Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

* ВВЕДЕНИЕ 3
* 1. Эластичность спроса 5
o 1. 1. Измерение эластичности спроса 8
o 1. 2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 11
o 1. 3. Перекрестная эластичность спроса 12
o 1. 4. Эластичность спроса по доходу 13
* 2. Эластичность предложения 16
* Заключение 19
* Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения. 

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что  несовершенство общественной структуры  производства на поверхности выступает  как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами. 

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции. [9] 

Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок  от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.  

Как показано на рис.5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке. 

Теперь  рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится спрос или предложение.

 

4.Сдвиг  рыночного равновесия

4.1. Сдвиг  рыночного равновесия, вызванный  изменением спроса 

Представим, что произошло увеличение спроса на товар. 

Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок  от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Эта ситуация представлена на рис.6а. 

Первоначальную  ситуацию на рынке отражают линии  спроса D и предложения S, точка равновесия E, равновесные объем и цена, соответственно, QE и PE . 

Теперь представим, что повысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товар увеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2. При цене PE и новом спросе D2 . На рынке образуется дефицит в размере QE - Q3. Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По мере того как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена на рынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночное равновесие (точка Е2), где QD2=QS. 

Новый равновесный объем будет равен Q2, а новая равновесная цена P2. 

Таким образом, при прочих равных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной  цены (P2>PE) и равновесного объема продаж (Q2>QE). 

Теперь  представим, что наш товар сократился. 

Представим, что снизились доходы населения. Новая линия спроса займет положение D1. При цене PE и новом спросе D1 на рынке появится избыток товаров, равный Q - QE . Цена и объем предложения будут снижаться до тех пор, пока QS = QD1 , то есть до установления нового равновесия (точка Е2), при котором Р1<PE и Q1<QE . 

Как видим, уменьшение спроса на товар при прочих равных условиях вызовет снижение равновесной  цены и сокращение равновесного объема продаж.[3]

4.2. Сдвиг  рыночного равновесия, вызванный  изменением

предложения 

Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится предложение товара. 

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую  точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара . 

Такая ситуация представлена на рис. 6б, где  линии D и S - первоначальные линии спроса и предложения, точка E - точка равновесия, QE и PE - первоначальные равновесные объем и цена. 

Представим, что увеличилось предложение  товара. Тогда линия предложения S сдвинется в положение S1. 

По старой цене (PE) производители будут предлагать к продаже уже большее количество товара (Q3), а так как спрос остался неизменным при этой цене, на рынке образуется избыток товара, равный QE - Q3. В результате продавцы начнут снижать цену на свою продукцию; по мере того как цена на рынке будет снижаться, покупатели будут увеличивать объем спроса на товар. Снижение цены и увеличение объема спроса будет происходить до тех пор, пока на рынке не установится новое равновесие в точке E1, и равновесные цена и объем будут равны соответственно P1 и Q1. 

Таким образом, при прочих равных условиях увеличение предложения вызовет  снижение равновесной цены и увеличения равновесного объема. 

В результате уменьшения предложения линия предложения S сдвинется в положение S2. При  первоначальной цене равновесия (PE) на рынке образуется дефицит, равный Q - QE . На рынке произойдет повышение цены и снижение объема спроса. Новое равновесие установится в точке E2 при цене P2>PE и объеме продаж Q2>QE . 

Таким образом, при прочих равных условиях уменьшение предложения вызовет повышение рыночной цены и сокращение равновесного объема продаж. 

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается  именно по этой схеме. Равновесие - закон  для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.[3]

 

Глава 2: Проблемы формирования и функционирования отечественного рынка

1. Функции  и проблемы рынка

Воздействие рынка на повышение эффективности  развития экономики проявляется во многих направлениях:

1. Конкуренция  заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно  увеличение массы прибыли. Следовательно,  рынок выполняет функцию стимулирования  экономики используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.

2. Фирмы,  участвующие в производстве, выпускают  продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма  сохраняет конкурентоспособность.  Поэтому рынок заставляет быстро  адаптироваться к спросу, менять  ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это функция адаптации производства к меняющемуся спросу.

3. Отсталые  и морально устаревшие производства  в условиях рынка не могут  победить в конкуренции и неизбежно  разоряются. Это санирующая функция  рынка. Она улучшает производственную структуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, так как ее теперь представляют более эффективные производители.

4. Рынок  выполняет и информационную функцию.  Она дает возможность производителям  на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.

Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отменить несовершенства рынка.

1. Рынок  не может регулировать бумажное  денежное обращение, согласуя  его с товарной массой. Поскольку  в этом процессе присутствие  частного интереса абсолютно  исключено, выпуск денег и контроль  за денежным обращением должно  выполнять государство.

2. Рынок  в состоянии удовлетворить только  те потребности, которые выражаются  через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие  потребности общества. Это расходы  на государственное управление, правопорядок, национальную оборону,  систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и толко оно может обеспечить их удовлетворение.

3. Следуя  жестким правилам конкурентной  борьбы, рынок стимулирует внедрение  новых технологий и повышение  качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень не охотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.

4. Частные  интересы отдельных производителей  в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

5. Рынок,  отбирая только сильных производителей  и квалифицированную рабочую  силу, остается безжалостен к  слабым и социально незащищенным  слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.[11]

2. Государственное  регулирование

2.1. Контроль  над ценами

Ценовое вмешательство, или контроль над  ценами, осуществляет государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные  структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование  чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами или любого вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Решена ли проблема низкодоходных групп общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная цена, поскольку теперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную надбавку. Низкодоходным группам общества эти товары и цены стали еще более недоступны, а число неплатежеспособных граждан возросло.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения