г.) и получила название модели управления наличностью Баумоля-Тобина.

Предложение денег

   Предложением денег называется наличие всех денег в экономике, т.е. это денежная масса. Для характеристики и измерения денежной массы применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. В США расчет предложения денег ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии – по трем, в Англии и Франции – по двум. Это объясняется особенностями денежной системы той или другой страны, в частности значимостью различных видов депозитов.

Однако во всех странах система денежных агрегатов  строится одинаково: каждый следующий  агрегат включает в себя предыдущий.

Рассмотрим систему  денежных агрегатов США.

Денежный агрегат  М1 включает наличные деньги (бумажные и металлические, т.е. банкноты и  монеты - currency) (в некоторых странах  наличные деньги выделяют в отдельный  агрегат – М0) и средства на текущих  счетах (demand deposits), т.е. чековые депозиты или депозиты до востребования.

М1 = наличность + чековые вклады (депозиты до востребования) + дорожные чеки

Денежный агрегат  М2 включает денежный агрегат М1 и  средства на нечековых сберегательных счетах (save deposits), а также мелкие (до $100 000) срочные вклады.

М2 = М1 + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты.

Денежный агрегат  М3 включает денежный агрегат М2 и  средства на крупных (свыше $100 000) срочных  счетах (time deposits).

М3 = М2 + крупные  срочные депозиты + депозитные сертификаты.

Денежный агрегат L включает денежный агрегат М3 и  краткосрочные государственные  ценные бумаги (в основном казначейские векселя – treasury bills)

L = М3 + краткосрочные  государственные ценные бумаги, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги

Ликвидность денежных агрегатов увеличивается снизу  вверх (от L до М0) , а доходность –  сверху вниз (от М0 до L).

Компоненты денежных агрегатов делятся на: 1) наличные и безналичные деньги и 2) деньги и «почти-деньги» («near-money»)

К наличным деньгам  относятся банкноты и монеты, находящиеся  в обращении, т.е. вне банковской системы. Это долговые обязательства  Центрального банка. Все остальные  компоненты денежных агрегатов (т.е. находящиеся  в банковской системе) представляют собой безналичные деньги. Это долговые обязательства коммерческих банков.

Деньгами является только денежный агрегат М1 (т.е. наличные деньги – C (currency), являющиеся обязательствами  Центрального банка и обладающие абсолютной ликвидностью и нулевой  доходностью, и средства на текущих счетах коммерческих банков – D (demand deposits), являющиеся обязательствами этих банков): М = С + D

Если средства со сберегательных счетов легко переводятся  на текущие счета (как в США), то показатель D будет включать и сберегательные депозиты.

Денежные агрегаты М2, М3 и L – это «почти деньги», поскольку  они могут быть превращены в деньги (так как можно: а) либо снять средства со сберегательных или срочных счетов и превратить их в наличность, б) либо перевести средства с этих счетов на текущий счет, в) либо продать государственные ценные бумаги).

Таким образом, предложение денег определяется экономическим поведением:

Центрального  банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги (С);

коммерческих  банков (банковского сектора экономики), которые хранят средства на своих счетах (D)

населения (домохозяйств и фирм, т. е небанковского сектора экономики), которые принимают решения, в каком соотношении разделить денежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах (депозитами). 

1.1. Оценка сбалансированности потребительского рынка.

Материал, изложенный в этом разделе, предложен в порядке обсуждения. В данном разделе авторы стремились проанализировать взаимодействие и сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке. Классическая микроэкономическая теория и теория организации отрасли (отраслевая экономика) изучают структуру отраслевых рынков и конкуренцию на отраслевом рынке, ценообразование и результат деятельности рынка с точки зрения поведения фирмы-производителя, а также результативность или эффективность функционирования отрасли с точки зрения благосостояния производителя, потребителя и общества в целом. На рынках, трансформирующихся от плановой системы к рыночной возникают специфические проблемы в таких областях: как соотношение уровня и структуры спроса и предложения, развитие конкуренции, развитие инфраструктуры рынка, ситуация на рынках ресурсов и готовых продуктов и другие, анализ которых является чрезвычайно важным для изучения отраслевых рынков, а также для разработки экономической политики переходного периода. Более углубленный анализ, выходящий за рамки данного доклада, предполагает исследование структуры товарных (отраслевых) рынков и ее влияние на результат/эффективность рынка, поведение фирм при данной структуре отраслевых рынков.

   Согласно теории рынок сбалансирован и находится в равновесии, когда сложившийся уровень цены таков, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Это означает, что в равновесном рынке все покупатели, которые хотят приобрести товар по рыночной цене, имеют к нему легкий доступ, а все продавцы, которые хотят продать товар или услугу легко находят покупателя для своих товаров. Несбалансированность рынка может выражаться в дефиците или избытке товара или услуги на рынке. Для того, чтобы правильно анализировать ситуацию на рынке, необходимо знать зависимость спроса на товар и предложения товара от цены, а также влияния других неценовых факторов на уровень спроса и предложения, то есть вид функций спроса и предложения. Изучение функций спроса и предложения по группам товаров требует специфических данных и численного анализа. Поэтому в этом разделе ввиду недостатка требуемой информации мы рассмотрим ситуации, складывающиеся на потребительском рынке в описательном виде.

В практике экономических  ведомств существовали и разрабатываются  в настоящее время оценки сбалансированности рынка в виде балансов спроса и  предложения по отдельным товарным группам. В приложениях 4-6 приведены балансы для 1995-1997 годов. Баланс состоит из распределительной и ресурсной частей. Распределительная часть, которая фактически используется в качестве оценки прогнозируемого спроса, включает потребность населения исходя из фактически сложившегося потребления прошлого периода, потребности государственных нужд, а также потребности для осуществления запасов в натуральном выражении. В ресурсной части отражаются источники предложения товаров: остатки, прогноз объемов производства, импорт как источник покрытия дефицита ресурсов для удовлетворения распределительной части. По сути дела, этот метод унаследован из практики советского планирования, и в нынешних условиях может характеризовать только то, насколько предложение отклоняется от покрытия предполагаемых потребностей общества, данный метод не характеризует ситуацию на товарном рынке. Ниже в таблице представлены оценки степени удовлетворения потребности, рассчитанные по товарным балансам как (предложение-потребность)/потребность. Товарное предложение включает товарные запасы в оптовой и розничной торговле. 

Информация о работе Эластичность спроса